Папки-передвижки

Консультация для музыкальных руководителей «Колокольный звон в духовном развитии ребёнка»

Якунина Ольга
Консультация для музыкальных руководителей «Колокольный звон в духовном развитии ребёнка»

Сообщение

«Колокольный звон в духовном развитии ребёнка»

Выполнила:

Музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад № 126»

Якунина О. Г.

Г. Дзержинск Нижегородской области.

2014 год

Публикация «Консультация для музыкальных руководителей „Колокольный звон в духовном развитии ребёнка“» размещена в разделах

В дошкольном возрасте дети обладают особой звукочувствительностью и эмоциональностю, поэтому и музыкальное развитие для них оказывается более воспринимаемым, чем в дальнейшем. Эмоциональная сфера является ведущей в дошкольном возрасте. Ребёнок постоянно нуждается в «эмоциональном насыщении». Чтобы уберечь детей от воздействия высокочастотной музыки, которая окружает нас в повседневной жизни и оказывает сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние ребёнка, разрушая его душу, интеллект и личность, мы обязаны формировать музыкальную культуру подрастающего поколения на лучших образцах классической и народной музыки. Но я решила расширить эти границы и включила в практику звучание колокольного звона. Это – совершенно особая музыка. Её необыкновенное тембровое богатство и сила звучания заставляет детские сердца биться чаще, затрагивая самые тонкие струнки человеческой души. Эта музыка вызывает у детей яркие впечатления.

В непосредственной образовательной деятельности с детьми я стараюсь как можно шире раскрыть красоту колокольного звучания. Ни один инструмент в мире не имеет такого богатого обертонами, благозвучного и необыкновенно красивого звучания как колокол. Колокольный звон облагораживает детские души, раскрывает детские сердца. Вызывая интерес к колокольному звону, мы приобщаем детей к православным традициям, к Богу.

В народе говорили, что если икона — это молитва в красках, храм — молитва в камне, то колокол — это молитва в звуке, икона звучащая. Звон сопровождал всю жизнь православного человека — с колокольным звоном рождался ребенок, совершались таинства крещения, венчания, отпевания. Мощные звуки охранного колокола созывали людей на борьбу с врагом, когда тот подступал к стенам города. Люди знали, что чутко бодрствует и днем, и ночью набат. Колокольным звоном народ провожал своих воинов на битву и встречал с победой.

О происхождении колоколов нам известно мало. Можно только предположить, что первые колокола появились в Китае, а затем пришли в Европу. В России же колокола стали символом веры и символом Родины. Наши необъятные просторы объединялись и храмами, которые были видны издалека — как маяки в море — и звоном колоколов. Колокольные звоны настолько красивы и многогранны, что не принять их просто невозможно. Нигде в мире не было так много звонниц, как на Руси. Музыка колоколов всегда оставляет сильные впечатления и в эмоциональной сфере дошкольников. Кроме того, знакомя детей с колокольными звонами, я приобщаю их к многовековым национальным культурным ценностям нашей страны.

В настоящее время русская православная церковь возвращается к своим истокам. Однако церквей в городах стало гораздо меньше. Наши дети, особенно те, кто живёт далеко от церкви, колокольный звон слышат очень редко. В детском саду мы не ставим перед собой цель воцерковления подрастающего поколения, но познакомить с традициями, обогатить слуховой опыт и воспитать любовь к русской культуре мы обязаны

Регламентируют образовательную деятельность ДОУ такие документы, как:

• Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ДОУ,

«Программа обучения и воспитания в детском саду» М. А. Васильевой,

• Парциальная программа О. Л. Князевой и М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

• Программа по дополнительному образованию «Культура и творчество в Детском саду» А. В. Бородиной.

Изучив данные программы, мы определили задачи по ознакомлению дошкольников с колокольным звоном.

Содержание воспитательно-образовательной работы по основным программам выстроили с учётом принципа интеграции образовательных областей.

Образовательная область Содержание работы основных программ

Социализация Знать и уважать культуру, обычаи и традиции своего народа.

Труд Знакомить с профессиями, связанными со спецификой родного города

Познание Учить создавать различные модели из конструкторов.

Формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства

Коммуникация обогащать словарный запас детей

Художественное творчество Познакомить со спецификой храмовой архитектуры. Рассказать детям, что, как в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всё м мире: в России это собор Василия Блаженного, Исаакиевский собор, памятники «Золотого кольца».

