Социализация детей особой заботы

Елизавета Антоненко
Социализация детей особой заботы

Социализация детей особой заботы

Актуальность: на сегодняшний день изучение данной темы достаточно актуально, поскольку из года в год растёт количество детей оставшихся без попечения родителей, также дети со специальными потребностями, ограниченными возможностями здоровья. В обществе начало формироваться новое отношение к детям с ОВЗ, однако большинство людей в России по-прежнему испытывают страх и неприязнь по отношению к людям с серьезными психическими нарушениями. Обычно это связано с недостатком опыта общения с этой категорией людей. Поэтому важно понимать, как можно социализировать детей особой заботы с ранних лет или уже в подростковом возрасте возможности общаться со здоровыми сверстниками.

Цель: сформулировать методы и формы работы с детьми особой заботы с целью их социализации.

Объект: социализация.

Предмет: дети особой заботы и их социализация.

Вначале мы разберемся кто такие «дети особой заботы», к «детям особой заботы»относятся:

- дети и подростки, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации;

- дети-сироты и лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- дети с ОВЗ;

- дети, воспитывающиеся в государственных учреждениях и замещающих семьях.

Что означает аббревиатура ОВЗ? ОВЗ - ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют дефекты в развитии, как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает некоторые отклонения в формировании ребенка при необходимости создания специальных условий для жизни.

Принципы обучения

Работа с «детьми особой заботы» невероятно кропотливая и требует большого терпения.

Каждый вариант нарушения требует своей программы развития,основными принципами которой являются:

- Психологическая безопасность.

- Помощь в приспособлении к окружающим условиям.

- Единство совместной деятельности.

-Мотивирование ребенка к учебному процессу

Следует отметить, что увеличение числа таких детей наблюдается во всём мире, и проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Признание прав ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления является чрезвычайно важным. С раннего детства «особые» дети сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии. По мере взросления они начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом формируются излишне заниженная самооценка, социальная пассивность, происходит сужение активного жизненного пространства. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, отсутствие контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию.

Педагоги стараются стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка, нетрадиционно подойти к организации обучения и воспитания, внести элементы творчества, дидактические игры, сюрпризный момент, настраивающий ребёнка на положительные эмоции и контакт не только с воспитателем, но и со сверстниками. Создание ситуации успеха позволяет ребёнку почувствовать уверенность в себе, свои возможности и востребованность в обществе. Любимые занятия поддерживают эмоциональное здоровье, помогают выйти из стрессов и тревожного состояния, предупреждают задержку психического развития.

Педагоги, которые стараются морально поддержать ребёнка, помочь ему определить свои интересы, цели, найти пути преодоления препятствий, желание достигнуть позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни достигают больших результатов. Ребёнок в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себя более активно, смело, настойчиво. Он вступает в более высокие слои культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества с взрослыми.

Совместные творческие занятия педагогов, детей и родителей оказывают положительное воздействие на общее эмоциональное состояние ребёнка с особыми потребностями, снимают раздражение, агрессию, стресс и нервное возбуждение, позволяют переключить негативные эмоции на ощущение покоя и радости.

Учитывая социальные потребности, физиологические и психологические возможности воспитанников, деятельность педагогического коллектива направлена на «специальное» обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья,которая включает:

-обучение детей в объединениях по интересам на базе учреждения и на дому;

-психолого-педагогическое и методическое сопровождение;

-построение адекватного педагогического процесса, способствующего развитию личности воспитанников;

-индивидуально-личностный подход;

-выявление причин деформации в развитии и поиск средств, способов их устранения;

-оказание абилитационной помощи детям с учетом их потребностей и возможностей.

Гармоничное сочетание разнообразных направлений деятельности в практической работе способствует социализации личности детей с особыми потребностями, проявлению положительных волевых качеств, стремлению к своему самосовершенствованию и самореализации в обществе. В условиях учреждения дополнительного образования с учётом новых педагогических технологий можно легко реализовать множество интересных проектов, которые помогут нам добиться положительных результатов.

Появляются новые формы оказания образовательных услуг и коррекционно-педагогической помощи детям со специальными потребностями и ограниченными возможностями здоровья; разрабатываются и внедряются инновационные технологии обучения ребёнка с нарушенным развитием в соответствии с его возрастом, индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями.

Повышаются требования к профессиональной компетентности педагогов и взрослых, ответственных за воспитание и обучение детей «особой заботы»направленные на решение следующих задач:

- развитие альтернативных форм организации помощи, обучения и воспитания детей «особой заботы»;

- внедрение в коррекционно-образовательный процесс современных педагогических технологий, информационно-коммуникационных технологий, в том числе дистанционного обучения детей инвалидов;

- разработка механизмов и содержания психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, интегрированных в общеобразовательную среду; детей, перешедших на воспитание в замещающие семьи; воспитанников и выпускников учреждений интернатного типа;

- создание и реализация модели и содержания психолого-педагогического сопровождения детей с комплексными нарушениями в развитии, ранним детским аутизмом, выраженными нарушениями интеллекта и другими отклонениями в развитии;

-создание модели постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и школ – интернатов;

- организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей «особой заботы», а также кандидатов в замещающие родители и приёмных родителей;

- совершенствование нормативно-правового сопровождения и методического обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе дифференцированной помощи детям «особой заботы».

Публикации по теме:

«Весенние заботы». Фотоотчет подготовки к весенним праздникам«Весенние заботы». Фотоотчет подготовки к весенним праздникам Весенние хлопоты очень приятны и детям, и взрослым. Еще бы! В воздухе витает весенняя свежесть, щебечут птицы, весенний ветер приносит.

Дворовая социализацияДворовая социализация Блуждая по просторам интернета, я наткнулась на такое высказывание «В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов» Находясь.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Консультация для родителей «Актуальность проектов как особой формы развития детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Всех вас волнует вопрос о том, как развивается ваш малыш, чему новому он научился, какими навыками овладел в дошкольный.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Весна
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Социализация детей особой заботы
Опубликовано: 1 марта 2021 в 22:16
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 апреля. День цветущих деревьев на МААМ

Весна в этом году поздняя и прохладная, однако она всё равно вступает в свои права. Сады одеваются в праздничный наряд цветущих деревьев. Самое время узнать вместе с детьми побольше об этом замечательном...

19 апреля. Международный день подснежника

Красивым, нежным и удивительно стойким цветам посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про подснежники и увлечь их интересным...


Горячие темочки