Галина Шисловская
Использование пиктограмм в повседневной жизни детей с УУО в условиях стационарного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность использования пиктограмм в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью состоит в том, что: дети данной категории имеют тяжелые речевые нарушения и никогда не овладеют речевыми умениями, либо научатся издавать отдельные звуки. Устная речь как средство коммуникации для умственно отсталых детей сложна или недоступна вообще. Дети ограничены в выражении своих желаний, намерений, чувств, потребностей. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить развитие ребенка, активизировать его участие в коррекционно-педагогическом процессе. Эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность не говорящего ребенка в общении, являются методы и средства альтернативной коммуникации.
Публикация «Использование пиктограмм в повседневной жизни детей с УУО в условиях стационарного учреждения» размещена в разделах
Альтернативная коммуникация — область знаний о различных средствах общения, специальных методиках, системах коммуникаций, которые разрабатываются для людей, у которых отсутствует речь.
Альтернативная коммуникация использует большой диапазон всевозможных средств для общения: реальные предметы, фотографии, рисунки, картинки, пиктограммы, жесты, вспомогательные устройства: коммуникаторы и т. д.
Пиктограмма— (от лат. Pictus-рисовать и греч. -запись) – это схематичная картинка, обозначающая какой-либо предмет или действие.
Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в таких качествах :
- как средство временного общения, для сохранения у ребенка мотивации и желания общаться;
- как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить в будущем;
- как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий);
- как подготовительный этап к усвоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения);
- как средство развития и коррекции высших психических функций (память, внимание, мышлении).
Пиктограммы помогают выражать желания, потребности, чувства на всех уровнях жизнедеятельности ребенка. Содержание пиктограмм призвано обеспечить ребенку возможность вступать в общение в разнообразных ситуациях повседневной жизни.
Основной целью обучения общению детей с умеренной умственной отсталостью с помощью пиктограмм является использование данной системы в повседневной деятельности.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПИКТОГРАММАМ В ДДИ 1
Жизнь воспитанников нашего учреждения предельно насыщенна и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. Используя в работе пиктограммы, мы помогаем воспитанникам структурировать свою деятельность.
При работе с детьми используем фотографии объектов и действий и постепенно переходим с цветных картинок на черно-белые. В своей практике мы используем пиктограммы на всех этапах коррекционно-развивающей работы с детьми.
В помещении группы наклеены пиктограммы, обозначающие назначение данного помещения, например, игровая, душевая, туалет. Группа оснащена коммуникативной доской, на которой ребенок выкладывает визуальное расписание своего режима дня (рис.). Расписание является визуальным представлением событий, которые будут происходить в течение всего дня или в рамках, какой либо задачи или деятельности. Визуальное расписание сообщает ребенку, что произойдет дальше и в каком порядке.
Цель использования расписания – научить детей выполнять задания и действия без прямых инструкций со стороны взрослых. Для детей с умственной отсталостью - это способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершать в течение дня. Расписание в виде картинок (пиктограмм) и фотографий помогает детям соотносить событие дня с собой, так например «Я иду гулять» - ребенок показывает свое фото и пиктограмму. Пиктограммы и фотографии располагаются в вертикальную линию с помощью липкой ленты, отображая последовательность занятий или событий. Ребенок снимает с расписания одну картинку, после чего переходит к занятию, которое она символизирует, (например, если он идет гулять, то вешается соответствующая картинка).
В зависимости от особенностей каждого ребенка расписание может быть очень подробным – разбивающим каждое задание на небольшие шаги, либо обозначать вид деятельности полностью – когда пиктограмма побуждает выполнить все задание.
Визуальное расписание можно использовать для разбиения задач, которые имеют несколько этапов на отдельные последовательные шаги. Это помогает ребенку обучиться в определенным действиям и соблюдать их последовательность, например, задачу «Мытье рук», можно разбить на следующие этапы: засучить рукава; включить воду; намочить руки; намылить руки мылом; вымыть кури под водой; закрыть кран; вытереть руки полотенцем; опустить рукава. Также визуальное расписание играет важную роль в снижении тревожности, поскольку они сообщают ребенку, какие именно виды деятельности будут происходить в течение всего дня. Чтобы научить ребенка с умеренной умственной отсталостью использовать визуальное расписание требуется терпение и время. Также с каждым ребенком необходимо отработать несколько необходимых навыков: различение пиктограммы и фона; соотнесение одинаковых предметов. Так как некоторые дети не умеют различать картинку и фон. Когда они видят пиктограмму или фотографию, они не понимают, что должны смотреть на предмет, а не на фон. Очевидно, что при работе с расписанием ребенок должен смотреть именно на объект (пиктограмму, фотографию).
Мы изготовили альбом «Большая коммуникативная книга». В книгу постарались включить все самое нужное для особого ребенка. В книгу входят карточки (знакомые ребенку предметы). Картинки разместили на листе в разных местах, например, на первой странице картинка в верхнем левом углу, на второй – в центре и так далее. Исходя из особенностей ребенка, садились рядом с ним и открывали первую страницу альбома и просили показать картинку. Для того чтобы успешно освоить навык следования расписанию, ребенок должен уметь соотносить предметы с изображением на картинках и фотографиях. Если ребенок владеет этим навыком, он понимает, что фотография медведя соответствует игрушечному медведю. Однако, прежде чем осваивать навык соотнесения «картинка-предмет», ребенок должен научиться соотносить одинаковые предметы. Чтобы развивать этот навык, мы садились с ребенком за стол и ставили на поверхность стола различные предметы (игрушки, посуду и т. д.). Точно такие же предметы располагали вне поля зрения ребенка. Формировать этот навык начинали с двух предметов, постепенно увеличивая их количество. Ребенку давалась инструкция «покажи» (например, мяч, затем давали инструкцию «найди такой же мяч». Ребенок, владеющий навыком «картинка-предмет», знает, что картинки изображают реальные предметы. Этот навык необходим для работы с пиктограммами. Но на сегодняшний день еще некоторым детям необходима помощь в освоении этого навыка.
Далее мы учили ребенка понимать понятие последовательности действий «сначала – потом». Например, СНАЧАЛА будет занятие – ПОТОМ прогулка. Последовательность действий «сначала - потом» представляет собой визуальное отображение чего-то, что произойдет после завершения первой задачи.
Ребенок быстрее освоит навык следования расписанию, если ежедневно при смене деятельности обращать внимание ребенка, обговаривать, что «сначала», что «потом», давать ребенку самому менять пиктограммы на доске, выражать свои желания.
В своей работе мы используем общее и индивидуальное расписание. На занятии «Утренний круг» мы выстраиваем структуры дня. Для всех детей группы – это общее расписание (рис.)
Также у каждого ребенка группы имеется индивидуальное расписание, так как дети посещают кружки, занятия со специалистами. Визуальное расписание дополняют фотографии педагогов, специалистов.
В конце дня с ребятами обязательно проводим занятие «Вечерний круг. Итог дня» возле коммуникативной доски, с использование средств альтернативной коммуникации при подведении итогов дня, вычленяем интересные события дня, показываем, чем занимались в течение дня. Благодаря такой работе каждый ребенок становится более организованным.
Хочется отметить, что введение в работу с детьми общего и индивидуального расписаний следует признать эффективными, нужными и полезными составляющими коррекционно-развивающего процесса. Нами отмечено, что используя опорные картинки (пиктограммы) дети стали значительно легче и быстрее запоминать и сами пиктограммы, и информацию, извлеченную из них, ориентироваться в структуре дня.
Помимо визуального расписания, мы используем пиктограммы в последовательности действий, таких как: чистка зубов, мытье рук, одевание, дежурство по столовой, лист здоровья с помощью, которого ребенок может сообщить, что у него болит (рис. ,
также на коррекционно-развивающих занятиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Благодаря работе с пиктограммами дети учатся делать выбор. При внимательном и систематическом обучении они учатся самостоятельно планировать последовательность событий, а также выбирать, чем они хотят заняться, после того, как закончены занятия.
Работа с пиктограммами важна для ребенка с умеренным умственным развитием. Она помогает сделать каждый день структурированным.
Таким образом, использование пиктограмм в работе с детьми с УУО вносит положительные изменения в жизнь детей. Мы убедились в том, что силы и время, вложенные в обучение каждого ребенка тратится не напрасно и считаем, что никогда не поздно нашим воспитанника стать более самостоятельными.
ЛИТЕРАТУРА
1. МакКланнахан Л. И., Крантц П. Дж. Расписания для детей с аутизмом. / Пер. с англ. О. Чикурова, С. Морозовой. — М. : Изд-во «СигналЪ», 2003. — 130 с.
2. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: пути помощи М. : Теревинф, 1997
3. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) : руководство для педагогов / Лори Фрост и Энди Бонди. — М. : Теревинф, 2011. — 400 с.
4. Дмитриева, И. Ю. Использование пиктограмм и визуального расписания при работе с детьми с особенностями развития / И. Ю. Дмитриева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 61-64. — URL : https://moluch.ru/archive/238/55246/