МААМ-картинки

Содержание, формы и методы работы с детьми разных возрастов по основам безопасности жизнедеятельности

Лариса Чернавская
Содержание, формы и методы работы с детьми разных возрастов по основам безопасности жизнедеятельности

«Самое дорогое у человека- это жизнь»

Н. А. Островский.

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.

Современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

Публикация «Содержание, формы и методы работы с детьми разных возрастов по основам безопасности жизнедеятельности» размещена в разделах

Система работы по ознакомлению детей с правилами безопасности раскрыта в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Формирование основ безопасности жизнедеятельности определено в образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие». При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов как в совместной деятельности взрослого и детей, так в самостоятельной деятельности дошкольников.

Основные цели и задачи:

• Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.

• Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

• Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

• Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.

• Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения.

Этапы реализации данных задач:

1 этап - заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;

3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

Формирование основ безопасности программа «От рождения до школы» предполагает работу по 3-м направлениям:

- безопасное поведение в природе

- безопасность на дорогах

- безопасность собственной жизнедеятельности

Безопасное поведение в природе

Во второй младшей группе формировали представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.

Знакомили с элементарными правилами:

- не подходить к незнакомым животным

- не рвать и не брать в рот растения

- безопасно играть с песком и водой

В средней группе продолжали знакомить с многообразием животного и растительного мира, явлениями неживой природы. Формировали понятие «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения».

В старшей группе формировали основы экологической культуры, и безопасного поведения в природе. Знакомили с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга, ураган). Учили детей правилам поведения в этих условиях, правилам оказания первой помощи при ушибах, укусах насекомых.

В подготовительной группе познакомили воспитанников с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира занесёнными в неё. Работа продолжается. В перспективе планируется работа по расширению и уточнению представлений о явлениях природы и знакомство с правилами поведения в этих условиях.

Безопасность на дорогах

Во второй младшей группе расширяли ориентировку в окружающем пространстве, знакомили детей с правилами дорожного движения. Учили различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значения сигналов светофора. Формировали представления о безопасном поведении на дорогах (не переходить дорогу одному, надо держаться за руку взрослого)

В средней группе уточнили знания детей о работе полицейского. Знакомили с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «пожарная», «МЧС», «Полиция», троллейбус). Знакомить со знаками дорожного движения («Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»)

В старшей группе познакомили с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Продолжали знакомить с ПДД, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Знакомили с дорожными знаками: «Пункт первой медицинской помощи»,

«Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещён», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

В подготовительной группе нам предстоит систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Познакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект». Продолжать знакомить с дорожными знаками - предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными. Соблюдать ПДД. Расширять представления детей о работе ГИБДД. Развивать ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.

Безопасность собственной жизнедеятельности

Современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

Во второй младшей группе знакомили с источниками опасности дома (горячая плита, утюг, формировали навыки безопасного поведения (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила, открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку).

В средней группе знакомили с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, чайник, электрический утюг). Закрепляли умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ножницы). Знакомили с правилами езды на велосипеде, с правилами поведения с незнакомыми людьми. Рассказывали о работе пожарных, причинах его возникновения и правилах поведения при пожаре.

В старшей группе закрепляли и расширяли знания об источниках опасности в быту. Знакомили с работой службы спасения – МЧС, назначении номеров -01, - 02, - 03, 112. Учили называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

В подготовительной группе учим детей оценивать свои возможности, по преодолению опасности. Формируем у детей навыки поведения в ситуациях «Один дома», «Потерялся», «Заблудился», умение обращаться за помощью к взрослым.

Формы организации учебно-воспитательного процесса и методы работы с детьми

- занятия, игровые образовательные ситуации

- беседы

- дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры

- наблюдения, экскурсии, целевые прогулки

- заучивание стихов по ОБЖ

- отгадывание загадок, кроссвордов

- чтение художественной литературы

- рассматривание иллюстраций по теме, альбомов

- сбор фотоматериалов, просмотр видео фильмов

- театрализованные представления

- обыгрывание ситуаций (правильного и неправильного поведения)

- участие в конкурсах разного уровня прямых и дистанционных, как детей, так и педагогов,

- мультимедийные презентации (когда нельзя рассказать, а только показать) ;

- работа над проектами

- заучивание правил безопасного поведения

- обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения (тренинги)

- проблемные ситуации

- праздники, развлечения, досуги

- личный пример взрослых

Большое внимание уделяется организации различных видов деятельности для приобретения детьми опыта. Этому, конечно, способствует РППС в группе и в МБДОУ.

• Уголок безопасности, который содержит материалы по ОБЖ (наглядно-дидактические пособия, дидактические игры, детские журналы, плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм!», «Пожарная безопасность для дошкольников»; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», иллюстративный материал, настольные и настольно-печатные игры, : мнемотаблицы)

• Центр ролевой игры (атрибуты к сюжетно-ролевой игре «МЧС», «Поликлиника», «Ветлечебница», театр кукол «Мы в профессии играем», телефоны, игрушки - спецмашины)

• Площадка с дорожной разметкой на территории МБДОУ, набор дорожных знаков

• Центр познавательно-исследовательской деятельности

• Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций:

- Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;

- В. Житков «Пожар», «В дыму»;

- С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»;

- Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;

- К. Зайцева «Уроки Айболита»;

- Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.

- Ю. Соколова «Правила безопасности»;

- И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;

- Е. Пермяков «Торопливый ножик»;

- Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом!», «Огуречик»;

- А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»;

- И. А. Яворская «Дети и дорога»;

- И. Лешкевич «Светофор»;

- Н. Носов «Автомобиль»;

- Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;

- А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;

- Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;

- А. Дмоховский «Чудесный островок»;

- В. Семернин «Запрещается – разрешается»;

- А. Северный «Три чудесных цвета».

Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Взаимодействие с родителями

Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителями: объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями используется информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы, консультации

наглядно- информационное направление: открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток,

досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Планирование в детском саду: формы и содержание (из опыта работы воспитателя)Планирование в детском саду: формы и содержание (из опыта работы воспитателя) Хочу предложить вашему вниманию свой опыт по планированию работы с детьми и родителями в детском саду. Планирование в детском саду - формы.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Фотоотчет о занятии по основам безопасности жизнедеятельности по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»Фотоотчет о занятии по основам безопасности жизнедеятельности по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчет к конспекту занятия «Гуси лебеди» Планировать и проводить занятия по основам безопасности.

Перспективный план работы по безопасности жизнедеятельности в старшей группеПерспективный план работы по безопасности жизнедеятельности в старшей группе Перспективный план работы по безопасности жизнедеятельности в старшей группе Месяцы,по неделям, ООД, методические приемы СЕНТЯБРЬ 1-я.

Перспективный план работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Старший дошкольный возраст Основной целью, главной задачей любого цивилизованного общества, является обеспечение здоровья и сохранение жизни детей. В практику дошкольных.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.

Занятие в первой младшей группе по основам безопасности жизнедеятельности «В мире опасных предметов» МКДОУ детский сад «Берёзка» ЗАНЯТИЕ в первой младшей группе по основам безопасности жизнедеятельности «В мире опасных предметов».

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Содержание, формы и методы работы с детьми разных возрастов по основам безопасности жизнедеятельности
Опубликовано: 30 марта 2020 в 14:41
+48Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД