Екатерина Васина
Мини-музеи и тематические уголки в ознакомлении дошкольников с народным творчеством
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-музеи и тематические уголки в ознакомлении дошкольников с народным творчеством
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 комбинированного вида
143920, Московская область,г. Железнодорожный, ул. Адм. Кузнецова,д. 10
Сообщение из опыта работы на тему:
Мини-музеи и тематические уголки в ознакомлении дошкольников с народным творчеством
подготовила воспитатель средней группы № 5
Васина Екатерина Викторовна
Публикация «Мини-музеи и тематические уголки в ознакомлении дошкольников с народным творчеством» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Оформление детских садов
- Темочки
Мини-музеи и тематические уголки в ознакомлении дошкольников с народным творчеством
Актуальность создания мини-музея.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Музеи в детских садах представляют ценность содержанием проводимой воспитательной работы с детьми. В создании мини–музея в детском саду есть свои преимущества, дети чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Мини-музей, который создан в группе, можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
- Воспитание у дошкольников основ музейной культуры.
- развитие познавательных, творческих, эмоциональных и речевых процессов. Формирование системы критериев и механизмов оценки о. - Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ образовательного результата музейной педагогики.
- Формирование системы ценностей ребенка, приобщение к историческому, культурному, природному наследию;
- Воспитание толерантности и патриотизма;
- Развитие сотрудничества педагога с родителями;
Требования для создания мини-музеев
- Наглядность. При подборе коллекции учитывается прежде всего образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал;
- Природосообразность- мини-музей должен учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
- Интеграция - мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности;
- Научность - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
- Интерактивность, позволяющая детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт ;
- Мобильность. Композиции музея составлены таким образом, чтобы при необходимости они могли использоваться мобильно (например, выносится в отдельные группы);
- Доступность. Все экспонаты должны быть доступными для посетителей;
- Гуманизм - экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей;
- Региональность компонента - мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению с культурным наследием их региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма
Мини-музей «Матрешки»
Задачи:
- Воспитывать любовь и уважение к народному искусству;
- Познакомить с разновидностью матрешек;
- Расширять круг представлений о разнообразии этой игрушки.
Матрёшка ценна не только как милая игрушка. Её можно использовать как средство всестороннего развития личности ребёнка. Матрёшку используют
на занятиях по социально-коммуникативному, речевому, познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитию. На познавательных занятиях матрёшку используем при изучении, количественного и порядкового счёта, усвоения понятий: высокий, низкий, толстый, тонкий. Используя матрёшку в играх типа «Где спряталась матрёшка?», «Найди матрёшку», дети усваивают пространственные отношения. Сравнивая матрёшек, дети учатся проводить анализ, классифицировать, обобщать, развивается логическое мышление. Отгадывание загадок о матрёшках развивает ум, сообразительность, воображение и мышление, память.
На занятиях по художественно-эстетическому развитию используют матрёшку в играх и хороводах. При изучении росписей и узоров познакомила детей с разновидностью матрешек: это семеновская, вятская, Сергиева-посадская, тверская, полховская, крутецкая. Всё это способствует развитию творческих способностей детей. Кроме того матрёшка является незаменимым персонажем в подвижных играх и развлечениях по физическому развитию. Игры с этой игрушкой доставляют детям радость.
На основании всего вышеизложенного, смело можно сказать, что матрёшка является тем предметом народной педагогики, которая способствует всестороннему развитию личности.
Мини-музей «Дымковская игрушка»
Задачи:
- Познакомить детей с одним из самых старинных промыслов России – Дымковской игрушкой;
- воспитывать уважение к труду народных умельцев, вызвать желание самим создавать узоры по мотивам Дымковских мастеров через продуктивную деятельность;
- создавать благоприятные условия для ознакомления с дымковской игрушкой, приобщать родителей к совместному с детьми творческому процессу.
Дымковские игрушки привлекают и взрослых, и детей. Эти глиняные игрушки радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны и выразительны. Они дают возможность показать творчество художника, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.
Использование дымковской народной игрушки в детском саду дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.
Дымковская игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств игрушки, учит сравнивать их, выделять отличительные признаки, красоту, декоративность, учит любоваться дымковской игрушкой.
Мини-музей «Ложки»
Задачи:
- сформировать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытий новых необычных знаний о знакомом предмете – ЛОЖКЕ;
- содействие развитию представлений о величине ложки, отличительных признаков и условных моделях соразмерности (большая, маленькая);
- развивать эстетическое восприятие.
Ложка является важным предметом в жизни человека.
В нашем музее собраны разнообразные ложки: деревянные, алюминиевые, металлические, пластмассовые (столовые, десертные, чайные).
Дала такое понятие как сувенирная ложка.
При знакомстве детей с разными ложками дала представления о величине ложки, её назначении, отличительных признаках и условных моделях соразмерности (большая, поменьше, маленькая, длинная).
Все экспонаты данной коллекции находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр. Рассказала детям о ложке с дырочками. Кроме того, ложки из разных материалов могут использоваться для классификаций, а значит, быть основанием для создания новых коллекций, например: «Хохломские ложки». Рассказала детям о ложке с дырочками. Познакомила детей с деревянными ложками, как народным шумовым музыкальным инструментом. Отгадывание загадок о ложках, разучивание стихов – тренирует память ребенка и развивает речь.
Дидактические игры с ложками закрепляют знания цвета, размера. Тренируют память, ориентацию в пространстве.
Первые представления о Родине дошкольник получает в семье. Придя в детский сад, он узнаёт, что Родина - это не только его маленький мир, его близкое окружение, но и огромная страна со своей историей, традициями, бытом. Именно эти представления и знания получают дошкольники, благодаря внедрению музейной педагогики в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ. Средства музейной педагогики, взаимное партнёрство с родителями позволяют формировать у детей дошкольного возраста любовь к своей Родине.