марина николаева
Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ как средство дальнейшей социализации
▼ Скачать + Заказать документы
Общение - одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.
В настоящее время, по данным всемирной организации здравоохранения, неуклонно растёт число детей с ОВЗ, причём состояние здоровья детей ухудшается не по одному показателю (виду заболевания, а одновременно по нескольким. То есть дети имеют сочетанные нарушения развития. Увеличивается количество детей с СНР или полным отсутствием речи («безречевые дети»). Такие дети практически не испытывают потребности в общении, или не знают и правильно не умеют объяснить, донести до собеседника свои желания, мысли, суждения. У них не сформированы слуховое внимание и восприятие. Этим детям требуется особая помощь и внимание.
Публикация «Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ как средство дальнейшей социализации» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Поскольку одним из главных направлений работы воспитателя с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является их социализация, обучение детей умению взаимодействовать в группе, общаться со сверстниками, осваивать положительный социальный опыт, соблюдать правила культуры общения.
На первое место в коррекционно – воспитательной работе выходит речевое развитие детей, формирование у них коммуникативных умений и навыков.
Главной задачей развития речи является формирование речевой компетентности, то есть умения детей пользоваться соответствующими языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения. Соблюдать правила вежливого общения, правильно подбирать тон речи, использовать как вербальные, так и невербальные средства коммуникации, что особенно важно для «безречевых детей».
Эта общая задача состоит из ряда частных задач:
• воспитание звуковой культуры речи,
• обогащение, закрепление и активизация словаря детей,
• формирование грамматически правильной речи,
• формирование связной речи, навыков общения.
Речевые и коммуникативные навыки (навыки общения) у детей с ОВЗ необходимо специальным образом, в специально организованной обучающей среде формировать.
Для создания предпосылок к развитию речи я включаю в коррекционно – воспитательные занятия такие виды деятельности как игра, конструирование и т. п. Коллективная деятельность детей при этом выступает движущей силой, основой для формирования самой потребности ребенка в общении со сверстниками и взрослым, основой развития коммуникативных умений. В процессе проведения занятий я создаю ситуации, прежде всего игровые, в которых у детей возникнет потребность, желание общаться друг с другом, договариваться, налаживать контакт. Продолжаю подобную работу и вне занятий: на прогулке, в досуговой деятельности. Все это, в конечном итоге, будет способствовать развитию коммуникативных умений и навыков детей, желанию общаться со сверстниками, более полному познанию окружающего мира.
Понятие «коммуникативные умения» объединяет широкий комплекс умений, освоение которых обеспечивает для ребенка полноценное включение в обществе, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.
Последняя, по мнению ряда исследователей, является врождённой, генетически обусловленной. Она «подталкивает» ребенка к общению, стимулирует его к овладению коммуникативными умениями и дальнейшее их совершенствование.
Опыт работы показывает, что овладение элементарными способами общения, как, впрочем, и многими другими умениями, у детей с ОВЗ происходят в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающихся, а у некоторых детей не происходит вообще : дети не проявляют интереса к общению, или ограничивают круг контактов только с хорошо знакомыми людьми, что говорит о необходимости включения детей в более широкую систему коммуникативных связей.
Задачами моей педагогической работы являются: обучение адекватным реакциям и действиям на обращения знакомых людей; обучение использованию доступных знаковых систем для их реализации в играх, быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражения просьб и др. ; воспитание элементарных социальных умений в общении.
Работа по формированию коммуникативных умений должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности: обучение, игру.
Игра – это одно из ведущих средств всестороннего воспитания и развития личности ребенка. Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путём интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра. Учитывая, что игра - является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния.
В течение дня каждый ребёнок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления.
Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности, формирование элементов социальной активности детей.
Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.
Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в общество.
К старшему дошкольному возрасту ребёнок должен овладеть определёнными коммуникативными навыками : сотрудничество, умение слушать и слышать, умение воспринимать и понимать информацию, умение говорить и общаться.
Коммуникативные игры чрезвычайно полезны для всестороннего развития детей.
Игра для ребёнка — это разнообразные «фрагменты» из повседневной жизни. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных моментов, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Благодаря, коммуникативным играм ребёнок приобретает навыки общения с окружающими людьми — как взрослыми, так и сверстниками. А всё это способствует более успешной социализации малышей в обществе.
Формирование коммуникативных умений является как самостоятельной задачей обучения, так и средством, позволяющим добиться успехов в развитии ребенка, т. е. обучение происходит непрерывно в самых разнообразных видах деятельности.
Умение общаться — большое искусство и жизненно важная необходимость для всех людей, в том числе и для детей. Общение даёт знания, радость от контактов.
Игровые упражнения помогают в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, формируют у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывают культуру общения (хорошие манеры, помогают сформировать у детей коммуникативные навыки, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
При формировании коммуникативных навыков необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и обеспечить наиболее благоприятные условия для реализации целей.
При подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы, я учитываю особенности разно уровневого развития детей, и стараюсь помогать осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.
Для этого необходимо помнить несколько простых правил:
1. Во время игры, взрослый должен верить в игру так, как верит в неё ребёнок, принимать детей такими, какие они есть, выслушивать любой ответ ребёнка, предложение, решение, способствовать импровизации.
2. Для детей педагог является образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за взрослыми.
3. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
4. Речь детей успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание.
5. Педагогу принадлежит исключительно активная роль в обучении детей умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребёнку.
6. Нужно обеспечить детям широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
7. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для ребенка реальные цели.
Для детей с ОВЗ нужно создавать игровые ситуации, стимулирующие их речь, поощрять любую речь, даже лепетную. Нужно заставлять повторять отдельные слова, разучивать слова и фразы, включающие просьбы.
Ежедневно включаю в педагогический процесс игры на развитие коммуникативных навыков :
игры-инсценировки, игры-забавы, игры - соревнования, дидактические, творческие, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-драматизации, игры-имитации, игры-хороводы, беседы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.
Для установления дружеских симпатий, снятия скованности, положительного эмоционального настроя в начале дня в качестве разминки я начинаю свою работу с игры-приветствия. Дети должны поприветствовать друг друга необычными способами: поздороваться плечом, кончиком носа, спиной, тыльной стороной ладони и т. д., обязательно привлекаю детей с ОВЗ, стараюсь не упускать их из вида.
На ООД, по всем образовательным областям, я применяю личностно-ориентированный подход. У нас осуществляется взаимосвязь со всеми специалистами: психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре. Логопед начинает работу утром с артикуляционной гимнастики, лого ритмики, также ведётся тетрадь взаимодействия с логопедом, психологом, где даются задания для работы с детьми с ОВЗ.
На прогулке при проведении подвижных игр я обязательно привлекаю для выполнения роли детей с ОВЗ, даю трудовые поручения, которые они с удовольствием выполняют. Во время прогулки разучиваем с детьми короткие стишки, проговариваем чистоговорки. В процессе обучения детей той или иной игре я помогаю детям вести диалоги, приходя им на помощь всякий раз, когда они затрудняются сами выразить просьбу, желание, мысль в словесной форме.
Среди игр и упражнений в своей работе я отдаю предпочтение дидактическим, творческим, подвижным, пальчиковым, сюжетно-ролевым играм, которые имеют заметное влияние на развитие коммуникативных навыков. Также я использую задания на пересказ коротких рассказов с опорой на наглядность, больше наглядности, чтобы заинтересовать детей, составляем рассказы по картинке, шуточные загадки.
Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных навыков. В таких играх воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.
Игры с правилами – дидактические, настольные - способствуют познавательному развитию, а также умению договариваться. В дидактических играх ребенка привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. В вечернее время мы с детьми занимаемся в книжном уголке – рассматриваем картинки, знакомимся с новыми произведениями, в музыкальном уголке дети любят играть на музыкальных инструментах. В театральном уголке, разыгрываем игры-инсценировки. Они в полном объёме развивают речь ребёнка, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. Развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения, развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности.
Я в своей речи стараюсь использовать открытые вопросы, провоцирующие детей на полный ответ. У нас есть уголок «Речевичок», в нём много материала для развития речи детей, стараемся детей заинтересовать.
Особое место мы с коллегой в работе с детьми отводим произведениям малых фольклорных жанров: потешкам, прибауткам, песенкам, так как они развивают эмоциональную сферу ребенка.
Развитию коммуникативных навыков также способствует и творческая деятельность.
Внимательное, заботливое отношение педагога к детям и регулярное использование разнообразных игр, даёт положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей. Повышает социальную активность детей, происходит систематическое развитие коммуникативных навыков. Все приёмы, осуществляемые нами, комплексный подход даёт положительный результат.
Дети становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У детей развивается уверенность в своих силах.
Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.
Заключение
Формирование коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
Систематическое использование игр и упражнений на развитие коммуникативных навыков, а также проведение групповых дискуссий, бесед, обсуждение различных ситуаций способствует формированию коммуникативных умений и навыков. У детей наблюдается положительная динамика, которая заключается в следующем: дети с ОВЗ становятся более общительными, открытыми, активными, уверенными, что делает их более адаптированными в обществе.
Исходя из наблюдений за детьми в процессе проведения различных игр и упражнений, можно констатировать заинтересованность, положительный эмоциональный настрой детей, раскрепощённость в общении.