Музыка Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты-терции. Знакомить с творчеством композиторов и музыкантов. Знакомить с музыкальными произведенмями в исполненииразличных инструментов

И выделили:

Задачи парциальной программы:

1. Рассказать детям о традициях праздников: Пасха, Рождество Христово.

2. Познакомить с Валдайскими колокольчиками, колокольным звоном.

Задачи по дополнительному образованию:

1. Знакомить с традициями православных праздников: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы, Пасха, Благовещение, Крещение.

2. Знакомить с Храмом, его внешними особенностями (крест, купол, колокольня).

Предварительная работа

Группы раннего возраста 2 младшая группа Средняя группа Старшая и подготовительная группы

Знакомство с колокольчиком. Дети знакомятся с тембровым соотношением звучания большого и маленького колокольчика, в результате чего у них формируется звуковысотный слух.

Дети знакомятся с маленькой колоколенкой. Продолжаем работать над тембровым соотношением маленького и большого колокольчиков.

Даё м детям различные творческие задания: «Изобрази сильный и слабый дождик», «сочини музыку дождика» и т. д.

Колокольчики умеют звенеть тревожно, и звать на помощь, если случилась беда. Они знакомятся с песенкой «Дон-дон загорелся кошкин дом» (рус. нар мелодия, обработка Р. Рустамова из сборника Камертон). Задания на развитие музыкального творчества у детей : «Музыка дождика», «Придумай свою песенку колокольчика» и т. д.

С помощью колокольчиков дети продолжают изучать музыкальную форму, выделяя колокольным звоном какую-либо из частей, или показывают вступление и окончание песенки. Дети знакомятся с произведением В. Моцарта «Колокольчики звенят»

Дети знакомятся с валдайскими колокольчиками и с их историей возникновения. Учатся различать 4 звучания валдайских колокольчика. Игру на валдайских колокольчиках мы используем в течении года.

Со звучанием маленьких колокольчиков наши дети знакомятся уже в группе раннего возраста. Здесь же мы вводим понятие «большой колокольчик» и «маленький колокольчик». Эти понятия мы используем в играх.

Дети знакомятся с тембровым соотношением звучания большого и маленького колокольчика, в результате чего у них формируется звуковысотный слух.

Колокольчик позволяет организовать внимание у детей, сосредоточить их на чём – либо. Дети начинают воспринимать звучание колокольчика как нечто волшебное, после чего обязательно, что-то произойдёт.

Звонкое, звенящее звучание колокольчиков, тембрально, напоминает смех маленького ребёнка, поэтому этот музыкальный инструмент по своей доступности является наиболее близким к ребёнку (после погремушки).Звучание колокольчиков вызывает у детей самые радостные эмоции.

Весной на колокольчиках можно изобразить как капают сосульки, или бежит ручеёк. Осенью можно сыграть дождик. Зимой – лошадка везёт санки с бубенцами, и т. д. У детей начинает формироваться образное мышление. Растёт интерес к игре на колокольчиках и, как следствие этого, в детях развивается музыкальность.

Во 2й младшей группе дети знакомятся с маленькой колоколенкой. Мы продолжаем работать над тембровым соотношением маленького и большого колокольчиков. Дети голосом пытаются звукоподражать высокому и низкому звучанию, угадывают на слух звучание большого и маленького колокольчиков. Этот материал мы активно используем в работе над упражнениями для развития слуха и голоса. Дети продолжают играть на колокольчиках во время исполнения песенок, где колокольное звучание проигрыша чередуется с куплетами. На этом этапе дети начинают своё первое знакомство с музыкальной формой. В младшей группе мы так же продолжаем формировать образное мышление, давая детям различные творческие задания: «Изобрази сильный и слабый дождик», «сочини музыку дождика» и т. д. Во второй младшей группе мы говорим ещё и о том, что колокольчики умеют не только танцевать, петь песенки с ребятами, и приглашать сказку на праздник. Колокольчики умеют звенеть тревожно, и звать на помощь, если случилась беда. Они знакомятся с песенкой «Дон-дон загорелся кошкин дом» (рус. нар мелодия, обработка Р. Рустамова из сборника Камертон).

В средней группе мы даём задания на развитие музыкального творчества у детей. К ним относятся: «Музыка дождика», «Придумай свою песенку колокольчика» и т. д.

Продолжая разговор о лёгком звенящем и нежном звучании колокольчика, дети обогощают свой словарный запас новыми прилагательными, которые можно использовать в рассказе о музыке во время слушания. С помощью колокольчиков дети продолжают изучать музыкальную форму, выделяя колокольным звоном какую-либо из частей, или показывают вступление и окончание песенки. Дети знакомятся с произведением В. Моцарта «Колокольчики звенят»

Дети старшей группы знакомятся с валдайскими колокольчиками и с их историей возникновения. Учатся различать 4 звучания валдайских колокольчика. Игру на валдайских колокольчиках мы используем в течении года.

4 СЛАЙД:

Знакомство с колокольным звоном.

Старшая группа Подготовительная группа

Знакомство с историей возникновения колокольного звона в России

Дети знакомятся с видами колокольного звона : Набатом, Благовестом и Праздничным звонами.

Дети слушают оркестровую музыку, где использовано звучание колоколов : «Колокольный звон» - Э. Григ. Более расширенное представление об истории возникновения колокольного звона,

Знакомим детей с новыми видами звонов : Будничный, Встречный, Красный, закрепляем понятие об уже пройденных звонах.

Дети слушают оркестровую музыку, где использовано звучание колоколов : М. П. Мусоргский, «Звоны»из оперы Борис Годунов.

На первом этапе дети говорят о характере того или иного звона, о средствах выразительности музыки звонов.

На следующем этапе дети закрепляют понятие о долгих и коротких длительностях, учатся прохлопывать ритмические рисунки колокольных звонов, выкладывают их на фланелеграфе.

Для запоминания ритмического рисунка используем коротенькие попевки, которые интонационно и ритмически созвучны с изучаемым звоном.

На третьем этапе мы проводим небольшую викторину с использованием цветных карточек, каждая из которых обозначает изученный вид колокольного звона.

В заключении, пользуясь упражнением для развития слуха и голоса дети пытаются придумать свой звон и исполнить его голосом.

В старшей группе дети знакомятся с иллюстрациями, в которых представлен «Царь – колокол», храм Василия Блаженного со своей колокольней, колокольни золотого кольца России. Дети начинают знакомство с историей возникновения колокольного звона в России. В старшем группе дети знакомятся с видами колокольного звона : Набатом, Благовестом и Праздничным звонами. На первом этапе дети говорят о характере того или иного звона, о средствах выразительности музыки звонов. Большое внимание уделяется особенностям ритмического рисунка.

На следующем этапе дети закрепляют понятие о долгих и коротких длительностях, учатся прохлопывать ритмические рисунки колокольных звонов, выкладывают их на фланелеграфе. Для запоминания ритмического рисунка того или иного колокольного звона мы, подобно древним звонарям, используем коротенькие попевки, которые интонационно и ритмически созвучны с изучаемым звоном. Например: “Пеки блин – дров нет, пеки блин – дров нет”; “А мы знаем, да не скажем, а мы знаем, да не скажем” и другие.

Развивая в детях творческую активность, мы предлагаем им придумать свою попевку, напоминающую тот или иной колокольный звон.

На третьем этапе мы проводим небольшую викторину с использованием цветных карточек, каждая из которых обозначает изученный вид колокольного звона. Дети слушают оркестровую музыку, где использовано звучание колоколов :«Колокольный звон» - Э. Григ.

В заключении, пользуясь упражнением для развития слуха и голоса из средней группы «Динь-дон-дан» дети не только определяют на слух, какой колокольчик «звенит», но и пытаются придумать свой звон и исполнить его голосом. Т. о. мы учим петь легким звонким звуком, не переходящим в крик. Здесь ставится акцент на развитие музыкальности. Кроме того, звукоподрожая колокольному звучанию дети расширяют свой певческий диапазон.

В подготовительной к школе группе мы используем тот же материал изучения колокольного звона, что и в старшей группе. Здесь мы даём более расширенное представление об истории возникновения колокольного звона, знакомим детей с новыми видами звонов : Будничный, Встречный, Красный, закрепляем понятие об уже пройденных звонах. Дети усваивают особенности ритмического рисунка этих звонов, учатся рассуждать об особенностях характера и о выразительных средствах музыки звонов. Дети слушают оркестровую музыку, где использовано звучание колоколов : М. П. Мусоргский, «Звоны»из оперы Борис Годунов.

Я представляю этапы работы по ознакомлению детей с праздничным колокольным звоном на праздник «Пасха» :

Название этапа Методы и приёмы Содержание работы Оборудование и материалы

1 этап - наглядные (демонстрация, показ, просмотр, прослушивание)

- словесные (беседа, вопросы, загадки, пословицы, художественное слово) Рассказ об истории возникновения колокольного звона.

Рассказ о традициях праздника. Слушание колокольного звона.

Мультимедийное устройство, экран, презентация, диск с записью колокольного звона.

2 этап - практические (использование материала для работы с фланелеграфом)

- словесные (проговаривание особенностей ритмического рисунка)

- наглядные (прослушивание) Дети учатся выкладывать ритмический рисунок колокольных звонов на фланелеграфе, прохлопывание. Обсуждение особенностей ритмического рисунка и отличий между разными видами звонов.

Пропевание попевок. Диск с записью колокольного звона, фланелеграф, демонстрационный материал.

3 этап - практические (творческие задания, дидактические игры, игра в оркестре) Дети учатся игре в оркестре

(с использование колокольчиков). Проводятся дидактические игры на развитие звуковысотного слуха, на различие тембра.

Прослушание музыкальных произведений : «Колокольный звон» - Э. Григ, «Колокольчики звенят», муз. В. Моцарта Диск с записью колокольного звона, фланелеграф, демонстрационный материал, раздаточный материал, колокольчики.

4 этап - практические (творческие задания) Дети учатся использовать изученный материал в самостоятельной и творческой деятельности. Диск с записью колокольного звона, раздаточный материал, колокольчики.

Заключение.

Таким образом, наши воспитанники на протяжении пяти лет постигают народную культуру через знакомство с колокольными звонами России. Звучание колокола воспитывает воспитывает любовь и уважение к традициям своего народа, его истории. Изучая колокольные звоны России, мы побуждаем детей к самостоятельной творческой деятельности, развивая тем самым интерес, а у кого то и любовь к этому виду искусства.

В нашем городе при храме в честь св. Антония Великого ежегодно проходит всероссийский фестиваль колокольного звона, на котором наши воспитанники, родители и педагоги являются частыми гостями и участниками.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Колокольный звон»Фотоотчет «Колокольный звон» Пасхальный звон Колоколов оставил след в сердцах детей. Когда ты слышишь звон колоколов, То на душе становиться спокойно… И кажется.

Комплексное занятие для старших дошкольников «Плывет над Россией колокольный звон» Плывет над Россией колокольный звон. Комплексное занятие для старших дошкольников. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,.

Консультация для родителей на тему «Роль семьи в развитии речи ребёнка» В настоящее время всё больше детей имеют нарушения речи. Многих родителей интересует, возможно, ли исправить недостатки речи, не прибегая.

Консультация для родителей «Приобщение ребёнка к народному творчеству на музыкальных занятиях» Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в.

Мастер-класс для музыкальных руководителей. Тема «Русский народный танец. Кадриль» (Слайд 1) Танец это один из самых древнейших видов искусства. Он родился постепенно, из разнообразных движений и жестов, связанных с эмоциональными.

Мастер-класс «Колокольный звон»Мастер-класс «Колокольный звон» Здравствуйте, уважаемые коллеги. В нашем детском саду, накануне светлого праздника Пасхи, проходила акция под названием "Колокольный звон",.

Планирование деятельности на неделю по теме «Русские народные игры в физическом и духовном развитии детей» Планирование деятельности на неделю по теме: «Русские народные игры в физическом и духовном развитии детей». Вовлекая ребенка в яркий мир.

Практикум для музыкальных руководителей «Развитие чувства ритма у детей» 1. «Фруктово-ритмический салат». «Первым инструментом» человека было, как известно, его собственное тело. Для современного ребенка оно им.

Разработка «Праздник гончара» для воспитателей старших групп и музыкальных руководителей ДОУ Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР- Детский сад №8 «Солнышко» Разработка «ПРАЗДНИК ГОНЧАРА» Для воспитателей.

Технологическая карта урока музыки в начальной школе «Великий колокольный звон» Таблица 3 – Технологическая карта урока музыки Раздел. Тема Раздел: «О России – песнь, что стремиться в храм» Тема: «Великий колокольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для музыкальных руководителей «Колокольный звон в духовном развитии ребёнка»
Опубликовано: 3 декабря 2017 в 08:04
+43Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД