МААМ-картинки

Опыт работы на тему «Возрождение народных традиций в родной деревне посредством фольклора»

Надежда Шевчук
Опыт работы на тему «Возрождение народных традиций в родной деревне посредством фольклора»

Музыкальный руководитель Шевчук Н. Н., «Почетный работник общего образования РФ»

Ты посмотри вокруг себя,

Послушай музыку земную:

Вот серенада соловья,

Жужжанье пчел в саду весною.

Родник хрустальный в камышах

Поит ягненка-малыша.

Творенью Бога много лет,

А он нам дарит постоянно

И моря синь, и зорьки свет,

И цвет пурпурного тюльпана.

Игорь Устюгов

Публикация «Опыт работы на тему „Возрождение народных традиций в родной деревне посредством фольклора“» размещена в разделах

«Трудно предвидеть, каков будет человек через 1000 лет, но отнимите у современного человека этот медленно и трудно нажитой скарб обрядов, обычаев, всяких условностей – и он растеряется, утратит свое житейское уменье, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова».

Ключевский В. О.

В свете последних документов в области образования, а именно: федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 – ФЗ, вступившего в силу с 01.09.2013 года, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» подчеркивается важное значение сотрудничества образовательной организации с семьей в приобщении детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также «малой Родины»деревни, где ребенок родился и начал посещать детский сад.

Чему учить и как учить подрастающего в семье человека? Передача накопленного опыта, знаний и умений от взрослых к детям, приобщение молодого поколения к культурным традициям своего народа способствуют воспитанию в ребенке оптимизма, жизнерадостности, которые помогут ему в дальнейшем не терять веры в себя, выживать в самых трудных условиях, надеяться и стремиться к лучшему.

Таким образом, принцип совместной сотруднической деятельности взрослого (педагога, родителя) и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении работы по дополнительному образованию, а также воспитание и образование в семье поможет существенно повысить качество образования дошкольников.

Следует отметить, что успешность формирования у детей базового объема знаний, умений и навыков в о. о. «Художественно – эстетическое развитие», направление «Музыка», которые необходимы ребенку и с которыми он пойдет в школу, в большой степени зависит от семейной атмосферы. Если родители становятся единомышленниками и помощниками педагога и музыкальное развитие получает продолжение дома, если проблемы, решаемые музыкальным руководителем в стенах ДОУ вызывают интерес и отклик родителей, в ребенке обязательно разовьются необходимые ему в дальнейшем эстетический вкус, интегративные качества, понимание и ощущение себя как личности.

Учитывая специфику ДОУ №16 «Березка» Коломенского муниципального района (удаленность от районного центра г. Коломна, природное окружение, своеобразие социума) приоритетным направление моей работы является музыкальное народное творчество, интерес к которому в наши дни все более возрастает. Именно в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.

Взяв за основу парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под ред. О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой, в своей работе я обращаю внимание детей и их родителей к народным истокам, обрядам, традициям, обычаям.

Только целенаправленная и глубокая работа по изучению народного творчества помогает привить дошкольникам бережное, любовное отношение к русской культуре и народным традициям

Этот инновационный подход к решению вопроса о взаимодействии с родителями воспитанников помогает в условиях семьи, обращая интерес к отечественной истории и русской культуре во всех ее великих образцах, воспитывать патриота, гражданина, духовно-нравственную личность.

По единодушному мнению педагогов-классиков, музыкальный фольклор является совершенным средством художественно-эстетического воспитания детей. Использование его способствует формированию в ребенке таких качеств, как любовь к Родине, народу, обычаям и традициям своего края.

Основной чертой фольклора, его достоинством является теснейшая связь с окружающей жизнью во многих произведениях жизнь народа, его обычаи и традиции показаны так ярко, что по ним можно восстановить прошлое отдельных времен и народов. Произведения народного искусства отшлифовались веками, отбрасывая ненужное и устаревшее, создавая новое. Поэтому важными особенностями фольклора является совершенство формы и яркость средств музыкальной выразительности. Учитывая это, мне захотелось расширить репертуар русских песен, хороводов, игр, углубить работу над русской народной потешкой, с играми со словом. Иначе говоря, спланировать работу с детьми так, чтобы на музыкальных занятиях, в быту, в праздничный день звучала русская песня.

Начать пришлось, конечно, с самообразования, чтения специальной литературы о музыкальном и устном фольклоре и русских народных инструментах, изучения методики «детского фольклора» Г. С. Виноградова и О. И. Капицы.

В каждом разделе художественно-эстетического цикла Программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой может найти применение фольклор. Так, решая задачи обучения детей пению, как важнейшему средству музыкального воспитания и гармонического развития ребенка, опираюсь на народные песни.

Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания, яркая образность, юмор – все это вызывает желание петь даже у самых застенчивых и молчаливых ребят. Интонационные достоинства русских народных песен позволяют петь их как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте.

Такие народные песни и попевки, как «Ладушки», «Зайчик, ты зайчик», «Петушок», «Солнышко» для младшей группы помогают в работе над пением высоким звуком. Добившись выразительного пения, начинаю обыгрывать потешки, используя игрушки, атрибуты, наглядный материал. Когда песня выучена, провожу ее инсценировку, что способствует более полному художественно-эстетическому восприятию текста. Протяжность в пении зависит от преобладания в словах текста гласных, поэтому народные песни – отличный материал для обучения детей напевному пению.

В средней группе использую русские народные попевки «Дождик»,»Две тетери»,»Гуси» и другие. Так, пение песни «Дождик» помогает вырабатывать у детей четкое произношение. Пропевание слов с частым повторением согласных «д», «п» требует от детей активной артикуляции, а небольшой диапазон не отвлекает их внимания на запоминание мелодических оборотов. Этой песней начинаю работу с детьми над динамическими оттенками. Объясняю, что будем постепенно усиливать звук, как порыв ветра усиливает шум дождя. На последующих занятиях использую песню как попевку для распевания, а также предлагаю воспитателям инсценирование попевок с использованием шапочек и костюмов.

В старшем дошкольном возрасте дети способны лучше усваивать мелодические обороты, замечать и оценивать поэтические достоинства текста потешек, прибауток, народных песен. Поэтому в своей работе я стараюсь использовать наиболее яркие образцы детского фольклора. Неотъемлемой частью каждого занятия, повседневной жизни, праздников и развлечений являются попевки «Чики-чики-чикалочки», «Бай-качи-качи», «Лиса по лесу ходила», «Андрей-воробей» и другие народные песенки. Интонационной особенностью этих потешек, так же как и любой русской народной песни, является повторение 2-3 звуков или нескольких, в определенной последовательности, куплетная форма, вариативный повтор аккомпанемента. Важно и то, что плясовые мелодии, наигрыши имеют 2-х или 3-х частную форму, что позволяет детям хорошо слышать и запоминать части музыки, менять движения.

Таким образом, народные мелодии обладают двумя очень важными качествами: доступностью и образностью. Уже полученные на музыкальных занятиях знания и навыки дети углубляют в других видах деятельности при использовании интеграции образовательных областей : при обучению рисованию и аппликации, и на занятиях по развитию речи, в самостоятельном художественном творчестве.

Учитывая то, что все народные песни и мелодии обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью, я стараюсь в своей работе использовать как можно больше фольклорных произведений во всех разделах музыкального воспитания и видах деятельности детей. Посредством народной музыки знакомлю их с жизнью и бытом русского народа, с лучшими образцами народного музыкального творчества.

«Каравай», «Горелки», «Теремок» – лучшие игровые песни, «Земелющка-чернозем», «Во поле береза стояла», «Калина» – старые обрядовые хороводы. Тематика игр, песен, хороводов очень разнообразная, как разнообразен и характер самой музыки. Знакомя детей с веселой плясовой мелодией, предлагаю такие, как «Ах ты,береза», «Ах вы,сени», «Как у наших у ворот», «Из-под дуба» и т. д. Спокойным характером отмечены такие народные песни, как «Возле речки»,»По улице мостовой», «Прялица».Под русские народные мелодии детям хочется не только подвигаться, но и показать движение красиво, эмоционально.

Таким образом,атмосфера увлеченности народными песнями, играми создает условия для зарождения в душе ребенка любви к народному искусству, для проявления у детей творческого начала.

Учитывая то, что основным видом деятельности дошкольника является игра, что именно через нее он познает мир, я стараюсь с помощью фольклора обогатить детские игры новым содержанием. Здесь на помощь приходят игры со словом.

Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество приговорок, потешек, прибауток, дающих возможность взрослому без назидательных, сухих нравоучений, в приятной для ребенка форме обучить его тому или иному навыку, воспитать в нем трудолюбие и доброту, привить любовь к ближнему, ко всему живому, научиться видеть красоту в окружающем мире. Поэтому в работе с детьми я стараюсь использовать игры со словом на сельскую тематику. «Скок-скок-поскок»,»Трактора»,»Барашеньки-крутороженьки» – эти игры вызывают особый интерес у детей. Они очень ритмичны и оригинальны в текстовом плане. Получая жизнь на музыкальных занятиях, игры со словом затем находят свое применение на вечерах развлечений, при постановке календарно-обрядовых праздников, в повседневной жизни детского сада, в быту.

Естественным продолжением моей работы с народным творчеством является фольклорный кружок «Березонька»,в который я отбираю детей музыкально одаренных, с чистой дикцией, и конечно, с приятными внешними данными. Ребята с удовольствием ходят на занятия кружка, где их фольклорные знания пополняются новыми, где можно попеть задушевные русские народные песни, поводить хороводы, поиграть и

позабавиться.

Педагогические задачи фольклорного кружка «Березонька» :

1. Создание максимально благоприятных условий для самореализации способностей и возможностей каждого ребенка, для формирования и расширения знаний детей о культуре, истории и традициях русского народа.

2. Осуществление дифференцированного подхода к детям с учетом возраста, интересов, склонностей, уровня развития на основе принципов доступности, последовательности. Способствовать воспитанию толерантности.

Известное высказывание В. А. Сухомлинского говорит, что «самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронес через столетья…» Понимая огромное значение фольклора и пропагандируя в жизни детского сада народное творчество, я пытаюсь в сегодняшнее время снова возродить традиции русской деревни, дать второе рождение календарно-обрядовым праздникам, обычаям, обрядам.

Для планомерной наиболее углубленной работы фольклорного кружка я адаптировала парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры «авт. О. Л. Князева, М. Д. Маханева, программу «Горенка» авт. М. В. Хазова, а также разработала Программу «Музыкально-эстетическое развитие и воспитание дошкольников через изучение традиций родного края», где осуществила календарно-тематическое планирование занятий на весь учебный год. Приведу пример нескольких тем:

1. «Кто мы, откуда, где наши корни»

2. «Путешествие в прошлое России»

3. «С чего начинается Родина?»

4. «Восенушка-осень - сноп последний косим»

5. «Покров день. Посиделки после сбора урожая»

6. «Дом, дом! Открой свою тайну!»

7. «Русская народная песня в детском саду»

8. «Новый год на Руси»

9. «Потешки-прибаутки»

10. «Проводы Русской Зимы. Масленица».

11. «Пасха Христова. Торжество Торжеств».

12. «Береза моя, березонька. Береза кудрявая»

На занятиях кружка объясняю детям, что наши далекие предки жили по природному календарю земледельца, который вырабатывался веками и передавался из поколения в поколение. Четыре времени года разделялись по четырем солнечным фазам, им соответствовали главные древнейшие праздники. Зимний солнцеворот отмечали Зимние Святки, весеннее равноденствие - Масленица, летний апогей солнца - Иван Купала и осеннее равноденствие - Осенины. Другие же месяцы изображены символическими знаками земли, хлеба, хозяйственных работ. С принятием в 10 веке на Руси христианства вошел в употребление церковный месяцеслов. Единый календарь, которого на Руси ранее не было, объединил людей, внес порядок в общественную жизнь. Многие церковные праздники приурочены к народным : Рождество и Крещение совпали с Новогодними Святками, Троица - с Зелеными Святками и т. д. Таким образом, в результате наложения христианского календаря на календарь народный древние праздники, обычаи и обряды не исчезли, они продолжали жить, потому что были накрепко связаны с сельским укладом. Стройная череда православных праздников и трудовых будней, обрядов, обычаев и примет, замкнутая в годовом круге -–вот что такое народный календарь. Это своего рода дневник исторической и культурной памяти, дневник народной жизни, многие из страниц которого принадлежат детям, их яркому, непосредственному творчеству.

С ранних лет крестьянские дети знали, как тяжело достается людям хлеб, помогали взрослым в полевых работах : пахать и сеять, косить и жать, убирать урожай. Помогали и по дому: ухаживали за скотиной, нянчили младших братьев и сестер. Мальчики с малолетства обучались мужским ремеслам, плотницкому и столярному делу, а девочки осваивали женские работы : прядение, шитье, вышивание, ткачество. Дети вместе с родителями ходили в храм, знали все главные православные праздники. Христианские заповеди становились с детства нормой поведения. Увидев в этих традициях основу для духовно-нравственного воспитания современных дошкольников, в своей работе я стала более подробно знакомить детей с различными событиями в жизни сельской православной общины. Ребята с удовольствием участвуют во всех календарных праздниках и обрядах: на Святках дети кликают коляду, славят Рождество, потом встречают «широкую гостью Масленицу»,закликают весну с жаворонками, на Троицу завивают березку. Весь народный календарь пересыпан ребячьими песенками, обрядовыми играми и забавами.

Выдающийся педагог К. Д. Ушинский в своей педагогической системе подчеркивал значение воспитания в ребенке народного начала : «Есть только одна для всех прирожденная наклонность, на которую может рассчитывать

воспитание – это то, что мы называем народностью…Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения… Не удивительно, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеалах или заимствованных у других народов…Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях».

Традиции всегда переходили из поколения в поколение, от подраставших к младшим. Дети всегда действительно были детьми природы, прекрасно ее чувствовали, наблюдая жизнь животных, растений, птиц, насекомых. Все это дает возможность воспитывать у дошкольников чувство любви и уважения к человеку-труженику, к родной природе, к деревне. Важно и то, что произведения детского фольклора открывают целый мир яркого поэтического творчества, который учит ребят видеть и понимать красоту окружающего их мира, стремиться сделать его еще прекраснее.

Публикации по теме:

Проект по возрождению народных традиций «Любимая покрутушка» ЛЮБИМАЯ ПОКРУТУШКА МБУ ДО «КАЛЕВАЛЬСКИЙ РАЙОННЫЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА (ПГТ. КАЛЕВАЛА, КАЛЕВАЛЬСКОГО РАЙОНА, Р. КАРЕЛИЯ) Проект представляет.

Воспитание духовности через возрождение православных традиций семьи Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад №10 муниципального образования Крыловский район ВОСПИТАНИЕ.

Фотоотчёт «Пасхальные забавы. Возрождение традиций»Фотоотчёт «Пасхальные забавы. Возрождение традиций» Фотоотчёт «Детские Пасхальные забавы. Возрождение традиций.» Пришла Светлая Пасха! В каждой семье взрослые готовились к этому празднику:.

Картотека народных обрядов и традиций Картотека народных обрядов и традиций. Цель: • Знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа с его традициями, обрядами.

Опыт работы по воспитанию любви к родной природеОпыт работы по воспитанию любви к родной природе .

Опыт работы «Использование фольклора для всестороннего развития детей дошкольного возраста» Опыт работы на тему: «Использование фольклора для всестороннего развития детей дошкольного возраста». Слайд 2.“Воспитание, созданное самим.

Опыт работы по ФЭМП посредством дидактических игр Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление,.

Опыт работы «Формирование познавательного интереса дошкольников посредством экологии» I.Пояснительная записка Давайте, дошколята, природу охранять! О ней ни на минуту не надо забывать. Ведь цветы, леса, поля и речки. Это.

Опыт работы «Формирование познавательного интереса у старших дошкольников посредством экспериментирования»Опыт работы «Формирование познавательного интереса у старших дошкольников посредством экспериментирования» МБДОУ «Детский сад №47» Ленинградская обл., Гатчинский р-он. Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у старших дошкольников.

Презентация «Роль народных праздников в жизни ДОУ в целях сохранения народных традиций» Добрый вечер! Вашему вниманию я представляю презинтацию на тему "Роль народных праздников в жизни ДОУ в целях сохранения народных традиций".Только.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы на тему «Возрождение народных традиций в родной деревне посредством фольклора»
Опубликовано: 4 декабря 2017 в 18:43
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД