Зубова Татьяна
Сообщение из опыта работы «Интегрированные занятия в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Возросший в последние годы интерес к интегрированным занятиям закономерен : и «теоретики» и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на аппликацию, рисование, развитие речи, пение, физкультуру. Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли, что является неотъемлемой частью работы с детьми.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Интегрированные занятия в детском саду“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Темочки
Содержание воспитательно-образовательной работы по освоению детьми образовательных областей ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи воспитательно-образовательной работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
1. Первым системообразующим фактором в дошкольном образовании выступают образовательные области: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Их реализация предполагает гармоничное взаимопроникновение и взаимодополнение.
2. Вторым системообразующим фактором является их интеграция на основе календарно-тематического планирования: выбор определенной темы определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание.
Первый тематический круг — реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники.)
Второй тематический круг — воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это мощный темообразующий фактор, как и реальные события.
Третий тематический круг — события, специально «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач). Это внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность (Что это такое? Что с этим делать? Как это действует).
Четвертый тематический круг — события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам, корни которых лежат, как правило, в средствах массовой коммуникации и игрушечной индустрии (например, увлечение динозаврами, и т. п.)
Все эти темы могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.
3. Третьим системообразующим фактором является интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и быть интегратором всех других деятельностей
4. Четвертым фактором можно выделить формирование интегральных качеств личности, которые предусмотрены требованиями ФГОС как конечный результат образовательной деятельности ДОУ. По своей сути личность целостна, системна. Человек в процессе личностного становления постепенно обретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать свои отношения со средой. Интегральная индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения. В соответствие с требованиями ФГОС четко выделяются линии воспитания: духовно-нравственное, гражданское, патриотическое, гендерное воспитание, а также воспитание здорового безопасного образа жизни.
Особенность организации интегрированного процесса в дошкольном образовательном учреждении такова, что все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает также их интеграцию.
Интегрированная технология, реализуемая в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ, позволяет качественно на новом, более эффективном, доступном для ребёнка уровне освоить большинство разделов программы.
Стоит выделить следующие требования к структуре интегрированных занятий :
- четкость, компактность, сжатость учебного материала;
- продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
-большая информативная ёмкость учебного материала, используемого на занятии;
- систематичность и доступность изложения материала;
необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Тематическая интеграция образовательных областей экологического воспитания и художественного творчества начинается с момента адаптации в детском саду детей раннего возраста. Вся деятельность с ребёнком строится на единой теме. Тем самым мы поддерживаем интерес у ребёнка в течение всего пребывания в дошкольном учреждении. Например, персонаж-игрушка медведь «приходит» в гости к детям на художественную деятельность, остаётся и на других видах деятельности. С медведем дети играют, двигаются как медведи, слушают стихи, проводят тематическую пальчиковую гимнастику и рисуют для него грибы. Для подвижных игр с медведем дети переходят в физкультурный зал, где тот же персонаж гуляет с дошколятами в лесу, играет, учит ползать, прыгать и преодолевать препятствия.
В дальнейшем наша интегративная деятельность продолжается на всех ступенях дошкольного возраста. Тематическая интеграция разработана нами через различные формы, методы и средства работы с дошкольниками с учётом их возрастных особенностей.
Пример проведённой нами интеграции образовательных областей подтверждается в экологическом проекте «Птицы». Сначала детей познакомили с видами птиц, их особенностями, средой обитания. Учили стихи и загадки о птицах. Читали рассказы и сказки. Рисовали, лепили, конструировали птиц из бумаги. Далее, рассмотрев перелётных и зимующих птиц, подвели детей к осознанию значимой помощи человека пернатому другу. Провели акцию «Покормите птиц зимой». Развесили кормушки на территории детского сада. Сейчас проводим наблюдения за птицами и готовим презентацию о галках. По нашему мнению, данный вид интегративной деятельности обеспечил получение детьми целостных представлений по данной теме. А так же у детей развивается активная жизненная позиция, социально-нравственное воспитание, художественно-творческое, познавательно-речевое развитие, происходит формирование таких качеств, как любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность, доброта.