МААМ-картинки

Сообщение из опыта работы по теме «Формирование образа Родины посредством использования художественной литературы»

Надежда Агапова
Сообщение из опыта работы по теме «Формирование образа Родины посредством использования художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Высокие нравственные идеалы русского человека отразились в сказках, пословицах, поговорках, песенках, былинах, в которых смысл человеческой жизни видится как служение людям и отечеству. Примеры заботы о других, доброты, стремление к облегчению жизни ближних, преданности людям, идеям, родной стране производят сильное впечатление на душу ребёнка.

Публикация «Сообщение из опыта работы по теме „Формирование образа Родины посредством использования художественной литературы“» размещена в разделах

Работая по данному направлению воспитания дошкольников, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Знакомить детей с русскими народными сказками, в которых раскрываются представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности.

2. Знакомить детей с поговорками, загадками, пословицами, где метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

3. Познакомить детей с одним из видов фольклора – былиной. Былина – это быль, правда, то, что происходило на самом деле. Помочь понять смысл былин. (Богатыри - это сам русский народ в его сраженьях в защиту родной земли.)

По данной теме я начала работать уже в старшей группе. В группе создала предметно-развивающую среду: уголок родного края (альбом «Моя родина – Россия», набор открыток о родном городе); книжный уголок пополнила новыми русскими народными сказками с красочными иллюстрациями. На занятиях по ознакомлению с социальным миром в первом блоке вводила, как часть занятия сказки, пословицы, поговорки, песенки, загадки. Знакомя детей с предметами обихода наших предков – славян использовала русские народные сказки «Золотое веретено», «Лисичка со скалочкой» и др. ; рассказы о временах года дополняла загадками, пословицами и поговорками – «зима весну пугает, да все равно тает», «весна днём красна, да и то не сполна», «запорошила дорожки, разукрасила окошки. Радость детям подарила и на санках прокатила»; знакомство с русской народной одеждой дополнила разучиванием песенки – потешки «А тари, тари, тари!»

«А тари, тари, тари,

Куплю Маше янтари.

Останутся деньги –

Куплю Маше серьги.

Останутся пятаки –

Куплю Маше башмаки.

Останутся грошики –

Куплю Маше ложки.

Останутся полушки –

Куплю Маше подушки.»

Пополнила и расширила знания о домашних и диких животных: с помощью загадок – «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком» (собака, «зимой беленький, а летом – серенький» (заяц); сказок – «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка»; с помощью заучивания потешек – «Ты, коровушка, ступай,

В чисто поле погуляй,

А придёшь к нам вечером,

Нас напоишь молочком.»

Во втором блоке закреплялись знания полученные на занятиях: д/и «Что растёт в огороде» - загадывание загадок; игру – упражнение «Вежливое обращение к гостям» дополнила знакомством со сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко»; рассматривая одежду куклы Маши (кукла в русской народой одежде) дети повторяют знакомую потешку «А тари, тари, тари» и нанизывают для Маши бусы из рябины; д/и «Кто спрятался?» - отгадывание загадок о домашних животных

Голодная – мычит,

Сытая – жуёт,

Всем детям молоко даёт. (корова)

Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка»; знакомство с русской балалайкой – пословицы и поговорки: С балалайкой работа спорится. Бери балалайку в руки, и не станет скуки. Беседа о маме с включением пословиц и поговорок: При солнышке – тепло, при матушке – добро. Нет милей дружка, чем родимая матушка.

Заучивание закличек – на прогулке

Весна – красна!

На чём пришла?

На берёзе, на сосне,

На шелковой траве,

На ржаном снопочке,

На золотом колосочке.

В старшей группе работа по данной теме продолжилась. Уголок родного края пополнила предметами быта славян (лапти, корзина, деревянные ложки, самовар, альбомами о народных промыслах, книжный уголок пополнила новыми народными сказками «Мужик и медведь», «У страха глаза велики», «Заяц – хваста», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Лиса и кувшин», «Морозко», «Два мороза», «Каша из топора».

На занятиях в первом блоке (сентябрь, октябрь) использовала как часть занятия : загадки о предметах быта древних славян – Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (ложка)

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

Сам в угол идёт. (ухват)

Рассматривание картины «Три богатыря» В. Васнецова дополнила чтением былин о русских богатырях – Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич. Былины раскрывают особенные черты русского характера, силу, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине.

На занятиях читаю стихи или отрывки из стихотворений о Родине, о природе, о родном городе (А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев, А. А. Блок, С. А. Есенин, Л. Н. Толстой, С. Т. Аксаков, С. Я. Маршак, С. Михалков и др.) «Великий дар – единожды родится,

Вдохнуть,

Раскрыть глаза –

И на века

Увиденному миру удивится,

Где дом и поле, роща и река…»

(отрывок из стихотворения В. Мухина

«Не обижайте красоту»)

в беседе о взаимовыручке и поддержке использовала пословицы и поговорки: Все за одного, один за всех, тогда в деле будет успех. Друг за дружку держаться – ничего не бояться.

Во втором блоке прочитали сказку «Крылатый, мохнатый да масленый». На прогулке выучили закличку об осени: Осень, осень, осень,

Гости недель восемь!

Со громами сильными,

С дождями, ливнями.

Лейка, дождик, с неба –

Больше будет хлеба!

Работу по формированию образа Родины через использование художественной литературы провожу в тесной взаимосвязи с родителями. Прошло родительское собрание по данной теме, на котором были раскрыты основные вопросы по данному направлению воспитания детей и даны рекомендации родителям о том, что детская книга должна рассказывать ребёнку о добре и зле. Но в руки ребёнка должна попадать только такая книга, в которой сочетаются глубокая убеждённость и художественная выразительность. Папка – передвижка пополняется разными статьями: «Какие книги читать детям», «Стихи о природе С. А. Есенина, А. Прокофьева, Н. А. Некрасова, А. А. Блока» и др. Давала родителям домашнее задание : подобрать иллюстрации о Родине, открытки с изображением людей в русских национальных костюмах; придумать вместе с детьми загадки о русских народных игрушках, поиграть дома с детьми в русские народные игры со словами: «гуси –лебеди», «у медведя во бору», «как на тоненький ледок», «из-за леса, из-за гор»; рассматривать с детьми иллюстрации к русским народным сказкам, желательно художника Е. Рачёва; слушать дома в записи русские народные сказки вместе с детьми. Организовала и провела развлечение «А знаете ли вы сказки», досуг «Сказочный мир А. С. Пушкина».

В данный момент работа продолжается. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды.

Публикации по теме:

Богатыри земли русской Во все времена любовь к родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Исторические элементы патриотизма начали.

Кратковременный творческий проект для детей дошкольного возраста «Русский валенок»Кратковременный творческий проект для детей дошкольного возраста «Русский валенок» Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы по теме «Формирование образа Родины посредством использования художественной литературы»
Опубликовано: 14 декабря 2014 в 22:31
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сообщение из опыта работы по теме «Формирование образа Родины посредством использования художественной литературы»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Агапова (УИ 233314) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД