наталья перепелицина
Консультация «Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
«Берегите семью; в семье опора народа и государства.
Семейные заветы всегда были крепки. Охраняйте
это сокровище. В семейном счастье – защита от
жизненных испытаний. Крепкой и дружной семье не
страшны внешние житейские невзгоды.
Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов; если
сбережете семью и обережете детей, то создадите
крепкую опору для мирного и спокойного труда».
И. Я. Яковлев
Публикация «Консультация „Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье, а передать их – только через детей.
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов.
А. В. Луначарский полагал, что желаемых результатов в воспитании можно получить лишь в объединении усилий школы, общественности и семьи при направляющей роли школы и ее влияния на семью.
А. С. Макаренко в своих трудах продолжил развитие подобных идей. «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание…». Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а так же влияния на родителей. При этом семейное воспитание должно зависеть от «заказа общества».
Именно в современных условиях актуальным становится вопрос формирования новой системы отношений между педагогами и родителями.
Сегодня, в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблемы экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Современные условия деятельности дошкольных учреждений ставят взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Это сотрудничество должно осуществляться в рамках стратегии согласия и заключается в согласовании того, что может сделать семья, а что – коллектив детского сада. Эффективным механизмом такого взаимодействия может стать система социального партнерства, с помощью которого родители и представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.
Социальное партнерство означает практику совместной выработки решений и сбалансированной, разделяемой ответственности, это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь, в социум.
Так, в законе «Об образовании» записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей, является равноправным партнером родителей в этом процессе.
Я думаю, что в настоящее время, когда в обществе и государстве меняется представление о процессе взаимодействия семьи и образовательного учреждения, не сотрудничество, а именно партнерство является наиболее перспективным и эффективным видом педагогов и родителей.
Под партнерством я понимаю взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».
К основным принципам социального партнерства в системе образования детей относятся: равноправие и заинтересованность сторон, доверительные отношения при принятии решений, договоров и соглашений; совместная деятельность; сотрудничество; добровольность и взаимная ответственность; уважение и учет интересов участников; добросовестное выполнение принятых на себя обязательств.
Таким образом, эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогами дошкольного учреждения и родителями.
Именно современная модель социального партнерства педагогов ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
Социально педагогическая деятельность в условиях ДОУ — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.