МААМ-картинки

«Интеграция как средство решения задач речевого недоразвития детей с ОНР». Консультация для воспитателей

Ольга Варзина
«Интеграция как средство решения задач речевого недоразвития детей с ОНР». Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы

Идея интеграции берет свое начало в трудах великого дидакта Я. А. Каменского, утверждавшего: что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между телом, разумом и языком. Таким образом, все чему учат человека должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным.

Наиболее полное понимание педагогической интеграции дается, на наш взгляд, В. С. Безруковой, рассматривающей её как

- ведущую идею, отражающую особенности современного этапа развития и гарантирующую достижение более высоких результатов педагогической деятельности;

Публикация «„Интеграция как средство решения задач речевого недоразвития детей с ОНР“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах

- Процесс установления связей между объектами и создание новой системы в соответствии с предполагаемым результатом;

- Результата или формы, которую обретают объекты, вступая во взаимосвязь друг с другом, например, интегрированное занятие.

В педагогической литературе выделяются следующие виды интеграции :

Содержательная интеграция :

Это межпредметная и мультипредметная интеграция (Объединение двух или нескольких разделов, н-р, развитие речи и художественная литература, речевое развитие и музыкальное воспитание и т. п., а так же

- Создание интегративных курсов, программ по различным направлениям развития дошкольников;

Содержательная интеграция включает в себя следующие направления:

1. Использование средств одной образовательной области для организации или оптимизации образовательного процесса другой образовательной области

2. Интеграция детских видов деятельности

3. Интеграция содержания и задач психолого – педагогической работы

Организационно – технологическая интеграция включает в себя

- Интегративные формы обучения (занятия, развлечения, интегрированный день)

- интегративные технологии (проблемное обучение, здоровьесберегающее обучение и т п.)

- Личностно – деятельностная интеграция - объединение деятельности участников педагогического процесса: воспитателя, учителя – логопеда, музыкального руководителя, педагога – психолог.

Каким же образом можно использовать идеи интегрированного обучения в коррекционной работе, проводимой учителем – логопедом в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР?

Ведущей образовательной областью, задачи которой решаются в процессе логопедических занятий является безусловно «Коммуникация», а ведущим видом детской деятельности – коммуникативная. Но для того, чтобы работа по коррекции речевых недостатков бала более успешна мы используем возможности других образовательных областей.

Так образовательная область «Здоровье» способствует решению таких задач как развитие рече – двигательного аппарата, нормализация межполушарных связей, развитие мелкой моторики, формирование правильного речевого дыхания.

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. У детей, имеющих речевые нарушения развитию мелкой моторики должно уделяться особое внимание. Поэтому в каждое занятие мы включаем приемы развития мелкой моторики:

Кинезиологические упражнения - это упражнения доступные по технике выполнения старшему дошкольнику, способствующие расширению возможностей мозга, восстановлению межполушарного взаимодействия, нарушенного стрессом, способность вовремя включиться на выполнение задания и, что не менее важно, вовремя отключиться.

Гидрогимнастика – прокатывание, перекатывание, перекладывание втеплой воде различных предметов: шариков, карандашей, палочек;

Игры с мелкими предметами - мозаикой, пуговицами, крупами и т. п.

Пальчиковые игры со словесным сопровождением и т. п.

Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая, ненапряженная артикуляция, поэтому неотъемлемой частью логопедических занятий являются игровые упражнения, направленные на формирование правильного дыхания. Они очень важны для развития детского организма в целом, так как при этом улучшается снабжение мозга кислородом, снимается усталость, происходит выброс грязной энергии (страх, агрессия). Правильное дыхание положительно воздействует на голосовые связки, миндалины, щитовидную железу.

Особую ценность имеют различные виды самомассажей, так как позволяют повысить адаптивные способности организма, размягчить мышечные зажимы, позволяют снять мышечное напряжение, избавить от неприятных ощущений, повысить работоспособность. В зависимости от характера проблем детей и целей занятия мы используем разные виды самомассажей: интеллектуальный, артикуляционный, антистессовый, блиц- массаж. Наиболее любимы детьми разные виды игровых парных самомассажей, так как они способствуют воспитанию толерантности, и формированию адекватного реагирования на сверстников, а текстовое сопровождение способствует автоматизации звуков в словах и фразовой речи.

Ну и конечно же, артикуляционная гимнастика, без которой не обходится не одно занятие. Являясь собственно здоровьесберегающей технологией, она является важнейшей составляющей в коррекции и профилактике речевых нарушений.

Огромным подспорьем для решения задач речевого развития является образовательная область «Художественная литература».

Мы просто не можем обходится без логорифм: чистоговорок, скороговорок, стихов – как поэтического сопровождения коррекции речи у детей, используем литературные тексты для автоматизации звуков во фразовой речи, развития связной речи, обучения пересказу, читаем отрывки художественных произведений, давая образцы правильной литературной речи.

Еще одно направление содержательной интеграции – это интеграция детских видов деятельности

На логопедических занятиях, как групповых, так и индивидуальных мы широко используем возможности продуктивных видов детской деятельности для оформления продуктов детского речевого творчества. Мы создаем с детьми коллажи, индивидуальные книжки-малышки, книги, как продукт совместной деятельности детей, групповые альбомы, стенгазеты, изготовление театров, масок для обыгрывания текстов.

Не можем мы обойтись и без ведущего вида детской деятельности. Для решения задач речевого развития мы используем все виды игр: дидактические, подвижные, ролевые, театрализованные. Виды игр подбираются в соответствии с задачами занятия и направлением коррекционной работы.

Интеграция содержания и задач психолого – педагогической работы на логопедических занятиях ярче всего прослеживается на примере образовательных областей «Познание» - «Коммуникации»

В процессе развития лексико – грамматических компонентов речи и формирования связной речи решаются задачи :

А) математического развития (н-р, задача – согласование числительных и существительных в роде, числе и падеже)

Б)задачи сенсорного развития (представления о форме, величине, цвете и других характеристиках предметов)

В) В процессе знакомства с лексическими темами расширяются представления о предметном окружении, свойствах и качествах предметов

В) Развитие психических познавательных процессов: памяти, внимания, мышления.

С этой целью мы широко используем методы ТРИЗ и РТВ, способствующие дивергентному и (творческому) креативному (умственные способности) речевому развитию,

Организационно – технологическая интеграция

Предполагает использование адекватных форм образовательной работы для решения задач двух и более образовательных областей. Этот вид итеграции тесно связан с личностно – деятельностной интеграцией, так предполагает участие разных специалистов детского сада.

Виды интегративных форм образовательной деятельности, которые мы используем в практике работы нашего детского сада

Логоритмика – утренняя гимнастика с ритмичным, рифмованным голосовым озвучиванием. Ритм слов, нужный тембр голоса создает и задает эмоциональное выражение выполняемым упражнениям. В этом виде деятельности наряду с учителем – логопедом участвует инструктор по ф/к.

Логоритмические музыкальные занятия - Самостоятельные занятия, построенные на интеграции деятельности музыкального руководителя и учителя логопеда. На этих занятиях интегрируются задачи трех образовательных областей: «Коммуникации», «Музыка», «Здоровье»

Интегрированные занятия, как форма обобщения, подведения итогов темы. Они могут проходить в виде досугов, праздников, развлечений, игр – путешествий. В процессе таких занятий на равноправной основе соединяются знания из разных образовательных областей, дополняя друг друга.

Интересной формой организационно – технологической интеграции является игровой образовательный модуль. Это объединение занятий либо различных видов детской деятельности на основе какого – либо сюжета, темы на протяжении длительного времени, что особенно актуально в условиях работы логопедической группы, когда дети в течение недели погружаются в какую – либо лексическую тему.

Модуль имеет определенную структуру, характерными особенностями которой являются:

- интеграция всех видов детской деятельности;

- решение нескольких целей и задач за короткий отрезок времени;

- возвращение исходного смысла занятию, как занимательному делу;

- сюжет, который разворачивается на протяжении длительного времени;

- Отсутствие психологического давления на ребенка. Дети усваивают знания не потому, что это запланировал педагог, а потому что это понадобиться им в сегодня или в ближайшем будущем.

Таким образом, интегрированный подход, основанный на единстве законов природы и целостности восприятия ребенком окружающего мира, выступает как ведущий принцип проектирования содержания дошкольного образования на современном этапе. Он позволяет обеспечить условия для организации воспитательно – образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми в рамках целостного процесса, где ребенок осваивает базовые категории с разных точек зрения в разных образовательных сферах.

Литература:

1. Белая К. Ю. и др. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ // Управление ДОУ. 2003. №4.

2. Васюкова Н., Чехонина О. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я. 2004. №6.

3. Чапаев Н. К. Педагогическая интеграция : методология, теория, технология. Екатеринбург; Кемерово, 2005.

Публикации по теме:

Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ Подходы к определению интеграции в соответствии с ФГТ Педагогическая интеграция- это установление связей и отношений педагогическими средствами.

Пособие «Кто за кем?»Пособие «Кто за кем?» Данное пособие направлено на формирование у детей представлений о пищевых связях в природе - "пищевых цепочках". Оно наглядно демонстрирует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Интеграция как средство решения задач речевого недоразвития детей с ОНР». Консультация для воспитателей
Опубликовано: 3 февраля 2014 в 13:11
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Интеграция как средство решения задач речевого недоразвития детей с ОНР». Консультация для воспитателей» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Варзина (УИ 188724) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД