Наталья Иванова
Сообщение «Сущность экологического подхода в педагогике»
▼ Скачать + Заказать документы
Сущность экологического подхода в педагогике состоит в том, что предметы и явления объективной действительности рассматриваются как среда того или иного «субъекта». Экологический подход направлен на изменение приоритетов образования. По выражению академика Моисеева Н. Н. это «такое изучение собственного дома, такое изучение возможного поведения в нем человека, которое позволило бы жить ему в этом доме, то есть выжить на планете Земля» и устойчиво развиваться в согласии с Природой.
Публикация «Сообщение „Сущность экологического подхода в педагогике“» размещена в разделах
Огромное значение в развитии экологического подхода в теории и практике психолого-педагогической деятельности сыграло представление об открытых системах. Под открытой системой В. М. Зеличенко понимает систему, которая обменивается с окружающей средой энергией, веществом и информацией.
Природные материалы, скорее всего, являются самыми древними игровыми пособиями на нашей планете, однако не теряют своей актуальности. Более того, в связи с необходимостью отвлечения детей от экранов различных гаджетов и привлечению их внимания к красоте окружающего мира, играм с природными материалами отводится всё большее внимание.
Мой интерес к играм с природными материалами обусловлен тем, что:
- это исключительно полиморфный игровой комплект, количество игр ограничивается только фантазией;
-каждое создание природы уникально, а значит каждый раз ребенок будет держать в руках новый предмет, отличный от предметов других детей;
- приобретение природных материалов не требует материальных затрат и легко восполняется;
- использование природных материалов на занятиях соответствует требованиям ФГОС.
Природные материалы уникальны тем, что одна и та же игра способствует решению сразу нескольких педагогических задач, один и тот же материал может использоваться в разных играх. В своей работе учитель-логопед может использовать природные материалы для развития неречевых психических процессов, общих речевых навыков, для развития мелкой моторики, в работе над звукослоговой структурой слов, для развития лексико- грамматического строя речи и связной речи а так же при закреплении правильного звукопроизношения. Таким образом,игры с природными материалами прошагали практически по всем направлениям работы логопеда. Остановлюсь подробнее на конкретных примерах игр и приемов.
Для развития слухового восприятия используется традиционная игра «отхлопай ритм», однако за счёт использования разных косточек (персиковых, абрикосовых, каштанов, желудей, камешков в разнообразных сочетаниях, игра получает новое звучание каждый раз, чем привлекает внимание детей. Также внутри косточки использую в играх: слушаем, как стучит у левого уха, а как – у правого, как стучат семена в разных косточках, пробуем постучать громко и тихо, угадываем на слух, какое семя стучало. Также для развития слухового восприятия используется игра «Шумелка». Банки заполнены природными материалами: опилками, большими и маленькими камнями, водой, ёлочными иголками и песком. Дети слушают, как шумят разные баночки, закрывают глаза и после того, как логопед чем-то пошумел, угадывают баночку.
Традиционная игра «Помоги Золушке» способствует развитию зрительного внимания и мелкой моторики. Ребенку предлагается рассортировать смешанные мелкие материалы по цвету, по форме или друг от друга. За счё т уменьшения размеров предметов увеличивается сложность выполнения заданий: начинать можно с желудей, каштанов, маленьких шишек, персиковых косточек и камней, а далее использовать ракушки, мелкие камешки, косточки от абрикосов и фиников. Также для развития зрительного внимания, логического мышления и мелкой моторики детям предлагается установить последовательность чередования предметов и продолжить ряд по образцу логопеда. Разнообразие материалов позволяет выполнять чередование по цвету, форме и размеру.
Все игры с природными материалами способствуют развитию тактильного восприятия, не исключение и игра «Волшебный мешочек». Мешочек заполняется желудями, в которые добавляются косточки, каштаны, маленькие шишки. Необходимо с закрытыми глазами на ощупь найти то, что потерялось в желудях. Запускание рук в мешок с желудями также способствует расслаблению, созданию положительного эмоционального фона, является массажем рук, проведенным природой.
Игра «Накорми белочку шишкой» используется для развития силы, направленности выдоха, т. е. для развития общих речевых навыков. Предлагается подуть на шишку так, чтобы она докатилась к белочке. Для игры используются круглые шишки от туи.
Взаимодействие с природными материалами развивает мелкую моторику. Например, игра «Подарок от белочки». Ребенку предлагаются для сравнения на ощупь разные шишки (от лиственницы, сосны, ёлки, туи, а также столбики от съеденных белками шишек. Вращая шишки в руках, ребенок осуществляет самомассаж и развивает тактильное восприятие. Очень тонких движений пальцев требует игра «Иголки для кактуса». Ребенку предлагается втыкать еловые иголки в пенопластовый кактус так, чтобы кактус стал колючим. Еловыми иголками можно рисовать – заполнять шаблоны, писать как по манной крупе.
Игр с ракушками очень много: их можно погладить с двух сторон и выяснить, что одна сторона шершавая, а другая – гладкая, можно искать одинаковые пары среди нескольких ракушек, закрученные ракушки можно накручивать на пальчики, а можно разнообразить игру «Пальчиковые шаги», надев на пальчики по ракушке, что усложняет выполнение задания, т. к. необходимо удержать ноги в туфельках.
В работе над звукослоговой структурой слов используется игра «Магазин». Ребенку предлагаются слова, которые нужно разделить на слоги и соответствующее количество косточек опустить в кассу. Дырочка в кассе узкая и пролезают в нее только финиковые косточки, то есть ребенку параллельно нужно дифференцировать косточки. Для развития лексико-грамматического строя речи сравниваем разные шишки по степени колючести, по форме, по размеру. Закрепляем умение подбирать антонимы, подбирать прилагательные к существительным Для закрепления правильного звукопроизношения используются песочные часы. Ребенок набирает в ложку песок и аккуратно высыпает его в воронку, развивая координацию и мелкую моторику. Пока песок сыпется, ребенок произносит отрабатываемый звук или слоги.
Опыт работы показал, что использование природных материалов в работе способствует развитию мелкой моторики; созданию положительного эмоционального фона и снятию напряжения; создает условия, мотивирующие ребенка к обучению; поддерживает интерес ребенка к занятиям за счёт огромного разнообразия и взаимодополняемости природных материалов. Игры с природными материалами позволяют одним упражнением решать несколько коррекционных задач.