Получи документы

Опыт работы «Технология группового сбора и возможности её реализации в условиях ДОУ. Картотека игр на ковре»

ОЛЬГА КРАСИЛЬНИКОВА
Опыт работы «Технология группового сбора и возможности её реализации в условиях ДОУ. Картотека игр на ковре»

Утренний сбор пришел в детские сады вместе с методикой Марии Монтессори и Вальдорфской педагогикой ещё в восьмидесятые годы прошлого века. В российской образовательной практике аналогом этой формы работы является «утренний кружочек» программы «Золотой ключик» (Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов и др.) и «Утро радостных встреч» программы «Радуга» (Т. Н. Доронова и др.). Технология проведения группового сбора проверена многолетней практикой работы по международной образовательной программе «Step by step» – «Шаг за шагом» (российское название – «Сообщество») в российских детских садах.

Публикация «Опыт работы „Технология группового сбора и возможности её реализации в условиях ДОУ, Картотека игр на ковре“» размещена в разделах

Основная идея технологии группового сбора – ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он действительно увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность, что соответствует требованиям ФГОС ДО.

Групповой сбор в детском саду – время и место обмена опытом, применения знаний, планирования практических действий, осмысления и оценки результатов, себя самого и других по их словам и делам. Иными словами, групповой сбор – это время и место естественного формирования и проявления ключевых компетентностей.

Во время группового сбора самым естественным образом формируются ключевые компетентности:

коммуникативная – в играх, в общении, в обмене новостями;

социальная – в выборе места для действия, в выборе партнёра для совместной деятельности (сверстника, воспитателя, другого взрослого);

информационная – в обращении к различным источникам информации при обсуждении новостей, тем и содержания проектов, способов действий;

деятельностная – в выборе и планировании дела для себя и своих друзей на текущий день или на перспективу;

здоровъесберегающая – в самостоятельном регулировании активности: отдыха, свободного выбора позы, длительности и скорости выполнения конкретного дела.

Задачи группового сбора

• создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»;

• обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;

• активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности;

• развивать эмпатию;

• прививать навыки культуры общения (приветствия, комплименты и т. п.);

• поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.

учить:

– формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;

– выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично;

– внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниям других;

– объяснять словами своё эмоциональное состояние и корректировать его;

– делать выбор;

– планировать собственную деятельность.

Создание информационной среды.

Информационная среда для детей включает:

– информацию для детей;

– компоненты детской субкультуры;

– тематические стенды.

1. К информации для детей относятся:

«Новости дня», представляющие собой краткое прямое сообщение, написанное воспитателем или под его руководством (с детьми 6-7лет, и вывешенное на всеобщее обозрение.

Тема проекта, материалы по проекту (информация, домашнее задание и др., модель трех вопросов: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Что надо сделать, чтобы узнать («Что мы узнали?»);

– Модели поведения, модели решения проблемы, правила группы и правила работы в центрах.

2. Компоненты детской субкультуры.

Группа должна принадлежать детям, а значит, в ее оформлении должны быть отражены интересы детей, особенности их культуры, говоря другими словами, группа должна быть насыщена компонентами детской субкультуры. Условно компоненты детской субкультуры можно разделить на три группы : постоянные ( разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами; модели возрастных периодов: «Паровозик времени», «Календарь года» и др., временные, т. е. присутствующие в группе периодически (коллекции, выставки, оформленные совместно с родителями) и продукты детской деятельности, полученные в результате реализации проектов (книжки-малышки, альбомы, фотоальбомы, макеты и т. п.).

3. Тематические стенды дают возможность размещать разнообразный иллюстративный материал по темам проектов.

Рассмотрим компоненты утреннего сбора на конкретном примере:

Утренний сбор во 2 младшей группе по теме «Опыты, экспериментирование» включал в себя несколько структурных элементов:

Позывной для утреннего сбора.

Оповещение об утреннем сборе началось со звона колокольчика.

Группа выбирает – собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора : весёлая музыка, звон колокольчика, речёвка. Позывные можно связать с требуемой темой.

Организация круга.

Сбор проходил в виде круга, где дети вместе с взрослыми находились на ковре. Круг – это открытость, внимание детей друг к другу и чувство единства в коллективе. Приветствие.

Целью этого этапа было создание комфортной эмоциональной атмосферы для всех детей, создание единой общности, в которой каждый ребенок чувствовал себя принятым и понятым. Этот блок призван решать задачи преимущественно эмоционального и социального развития.

Обмен информацией.

Работа с календарем, счёт детей.

В блоке дети выясняли, сколько детей присутствует на утреннем сборе, сколько девочек и мальчиков, мной определялись число и месяц, день недели.

Здесь решались задачи когнитивного (в том числе и экологического, математического направления, речевого, социального развития.

Пальчиковая гимнастика «Подарок мишке» была связана с темой недели.

Новости.

Этот блок является важной частью утреннего сбора, здесь ребенку предоставлялась возможность рассказать о том, что его заинтересовало, что интересного он узнал, увидел. Ребенок в свободной обстановке, на интересном для него материале учится строить высказывания.

Новости принимаются как факт, поэтому не регламентируются (только по одной короткой новости, не селекционируются (только хорошие новости, не вытягиваются (мы еще не слышали твоих новостей, не запрещаются (об этом мы не говорим).

Физминутка «Мишка» была связана с темой недели.

Проблемная ситуация.

Была создана ситуация для размышления «Что подарить Мишке?» Дети сообща думали над разрешением ситуации, высказывали своё мнение.

Выбор деятельности.

Завершающим аккордом утреннего сбора была презентация деятельности в центрах активности. Для определения деятельности в центрах был использован план «Паутинка». Название плана «Паутинка» произошло от его образного подобия паутине – от центра темы расходятся «лучики» содержания, видов деятельности и конкретных действий, которые вписываются в план по принципу дополнения и постепенно реализуются на практике в разных Центрах активности. Идеи вносились в план непосредственно в момент их выдвижения – записывались на листе бумаги А-4. В конце утреннего сбора «Паутинка» и «Информационные листы» вывешиваются на доске) там, где каждое утро проводится утренний сбор.

Форма плана структурирует идеи детей и взрослых по видам деятельности (исследование, чтение, игра, рисование, строительство, кулинария и т. д., но не устанавливает временной и пространственной закреплённости для реализации того или иного содержания, то есть оставляет ребё нку свободу выбора:

• когда это делать;

• сколько раз к этому возвращаться;

• с кем в партнёрстве;

• где организовать эту деятельность.

Воспитатель обязательно должен помочь детям сделать выбор и определить вид деятельности. При этом важно нескольким детям индивидуально задать вопросы: «Почему именно этот центр активности он выбирает? Что именно он хочет там делать и с кем? Нужна ли ему помощь? Что он хотел бы получить в результате? (узнать, научиться и т. д.)».

Обсуждение этих вопросов с детьми даст основание подвести итоги дня на вечернем сборе, понять, что получилось, что узнали нового, спланировать следующий день, обговорить «домашнее задание».

Утренний сбор в старшей группе по теме «Осень» включал в себя несколько структурных элементов:

1. Позывные для утреннего сбора.

Звон колокольчика

2. Организация круга.

на именных подушках

3. Приветствие.

«Доброе утро, (имя ребенка! Я рада, что ты сегодня с нами».

4. Новости. Шкатулка народных мудростей

В круг ребята становитесь,

Крепко за руки держитесь,

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

«Коли ясно, то и осень прекрасна.

Осень идет и дождь за собой ведет.

Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.

Красна весна цветами, а осень пирогами.

Гром в сентябре- теплая осень.

Большие муравьиные кучи к мягкой зиме.

Когда гусь улетает – снег выпадает.»

5. Обмен информацией

Ребята, вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите какие осенние месяцы вы знаете?

Что происходит с природой осенью, назовите приметы осени?

Как называется явление, когда опадают листья?

Какого цвета листья бывают осенью?

6. Динамическая пауза. Физминутка «Листочки»

Осенние листочки закружились,

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели,

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Все листочки в воздух он поднял.

Весело они летели,

И на землю сели.

7. Проблемные ситуации.

Он в лесу стоял, никто его не брал,

В красной шапке модной, никуда не годной!

Для людей он ядовит, отгадайте, что за гриб?

(Мухомор)

Грибы, которые можно есть называются съедобные. (Воспитатель на проекторе показывает картинки съедобных грибов, дети повторяют их названия). А грибы, которые нельзя есть называются несъедобные или ядовитые. (Воспитатель показывает картинки несъедобных грибов, дети повторяют их названия). Ребята, почему нельзя есть эти грибы?

8. Игры по теме

Игра «Осенние слова»

Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени.

«Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая»

9. Предоставление права выбора центра активности

В результате работы на утреннем сборе мы получили :

1. Включенность, эмоциональный настрой детей на игру, познание.

2. Ощущение общности и внимания к каждому ребенку.

3. Тренинг коммуникативных умений: участие в играх, обмене новостями, проговаривании и выслушивании планов.

4. Общий план работы по теме – «Паутинку».

Утренний сбор, объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, и способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.

КАРТОТЕКА ИГР НА КОВРЕ ДЛЯ ГРУППОВОГО СБОРА

«Связующая нить»

Дети сидят в кругу, передают или перебрасывают друг другу клубок ниток так, чтобы все могли взяться за распущенную нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что ребята чувствуют, хотят для себя, могут пожелать другим. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить, закрывают глаза, представляя, что они одно целое.

«Интервью»

Ведущий по очереди передаёт «микрофон» каждому из детей и просит назвать себя и ответить на вопросы. Ведущим может быть и ребёнок. Темы интервью могут быть разными - как связанными, так и не связанными с темой проекта. Например: Что ты успел сделать по этой теме? Что тебе больше всего понравилось? С кем тебе приятно работать вместе? Что ты любишь делать в свободное время? Есть ли у тебя старший брат? и т. д.

«Забавный зоопарк»

Воспитатель: «Мы будем заселять зоопарк, привезём разных зверей и птиц. В этой части зоопарка будут жить животные, название которых начинается на букву «К», (корова, козёл, коза, крокодил, кенгуру). В другой части - животные, название которых начинается на букву «М» и т. д. Вариант игры: от прикосновения волшебной палочки все превращаются в разных животных - изображают их мимикой и жестами. Ведущий старается догадаться, какие это животные.

«Дотронься до…»

Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» и т. д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить, у кого есть названный признак и нежно дотронуться.

«Комплименты»

Предварительно педагог объясняет детям значение слова «комплимент» и рассказывает, для чего люди говорят друг другу комплименты. Дети встают в круг, педагог берёт мяч. Педагог обращается к одному из детей, говорит ему какой-нибудь комплимент и бросает мяч. Комплименты должны быть конкретизированными, быть чем-то обоснованы. Вместо: «Саша хороший» стоит сказать: «Саша щедрый, он всегда делится игрушками с другими ребятами». Ребенок должен «поймать комплимент», т. е. поймать мяч и вернуть его педагогу. Игра продолжается некоторое время, пока все дети не получат свой комплимент, затем ее правила могут измениться. Ребенок, «поймавший комплимент», выбирает одного из детей, говорит ему свой комплимент и бросает мяч. Тот ловит мяч и, в свою очередь, говорит комплимент следующему. Педагог корректирует и направляет игру детей, помогает детям в случае затруднений. Дети должны успеть обдумать комплимент, который они хотят произнести.

«Живые слова»

До начала группового сбора раздаём детям карточки с буквами. Каждому ребёнку - по одной. Предлагаем составлять из букв слова. Один ребёнок поднимает свою букву, а остальные стараются выстроиться так, чтобы получилось слово. Сначала это может получаться медленно, затем всё быстрее и быстрее. Например: «О» - окно, оса, Оля.

«Большой круг – маленький круг»

Дети берутся за руки и встают в круг. Им необходимо, не разрывая рук, попробовать сделать самый большой круг, потом самый маленький. Так повторяется несколько раз.

«Массаж по кругу»

«Сядьте в круг на пол так, чтобы ваши руки касались плеч того, кто сидит перед вами. Положите руки ему на плечи и мягко погладьте их, словно месите тесто, руки ласковые, нежные и вместе с руками передайте свою нежность плечам другого. Представьте, что в ваших руках есть кисти с красками, и вы можете покрасить плечи и спинку краской. Сделайте это. Раскрасьте спинку соседа волшебной кистью, а теперь проведите по спине, как будто катаете машинки… А сейчас повернитесь в другом направлении, сделайте такой же массаж на плечах у своего соседа…. Поблагодарите друг друга: можно обняться, похлопать по плечику, пожать руку или просто сказать «спасибо».

Публикации по теме:

Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОСТворческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС "Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС". С 1 января 2014 года в нашей стране был введен в.

Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами очередной публикацией "Участие в семинаре "Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации.

Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС» Участие в семинаре по теме: "Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС" Автор методики Н. М. Метенова. Метенова Надежда.

Конспект утреннего группового сбора по теме «Рыбы». Старшая группа.Конспект утреннего группового сбора по теме «Рыбы». Старшая группа. Утренний сбор на тему "Рыбы" 1. Приветствие: Рыбка в гости к нам спешила, поиграть с нами решила. Рыбку вы передавайте, утра доброго желайте.

Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации ФГОС» Ступицкая О. В. Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации федерального государственного.

Опыт работы: «Картотека мнемосхем по заучиванию стихов для детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы: «Картотека мнемосхем по заучиванию стихов для детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.

Опыт работы с детьми 3–4 лет с нарушениями зрения по формированию целостного образа предметов. Картотека дидактических игрОпыт работы с детьми 3–4 лет с нарушениями зрения по формированию целостного образа предметов. Картотека дидактических игр Аннотация В данной статье хочется опубликовать опыт работы с детьми с нарушениями зрения 2 младшая группа. При проведении тифлопедагогического.

Опыт работы «Самообразование педагога в условиях ФГОС» Уважаемые коллеги! На сегодняшний день самообразование педагога является немаловажной темой для обсуждения. Сегодня мне хотелось поделиться.

Опыт работы с родителями в условиях самоизоляции и карантина по коронавирусу «#СидимДома. Так надо!» Коронавирус внес изменения в жизнь людей во всем мире. На карантине оказались очень много людей, а также и детки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Технология группового сбора и возможности её реализации в условиях ДОУ. Картотека игр на ковре»
Опубликовано: 16 июля 2021 в 22:35
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД