Получи документы

Методы, приемы ознакомления дошкольников с изобразительным искусством

Надия Аширова
Методы, приемы ознакомления дошкольников с изобразительным искусством

МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ.

СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ПОДГОТОВИЛА:

ВОСПИТАТЕЛЬ,

АШИРОВА Н. Х.

1 СЛАЙД. МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ.

2 слайд. «Искусство – это

Искусство - это «образ», образ мира, человека, сформировавшийся в сознании художника и выраженный им в слове, звуках, красках, форме.

Публикация «Методы, приемы ознакомления дошкольников с изобразительным искусством» размещена в разделах

Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста.

3 слайд. «Искусство призвано…»

Искусство призвано :

«раскрывать истину в чувственной форме» (Гегель)

«исправлять природу» (Вольтер)

• «способствовать тому, чтобы люди глубже понимали жизнь и больше ее любили» (Р. Кент)

«озарять светом глубины человеческой души» (Р. Шуман)

Эти высказывания раскрывают педагогические возможности живописи.

Без воспитания с дошкольного возраста уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности.

Прежде чем говорить о методах и приемах ознакомления дошкольников с изобразительным искусством, напомню о видах и жанрах изобразительного искусства.

4 слайд. Виды и жанры изобразительного искусства :

Изобразительные :

• Живопись (пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетная картина)

• Графика,

• Скульптура

Неизобразительная :

• Архитектура

Декоративно-прикладное искусство (сюжетное, орнаментальное).

В условиях современного общества педагоги, художники, искусствоведы всё чаще выделяют искусство как важнейшее средство гуманизации личности. Ознакомление детей дошкольного возраста с различными видами изобразительного искусства создаёт условия для развития их художественного творчества. Задача воспитателя - так организовать изобразительную деятельность детей, чтобы она носила активный и творческий характер.

5слайд. «Методы ознакомления дошкольников с изобразительным искусством».

Для ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства можно использовать следующие методы : наглядные и словесные. Метод наблюдения лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству, так как искусство - средство познания и отражения окружающей действительности. От степени развития у детей умения наблюдать, устанавливать связи между явлениями окружающей жизни, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей.

Использование картин и репродукций. Картины применяются для уточнения представлений детей об окружающем мире и для пояснения средств и способов изображения.

Картина как художественное произведение ярко, эмоционально передаёт образ. Применение картины обеспечивает повторность восприятия и возможность выделить главное, характерное для последующего изображения.

Рассматривание картин может быть рекомендовано в тех случаях, когда нет нужного предмета, а также может служить средством ознакомления детей с некоторыми приёмами изображения на плоскости.

Использование образов художественной литературы.

Художественный образ, воплощенный в слове, обладает своеобразной наглядностью. В нём заключено характерное, типичное, свойственное данному явлению и выделяет его среди других.

Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения.

С целью оживления в памяти детей ранее воспринятых образов предметом можно использовать короткие стихотворения и отрывки из художественных произведений. В некоторых случаях словесный образ сопровождает показ натуры или приёмов изображения.

Воспитателю следует серьёзно подойти к подбору художественных произведений и отрывков из них для иллюстрирования. Словесный образ должен включать изобразительные моменты, показывать те черты предметы, которые связаны с его зрительным восприятием (цвет, форма, положение). Художественный литературный образ вызывает работу не только воспроизводящего воображения, но и творческого.

6 слайд. «Приемы ознакомления дошкольников с изобразительным искусством».

Р. М. Чумичева в своей книге «Дошкольникам о живописи» предлагает для более успешного ознакомления с произведениями изобразительного искусства следующие методы и приемы.

Прием пояснения применяется при первых беседах для уточнения представления детей о картине, помогает уточнить ответы детей. Этот прием помогает всматриваться в картину. Содержание эмоционально окрашено, богато интонациями. Дети внимательно слушают рассказ по картине, смотрят и видят детали, соотносят изображенные предметы с реальными, выделяют главное в содержании произведения, устанавливают связи между предметами и явлениями, изображенными на картине. Используется в случае, когда дети затрудняются с ответом.

Прием сравнения можно использовать для того, чтобы развивать у детей мыслительные процессы - умение делать анализ и выводы на основе умозаключений. Например, я использую при сравнении одной картины с другой. Направляю внимание детей на колорит картины — сочетание красок, характерное, например, для весеннего дня. Прошу детей рассказать о цветовых сочетаниях, передающих пасмурный (ясный) день в картине.

Прием акцентирования деталей раскрывает выразительность части картины, именно на ней сосредотачивает внимание, усиливает восприятие детей и помогает им установить взаимосвязь между частью и целым в картине. Прежде чем спрашивать «о чем картина?», надо научить детально рассматривать произведение. Вопросы обобщенного характера задаются в том случае, если дети приобрели умение ее анализировать.

Прием активизации предполагает эмоциональный отклик у детей на картину.

Прием оживления детских эмоций способствует оживлению у детей ранее пережитых эмоций в процессе восприятия картины (выразительное чтение или прослушивание музыкального произведения).

Прием «вхождения» в картину. Используя этот прием, я предлагаю детям представить себя на месте изображенного человека. Этот прием оживляет, усиливает, раскрашивает все детали содержания, подсказывает верную интонацию, переносит на изображаемое место, учит сопереживанию и будит воображение детей. Этот прием тесно связан с игрой и творческой фантазией, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание.

Прием музыкального сопровождения используется как перед восприятием картины, так и во время ее рассматривания. Музыка является фоном для рассказа воспитателя или детей об изображенном. Можно, подбирая музыку, устанавливать связь между живописным и музыкальным образом.

Игровой прием, при помощи которого можно заинтересовать ребенка содержанием картин. Игровые приемы сосредотачивают внимание детей на необходимой для восприятия части картины, активизируют мыслительную деятельность, вызывают интерес к произведению, формируют положительное отношение к искусству в целом. Например, «Кто точнее передаст движение руки», «Кто расскажет лучше, интереснее, почему понравилось произведение?», «Узнай, к какому портрету относится эта музыка», «Открой тайну человека, которую скрыл художник», «Придумай название к данному портрету».

7 слайд. «Приемы ознакомления дошкольников с изобразительным искусством».

Кроме всего, ознакомление с произведениями изобразительного искусства предполагает и другие методы и приемы :

• рассматривание, обсуждение, эстетическая оценка разнообразных привлекательных объектов: многообразие и выразительность форм, оттенков, узоров, фактуры;

• беседа об искусстве, эстетических объектах, изобразительных техниках и инструментах. Искусствоведческий рассказ педагога дается после того как дети самостоятельно рассмотрели картину.

• чтение познавательной литературы, рассматривание красочных энциклопедий;

• рассматривание эстетических объектов, создание выставок, поделок для украшения группы, предметов для игр, привлечение детей к дизайн – деятельности;

• исследования. Детские игровые проекты («Знаешь, как получить такие оттенки?», «Радуга в коробке с красками», «Загадочные инструменты художника», «Какие бывают натюрморты?»; беседы «Что бы ты хотел увидеть еще?», «Как предметы попадают в музей?»;

• экскурсии в художественные и краеведческие музеи, галереи, выставки. Дошкольники посещают музеи вместе с родителями;

• организуется детско - родительские игровые проекты «Наш любимый музей», «Как мы путешествовали…», «Музей у нас дома: наша семейная коллекция»;

• ситуации индивидуального и коллективного творчества, способствующие развитию умения соотносить свои интересы с желаниями других детей, стремление договорится друг с другом, радоваться общему результату;

использование современных информационных технологий: ресурсов виртуальных экскурсий и музеев, видовых видеофильмов, электронных каталогов и игр, творческих сайтов для детей;

• упражнения и игры, развивающие эстетические, сенсорные и творческие способности (игры «Найди пару», «Подбери палитру», «Преврати фигуры», упражнения «Дорисуй фигуру», «Кляксы», «Художественный салон», «Экскурсия по выставке картин», «Найди ошибку в рассказе о картине»);

• использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности в процессе образовательных ситуаций, предусматривающих сравнение образов, создаваемых разными видами искусства - музыкой, литературой, изобразительным искусством (образы Снегурочки, Весны, Зимы, Бабы Яги, Гномов, птиц и животных). Умелое использование музыки, выразительное чтение усиливает интерес к живописи, обостряет эстетические чувства ребят, повышает их эмоциональную восприимчивость.

• создание творческих работ при использовании разных видов деятельности, изобразительных техник и материалов : фантазирование на темы «Звуки красок», «Осенние мелодии», «Танцы форм», «Цвета радости и грусти».

• сочетание рисования и аппликации, рисования и лепки, применение нетрадиционных изобразительных техник : коллаж, бумагопластика, пластилинография, изонить.

8 слайд. «Средства ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства».

Средствами ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства выступают как сами произведения изобразительного искусства, так и печатное их воспроизведение: иллюстрации в книгах, репродукции картин, фотографии произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры, различные эстампы, офорты, гравюры, литографии, образцы декоративно-прикладного искусства.

9 слайд. Этапы ознакомления детей с изобразительным искусством.

На первом этапе работу по ознакомлению дошкольников с различными видами изобразительного искусства начинают с рассказа о художнике и его труде.

На втором этапе дошкольников подводят к пониманию настроения художественного произведения. Используются следующие приё мы:

- приём «вхождения» в картину;

- придумывание названия художественного произведения;

- использование художественного слова и музыкального сопровождения.

На третьем этапе детей знакомят со средствами художественной выразительности. В решении этой задачи помогают вопросы и прием сравнения картин.

Четвертый этап - знакомство с жанрами различных видов изобразительного искусства.

10 слайд. Методы и приемы при ознакомлении с живописью.

11 слайд. Методы и приемы при ознакомлении детей с портретной живописью.

12 слайд. Методы и приемы при ознакомлении детей с книжной графикой.

Таким образом, выбор метода и приёмов ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства зависит :

• от содержания и задач занятия по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства;

• от возраста детей и уровня их развития.

Список литературы.

1. Казакова Т. К. «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», 2006г.

2. Чумечева Р. М. «Дошкольникам о живописи», (Книга для воспитателя дет. сада)1992г.

Публикации по теме:

Презентация «Методы и приемы развития речи дошкольников» 1 слайд «Методы и приемы развития речи дошкольников». 2 слайд “Речь - величайшее богатство, данная человеку, и её, как и любое богатство,.

Нетрадиционные методы и приемы в развитии музыкальности и творчества дошкольников «Нетрадиционные методы и приёмы в развитии музыкальности и творчества дошкольников в условиях обновления содержания образования» Реформирование.

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством в старшей группе «Художник-пейзажист И. И Шишкин» Тема: Художник-пейзажист И. И Шишкин ЦЕЛЬ: 1)Познакомить детей с таким жанром живописи, как-пейзаж. 2)Учить воспринимать содержание пейзажной.

Конспект занятия по ознакомлению детей 6–7 лет с изобразительным искусством «Морской пейзаж» Занятие по ознакомлению детей 6-7 лет с изобразительным искусством по теме «Морской пейзаж» Программное содержание 1. Вызвать у детей.

Конспект занятия по ознакомлению с изобразительным искусством во второй младшей группе «Книжная графика» Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик на песенку, желание ее петь и ритмично двигаться. Слушать мелодию и слова, внимательно рассматривать.

Методы и приемы разрешения конфликтов у дошкольников в группе детского сада ГБОУ СОШ №8 п. г. т. Алексеевка г. о. Кинель Самарской области структурное подразделение детский сад «Тополёк»Подготовили воспитатели: Корхова.

Патриотическое воспитание дошкольников: задачи, приемы и методы Белгородская обл. г. Губкин МБДОУ"Детский сад комбинированного вида №9"Рябинушка" Воспитатель: Мелихова Ю. А. Патриотическое воспитание дошкольников.

Семинар для родителей «Методы и приемы формирования волевых качеств у дошкольников» Воля ребенка развивается в различных видах его деятельности, когда он творит и, особенно, когда выполняет трудовые поручения старших. Для.

Эффективные методы и приемы в коррекции речевых нарушений у дошкольников Эффективные методы и приемы в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Статью подготовила: учитель-логопед первой квалификационной.

Эссе «Методы и приемы экологического воспитания дошкольников» Эссе «Методы и приемы экологического воспитания дошкольников» Работая в детском саду, я наблюдаю, как часто встает вопрос о необходимости.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методы, приемы ознакомления дошкольников с изобразительным искусством
Опубликовано: 22 апреля 2019 в 21:12
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД