Сообщение для педсовета «Этапы речевого развития ребенка»

Светлана Мартынова
Сообщение для педсовета «Этапы речевого развития ребенка»

Речь -великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми.

Все родители, бабушки и дедушки требуют от своего ребенка постоянного совершенства. Все хотят, чтобы ребенок начал рано ходить, начал рано говорить и так далее. Особенно, если играясь на игровой площадке, мамы слышат, что чужие детки в 2 года уже рассказывают «У лукоморья дуб зеленый», а ваш ребенок разговаривает на своем языке. У мам начинается комплекс неполноценности и они начинают муштровать своих детей. Дорогие, мамы! Успокойтесь и не дергайте своих детей раньше времени. Во-первых, каждый ребенок развивается индивидуально, во-вторых, с ребенком необходимо заниматься, а не сидеть под мультиками, в-третьих, существует определенный этап речевого развития ребенка дошкольного возраста

Первый этап речевого развития ребенка

Этот период относится к детям в возрасте 1,3 года – 1,10 года. На данном кратковременном этапе ребенок произносит однословные предложения, то есть использует слова в качестве предложений. В словарном запасе у ребенка в этом возрасте небольшое количество слов, которыми он пользуется для выражения потребностей и выражения эмоций. Эти слова всегда подкрепляются жестами, мимикой и интонацией. Первые слова, которыми пользуется малыш не имеют грамматической формы и логопеды их называют аморфными словами. Например, «би», «бр» - машина, ехать, «ди» - иди, «коко» - курица, «кап-кап» - купаться, речка и так далее. У каждого малыша свой арсенал, причем одними и теми же аморфными словами он может называть различные предметы или действия.

Звукопроизношение на первом этапе речевого развития: ребенок должен четко произносить ударные гласные – а, и, о, у, согласные – м, п, б, д, к, ть, сь, ль. Причем замечено на практике, что почти каждый ребенок в возрасте около года слово «дай» или «дать» произносит весьма четко и с утвердительным выражением. В основном, сочетать согласные ребенку в этом возрасте еще сложно.

Ближе к 2 годам ребенок уже умеет высказывать предложения, т. е. у него появляются 2-3 аморфных слова. Причем грамматическая связь полностью отсутствует, но это не мешает маме понимать своего ребенка. Малыш объединяет несколько слов, связывая их только интонацией.

Из речи взрослых дети улавливают лишь общий смысл. Вот, например, слово «дом» - мы его склоняем - домой, домом, у дома. Для ребенка это слово будет иметь только один смысл – дом, также и остальными словами.

В возрасте от 1,3 до 1,10 лет количество аморфных слов увеличивается где-то от 20 до 80.

Второй этап речевого развития ребенка

Этот этап затрагивает возраст от 1,10 года до 3 лет, и включает 3 периода.

1. Период формирования первых слов

2. Период выражения синтаксической связи слов

3. Период усвоения служебных слов

В первом периоде рассматривается речевое развитие ребенка 2 лет (1,10 – 2,1 годика). Ребенок уже может одно и тоже слово произносить в правильном падеже. Например, моя кукла - дай куклу, моя мама - мой папа и т. д. Появляются первые грамматические формы глаголов.

Таким образом, можно сказать, что в возрасте около 2 лет у ребенка начинают появляться первые слова, которые он верно произносит грамматически. В этом возрасте предложение ребенка уже состоит из 3-4 слов.

Во втором периоде (возраст 2,1 – 2,6 годика) видно стремление ребенка произносить слова в различных формах. Это уже не аморфные слова, а появляются полные слова, могут только путать гласные местами или пропускать букву. Но грамматическое значение слова уже ближе к правильному. Ребенок уже может различать единственное и множественное число, может различать время – вчера, сегодня, завтра. Но вот формы женского, мужского и среднего рода еще не понимаются. Прилагательные ребенок еще не умеет правильно согласовывать с существительными, но вот простые предлоги «в», «на», «у», «с» - вполне реально.

В третьем периоде (возраст 2,6 – 3 годика) ребенок уже может правильно употреблять простые предлоги, произносить более правильную форму слов. К трем годам ребенок начинает более четко согласовывать прилагаемые с существительными. Ребенок начинает использовать служебные слова – союзы «и», «а», «то», «потому что», «тогда», «когда".

Третий этап речевого развития.

Слоги в словах нарушаются все реже, в основном это происходит в малознакомых словах.

Этот этап затрагивает возраст от 3 до 7 лет. У ребенка все больше слов принимают грамматическую форму. В этот период значительно сокращается «свободное творчество» слов, правильное произношение постоянно увеличивается.

Речевое развитие детей 4 лет – еще встречаются неправильные ударения в словах, но после 4,5 лет этого уже не должно быть. К 5 годам дети усваивают глагольное управление, правильно произносят окончания глаголов.

Речевое развитие детей 5 лет: ребенок уже правильно произносит все звуки, может оценить правильное и неправильное произношение слов как у себя, так и у других. Нарушений в структуре слова быть не должно. Ребенок начинает изучать синонимы.

Таким образом, к школе ребенок уже практически владеет навыками грамматики.

Важнейшей формой организации обучения в методике развития речи детей считаются специальные занятия, на которых ставятся и целенаправленно решаются определенные задачи речевого развития. По мнению ученых, занятия помогают преодолеть стихийность, решать задачи речевого развития планомерно, в определенной системе и последовательности.

Результативность занятий определяется тем, насколько полно реализуются все поставленные задачи и обеспечивается развитие речевых навыков и умений. Задачи по речевому развитию детей классифицируются следующим образом:

В зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания занятия.

В зависимости от применения наглядного материала.

В зависимости от этапа обучения, т. е. в зависимости от того, формируется речевой навык (умение) впервые или закрепляется и автоматизируется.

Ведущей задачей является развитие связной речи. Решение остальных задач направлено на ее совершенствование.

Так, в 1 младшей группе, это развитие разговорной речи и умение понимать обращенную речь, вступать в индивидуальный речевой контакт с окружающими людьми, выражать свои мысли вербально.

Во 2 младшей группе ведущей задачей становится дальнейшее развитие разговорной речи, опосредованное использование литературных текстов, рассматривание картинок, предметов, объектов природы. Расширение речевых и познавательных возможностей детей позволяет начать знакомить их с правилами речевого этикета. Этого требует и изменение условий общения: от индивидуального общения воспитатель переходит к общению с коллективом детей, а это требует от ребенка умения выслушивать собеседника, не перебивать его, и дожидаться своей очереди, чтобы высказаться в коллективном разговоре.

В среднем дошкольном возрасте основное внимание уделяется развитию речевой инициативы и речевой самостоятельности ребенка как в процессе общения, так и в монологической речи.

В старшем дошкольном возрасте основной задачей становится выявление индивидуальных способностей детей в речевой деятельности, развитие творчества в построении и ведении диалога, придумывание творческих рассказов.

Таким образом, работа над развитием связной речи ребенка предполагает реализацию стройной системы постепенно усложняющихся задач по совершенствованию диалогической, монологической и полилогической речи детей в каждой возрастной группе.

Кроме того, существует классификация занятий А. М. Бородич (по дидактическим целям):

Занятия по сообщению нового материала.

Занятия по закреплению знаний, умений, навыков.

Занятия по обобщению и систематизации знаний, умений, навыков.

Итоговые или учетно-проверочные занятия.

Комбинированные занятия

Каким должно быть современное занятие? Необходимо изменение позиции воспитателей к форме организации занятий, методам и приемам обучения, делая акцент на игру, активизацию мыслительной и речевой деятельности детей.

Виды занятий могут быть разными в зависимости от целей обучения.

№ Виды занятий Содержание занятий

11 Комплексное занятие На одном занятии используются разные виды деятельности и искусства: художественное слово, музыка, изобразительная деятельность и другие.

22 Тематическое занятие Занятие посвящено конкретной теме, например «Что такое хорошо и что такое плохо». Вполне может быть комплексным.

33 Экскурсия Организованное целевое посещение отдельных помещений детского сада, библиотеки, ателье и других объектов социальной инфраструктуры района.

44 Коллективное занятие Коллективное написание письма другу, сочинение сказки по кругу и другое.

55 Занятие-труд Помощь дворнику в уборке участка, посадке лука, цветов

66 Занятие -дидактическая игра Участие детей в словесной дидактической игре «Магазин игрушек», «Уложим куклу спать» и других, лежащих в основе занятия по речевому развитию.

67 Занятие - творчество Словесное творчество детей в специально созданной «Сказочной лаборатории» или «Мастерской художника».

88 Занятие - посиделки Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности.

99 Занятие - сказка Речевое развитие детей в рамках различных видов деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказки.

110 Занятие - пресс-конференция журналистов Дети задают вопросы «космонавту», героям сказок и другим.

111 Занятие - путешествие Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети.

112 Занятие - эксперимент Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом.

113 Занятие - конкурс Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?» и другими.

414 Рисунки - сочинения Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам.

115 Занятие - беседа Беседы с детьми о труде взрослых, на этические и другие темы.

Следовательно, у воспитателей есть альтернатива и возможность проявить творчество в подборе методов и приемов реализации поставленных целей и задач речевого развития детей разных возрастных групп. От их правильного выбора зависит продуктивность деятельности детей и успех любого занятия.

Что нужно учитывать при построении занятий:

- нужно следовать логике речевой деятельности. Начинается занятие с мотивации речевой активности: в младшей группе, чтобы вызвать у ребенка желание говорить. Лучше использовать приемы, обращенные к эмоциональной сфере (сюрпризные моменты, общение с игровым персонажем, демонстрация новой игрушки и пр.); в более старшем возрасте – создание проблемных ситуаций, загадки, соревнование и пр.

- после того, как у ребенка появилось желание включиться в речевую деятельность. Необходимо помочь ему определить ее содержание. Накопление и актуализация знаний и впечатлений, которые станут содержанием высказываний, осуществляется в познавательной деятельности детей: рассматривание картинки, чтение произведения, рассказ воспитателя, обследовательская деятельность.

- следующим этапом занятия становится обучение детей речевой форме. Воспитатель помогает им найти те слова и грамматические формы, которые позволят передать свои мысли по поводу освоенного содержания. Можно использовать разные приемы работы: образец высказывания, план рассказа, схема, вопросы, пример литературных образцов речи.

- заканчивается занятие упражнениями в освоенной речевой форме: это детские высказывания, чтение стихотворения, самостоятельные выводы, рассуждения, объяснения.

Третьей основной формой работы по развитию речи являются ситуации общения, т. е. специально проектируемые педагогом или возникающие спонтанно формы общения, направленные на закрепление освоенных речевых категорий. Ситуации общения могут возникать естественно – воспитателю важно их увидеть и, не нарушая деятельности детей, использовать для решения речевых задач.

Технологический подход требует предельной конкретизации конечных целей развития ребенка, т. е. формулировки их в виде перечня тех знаний, умений и навыков, которыми дети должны овладеть на занятии. Планируя занятие, педагог переводит его цели на язык наблюдаемых действий, то есть планирует ожидаемый результат.

Правильно спланированное занятие позволит воспитателю выявить реальные достижения ребенка в речевом развитии, грамотно выстроить коррекционную работу, избавит от проведения инструментальной диагностики.

Формы организации детей на занятиях могут быть разными, варьироваться и зависеть от целого ряда обстоятельств:

- количественного состава детей: фронтальные, групповые, индивидуальные занятия;

- места проведения: в группе, музыкальном зале, кабинете, бассейне и т. д. ;

- размещения детей: за столами, полукругом, лицом друг к другу, на «ковре-самолете», «машине»;

Для активизации мыслительной и речевой деятельности детей на занятиях используется:

- чередование видов деятельности;

- приемы на развитие творческого воображения;

- логические ошибки, проблемные ситуации, кроссворды;

- дидактические игры и многое другое

Планирование работы по развитию речи осуществляется на основе комплексно-тематического принципа, который предполагает реализацию содержания программы по темам посредством использования всех форм работы: образовательных ситуаций, занятий и ситуаций общения. Практическая реализация указанной системы работы по развитию речи способствует становлению коммуникативной компетентности и субъектной позиции ребенка в речевой деятельности.

Публикации по теме:

Дыхательные упражнения для речевого развитияДыхательные упражнения для речевого развития Отчетливо произносить все звуки - невероятно сложная задача. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Физиологическое дыхание.

Игры для развития речевого дыханияИгры для развития речевого дыхания Дорогие гости и читатели блога! Хочу предложить Вам простые игры на развитие дыхания. Все мы знаем, что правильное речевое дыхание необходимо.

Конспект ИОД Речевого развития и Художественного-эстетического развития «Зима — волшебная пора» КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (рисование в нетрадиционной.

Консультация для педагогов «Центр речевого развития»Консультация для педагогов «Центр речевого развития» Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство.

Ковролинограф — активная среда речевого развития ребенка.Ковролинограф — активная среда речевого развития ребенка. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать.

Особенности развития познавательной деятельности у детей с задержкой речевого развития На современном этапе развития нашего общества особое внимание уделяется проблеме гуманизации образования. Успешное решение этой проблемы.

Игры для речевого развития ребенка в домашних условиях В презентации семинара-практикума «Речевое развитие ребенка в домашних условиях» содержатся практические рекомендации родителям по использованию.

Сообщение из опыта работы «Педагогическая модель речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Педагогическая модель речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Моделирование- это исследование каких- либо процессов, явлений.

Сообщение «Рппс необходимое условие для познавательного и социального развития ребенка» Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком.

Этапы развития игры по Эльконину Д. Б. Разработала: Бондарева Елена Дмитриевна. Студентка "Волгодонского педагогического колледжа" Ролевая игра представляет собой деятельность,.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Насекомые и пауки
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Сообщение для педсовета «Этапы речевого развития ребенка»
Опубликовано: 7 мая 2017 в 09:05
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 августа. День сбора лекарственных трав

Если вы проедете в эти дни по России, то повсюду увидите организованные «экспедиции» грибников. На обочинах трасс, вблизи рощиц и лесопосадок стоят автомобили, а по округе гуляют искатели грибов...

21 августа. День рождения поэта-песенника Юрия Энтина

84 года исполняется Юрию Энтину – поэту, на песнях которого выросло не одно поколение советских и российских детей. Написанные им слова звучат из уст Бременских музыкантов и героев сказок о приключениях...

Картотека «Загадки про черепаху»
Моя картотека загадок 14 загадок про Черепаху *** Живёт спокойно, не спешит, на всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, гуляет . ( Черепаха)...
Лэпбук «Изучаем виды спорта»
Лэпбук – новый способ организации учебной деятельности с дошкольниками. Он помогает усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-...
Сценарий праздника «Покровская Осень» для подготовительной к школе группы
Сценарий праздника «Покровская Осень» для детей подготовительной к школе группы Под музыку дети входят в зал, проходят круг и встают на полукруг....