Получи документы

Сообщение из опыта работы по теме «Формирование образа Родины посредством использования художественной литературы»

Надежда Агапова
Сообщение из опыта работы по теме «Формирование образа Родины посредством использования художественной литературы»

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Высокие нравственные идеалы русского человека отразились в сказках, пословицах, поговорках, песенках, былинах, в которых смысл человеческой жизни видится как служение людям и отечеству. Примеры заботы о других, доброты, стремление к облегчению жизни ближних, преданности людям, идеям, родной стране производят сильное впечатление на душу ребёнка.

Публикация «Сообщение из опыта работы по теме „Формирование образа Родины посредством использования художественной литературы“» размещена в разделах

Работая по данному направлению воспитания дошкольников, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Знакомить детей с русскими народными сказками, в которых раскрываются представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности.

2. Знакомить детей с поговорками, загадками, пословицами, где метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

3. Познакомить детей с одним из видов фольклора – былиной. Былина – это быль, правда, то, что происходило на самом деле. Помочь понять смысл былин. (Богатыри - это сам русский народ в его сраженьях в защиту родной земли.)

По данной теме я начала работать уже в старшей группе. В группе создала предметно-развивающую среду: уголок родного края (альбом «Моя родина – Россия», набор открыток о родном городе); книжный уголок пополнила новыми русскими народными сказками с красочными иллюстрациями. На занятиях по ознакомлению с социальным миром в первом блоке вводила, как часть занятия сказки, пословицы, поговорки, песенки, загадки. Знакомя детей с предметами обихода наших предков – славян использовала русские народные сказки «Золотое веретено», «Лисичка со скалочкой» и др. ; рассказы о временах года дополняла загадками, пословицами и поговорками – «зима весну пугает, да все равно тает», «весна днём красна, да и то не сполна», «запорошила дорожки, разукрасила окошки. Радость детям подарила и на санках прокатила»; знакомство с русской народной одеждой дополнила разучиванием песенки – потешки «А тари, тари, тари!»

«А тари, тари, тари,

Куплю Маше янтари.

Останутся деньги –

Куплю Маше серьги.

Останутся пятаки –

Куплю Маше башмаки.

Останутся грошики –

Куплю Маше ложки.

Останутся полушки –

Куплю Маше подушки.»

Пополнила и расширила знания о домашних и диких животных: с помощью загадок – «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком» (собака, «зимой беленький, а летом – серенький» (заяц); сказок – «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка»; с помощью заучивания потешек – «Ты, коровушка, ступай,

В чисто поле погуляй,

А придёшь к нам вечером,

Нас напоишь молочком.»

Во втором блоке закреплялись знания полученные на занятиях: д/и «Что растёт в огороде» - загадывание загадок; игру – упражнение «Вежливое обращение к гостям» дополнила знакомством со сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко»; рассматривая одежду куклы Маши (кукла в русской народой одежде) дети повторяют знакомую потешку «А тари, тари, тари» и нанизывают для Маши бусы из рябины; д/и «Кто спрятался?» - отгадывание загадок о домашних животных

Голодная – мычит,

Сытая – жуёт,

Всем детям молоко даёт. (корова)

Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка»; знакомство с русской балалайкой – пословицы и поговорки: С балалайкой работа спорится. Бери балалайку в руки, и не станет скуки. Беседа о маме с включением пословиц и поговорок: При солнышке – тепло, при матушке – добро. Нет милей дружка, чем родимая матушка.

Заучивание закличек – на прогулке

Весна – красна!

На чём пришла?

На берёзе, на сосне,

На шелковой траве,

На ржаном снопочке,

На золотом колосочке.

В старшей группе работа по данной теме продолжилась. Уголок родного края пополнила предметами быта славян (лапти, корзина, деревянные ложки, самовар, альбомами о народных промыслах, книжный уголок пополнила новыми народными сказками «Мужик и медведь», «У страха глаза велики», «Заяц – хваста», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Лиса и кувшин», «Морозко», «Два мороза», «Каша из топора».

На занятиях в первом блоке (сентябрь, октябрь) использовала как часть занятия : загадки о предметах быта древних славян – Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (ложка)

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

Сам в угол идёт. (ухват)

Рассматривание картины «Три богатыря» В. Васнецова дополнила чтением былин о русских богатырях – Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич. Былины раскрывают особенные черты русского характера, силу, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине.

На занятиях читаю стихи или отрывки из стихотворений о Родине, о природе, о родном городе (А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев, А. А. Блок, С. А. Есенин, Л. Н. Толстой, С. Т. Аксаков, С. Я. Маршак, С. Михалков и др.) «Великий дар – единожды родится,

Вдохнуть,

Раскрыть глаза –

И на века

Увиденному миру удивится,

Где дом и поле, роща и река…»

(отрывок из стихотворения В. Мухина

«Не обижайте красоту»)

в беседе о взаимовыручке и поддержке использовала пословицы и поговорки: Все за одного, один за всех, тогда в деле будет успех. Друг за дружку держаться – ничего не бояться.

Во втором блоке прочитали сказку «Крылатый, мохнатый да масленый». На прогулке выучили закличку об осени: Осень, осень, осень,

Гости недель восемь!

Со громами сильными,

С дождями, ливнями.

Лейка, дождик, с неба –

Больше будет хлеба!

Работу по формированию образа Родины через использование художественной литературы провожу в тесной взаимосвязи с родителями. Прошло родительское собрание по данной теме, на котором были раскрыты основные вопросы по данному направлению воспитания детей и даны рекомендации родителям о том, что детская книга должна рассказывать ребёнку о добре и зле. Но в руки ребёнка должна попадать только такая книга, в которой сочетаются глубокая убеждённость и художественная выразительность. Папка – передвижка пополняется разными статьями: «Какие книги читать детям», «Стихи о природе С. А. Есенина, А. Прокофьева, Н. А. Некрасова, А. А. Блока» и др. Давала родителям домашнее задание : подобрать иллюстрации о Родине, открытки с изображением людей в русских национальных костюмах; придумать вместе с детьми загадки о русских народных игрушках, поиграть дома с детьми в русские народные игры со словами: «гуси –лебеди», «у медведя во бору», «как на тоненький ледок», «из-за леса, из-за гор»; рассматривать с детьми иллюстрации к русским народным сказкам, желательно художника Е. Рачёва; слушать дома в записи русские народные сказки вместе с детьми. Организовала и провела развлечение «А знаете ли вы сказки», досуг «Сказочный мир А. С. Пушкина».

В данный момент работа продолжается. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды.

Публикации по теме:

Богатыри земли русской Во все времена любовь к родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Исторические элементы патриотизма начали.

Кратковременный творческий проект для детей дошкольного возраста «Русский валенок»Кратковременный творческий проект для детей дошкольного возраста «Русский валенок» Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы по теме «Формирование образа Родины посредством использования художественной литературы»
Опубликовано: 14 декабря 2014 в 22:31
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД