Получи документы

Социализация детей с ОВЗ посредством проектной деятельности

Оксана Смирнова
Социализация детей с ОВЗ посредством проектной деятельности

В настоящее время очень остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Социальным заказом государства (и в связи с введением ФГОС ДО) является воспитание активных, успешных членов общества, умеющих адаптироваться в жизни.

Мы рассматриваем понятие «социализация» как процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным; как способность ребенка встроиться, вписаться в общество, занять в нем определенное место; с одной стороны – приспособиться к актуальным запросам социума, с другой – попытаться создать себе пространство для роста и развития. И одной из задач для педагогов является оказание помощи ребенку в создании такого пространства.

Публикация «Социализация детей с ОВЗ посредством проектной деятельности» размещена в разделах

Цель социализации – приобретение ребенком личностных качеств, навыков, социального поведения, обучение бесконфликтному общению.

Для социализации ребенка в современном мире, формировании жизненной компетенции особенно важно вовлечение ребенка с ОВЗ в социально значимую деятельность, которая бы активизировала процесс познания, стимулировала инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальный статус, и содействовала бы формированию и развитию его коммуникативных навыков.

Одним из перспективных методов, способствующих социализации детей с ОВЗ, является технологии проектной деятельности :

1. проектная деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением и ее можно использовать в коррекционно-образовательной работе с детьми с ОВЗ.

2. позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт.

3. является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: специалистов, детей, родителей. Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья. Ни для кого не секрет, что родители детей с ОВЗ – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Вовлечение родителей в проектную деятельность позволяет им иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ОВЗ.

Существуют некоторые особенности проектной деятельности с детьми с ОВЗ.

1. При разработке этапов приходится учитывать психологическое и физическое состояние детей, с тем, чтобы правильно составить план их включения в совместную деятельность, обеспечив им посильную учебную, познавательную и коммуникативную нагрузку.

2. В ходе проектной деятельности необходимо участие различных специалистов: воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, инструктора по плаванию, музыкального руководителя, учителя-логопеда, учителя-дефектолога. Именно командный подход необходим для всестороннего изучения проблем ребенка с ОВЗ, при включении его в совместную деятельность с обычными детьми.

3. Для успешной социализации детей с ОВЗ очень важно активное сотрудничество с социальными институтами : школы, библиотеки, музеем, учреждения дополнительного образования. Наши дети активно участвуют в различных конкурсах, концертах, соревнованиях. Совместно с родителями мы посещаем различные мероприятия.

Предлагаем вашему вниманию пример одного из проекта, который был разработан и осуществлен в работе с детьми с ОВЗ нашей группы «Такой знакомый, незнакомый Снеговик».

Тип проекта :

- по доминирующей деятельности : познавательно-творческий.

- по количеству участников: групповой.

-по характеру контактов – внутри одной возрастной группы (6-7лет,

- по количеству участников – фронтальный (12 человек,

- по длительности - краткосрочный (2 недели).

Проблема: «Где родился снеговик и зачем люди лепят снеговиков».

Задачи:

1. Дать представления о снеговике, об истории его возникновения в разных странах.

2. Познакомить с родиной снеговика в России – городом Архангельском.

3. Развивать у детей познавательный интерес к истории предмета, к музейному искусству.

4. Создать условия, раскрывающие интеллектуальный и творческий потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов.

Прогнозируемый результат:

1. Расширение кругозора дошкольников, формирование представлений о мини-музее, об истории предметов (снеговике в частности).

2. Дети могут применить полученные знания при составлении сказок, историй о снеговике.

3. Повышение самооценки детей за счет участия в разных видах деятельности (конкурс чтецов, выставки работ, роль экскурсовода в мини-музее).

4. Развитие монологической и диалогической речи детей.

5. Активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Место проведения – групповое помещение детского сада.

Таблица 1.

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

Этап Педагоги дети ДОУ и семья

Подготовительный этап Дети участвуя в выставке «Пластилиновая зима», оказывается, что на большинстве работ изображены Дед Мороз и Снеговик.

Возникают вопросы:

- Кто и зачем придумал лепить Снеговика?

- Когда и где появился первый Снеговик?

- Есть ли у Снеговика День Рождения, родственники?

Совместное решение детей и педагогов : используя всевозможные источники, найти ответы на поставленные вопросы.

- Откуда можно узнать информацию о Снеговике?

- Каким образом добыть эту информацию?

- Кто нам поможет? Кого привлечь к поиску информации?

-Что нам делать с полученной информацией?

Дети предлагают свои способы решения проблемы, воспитатель их корректирует.

Составление плана действий (совместно с детьми) Создание фонда познавательной и художественной литературы

Познавательное развитие:

1. Анкетирование детей «Кто такой Снеговик».

2. Знакомство с историей возникновения снеговика

(М/М презентация).

3. Экспериментальная деятельность «Почему снег

белый» 1. Поиск и разучивание с ребенком стихотворения к конкурсу чтецов.

Основной

4. Организация мини-музея «Какие разные

снеговики!»

Речевое развитие:

1. Чтение художественной литературы:

-А. Усачев Школа снеговиков

- Г. Х. Андерсен Снеговик

- М. Шкурина Сережа и снеговик

2. Просмотр мультфильмов по теме:

«Снеговик-почтовик», «Когда зажигаются елки»

3. Составление описательного рассказа по картине

«В зимнем парке».

4. Составление сюжетного рассказа «Девочка и

снеговик» (Гусарова Н. Н. Беседы по картинке:

времена года)

5. Рассматривание и обсуждение иллюстраций по

теме.

6. Отгадывание и придумывание загадок, словесные

игры.

Художественно-эстетическое развитие:

Организация мастерской по сюжету произведения

«Школа снеговиков»

1. Роспись елочных шаров.

2. Работа с тканью (изготовление подарков

родителям).

Физическое развитие:

Зимние подвижные игры, упражнение в зимних

видах спорта.

Социально-коммуникативное развитие :

Приглашение детей младшего возраста на конкурс

чтецов и в музей Снеговика в группу. 2. Пополнение экспонатов для мини- музея.

3. Совместное придумывание и оформление книжек «Сказка о снеговике».

Заключительный 1. Проведение экскурсий по музею Снеговика

2. Музыкально-спортивное развлечение «Ах, этот снеговик»

3. Самостоятельные творческие игры с изготовленными Снеговиками. Участие родителей в музыкально-спортивном развлечении «Ах, этот Снеговик».

Проведение родителями мастер-класса по изготовлению Снеговика из фетра

Таблица 2.

Взаимосвязь со специалистами

музыкальный руководитель 1. Подбор музыкального и песенного материала.

2. Подготовка детей к музыкально - спортивному развлечению

учитель-логопед 1. Подбор литературных произведений для конкурса чтецов

2. Отработка звукопроизношения в данных произведениях.

инструктор по физическому воспитанию 1. Организация и проведение «Веселых стартов» (дети и родители)

2. Пополнение картотеки подвижных игр.

воспитатель по изодеятельности 1. Организация выставки работ ДХШ по теме.

2. Проведение серии занятий по рисованию: «Знакомство с многофигурной композицией», «Зимние развлечения», «Создаем иллюстрации к книге Усачева «Школа Снеговиков»

другие социальные учреждения 1. Участие детей в выставке «Пластилиновая зима».

Библиотека «Мир Знаний».

2. Совместная поездка с родителями в г. Архангельск в дом Снеговика (Соломбала).

Список литературы

1. Акатов Л. И. социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М. :Владос,2003

2. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике. -М. :ТЦ Сфера, 2010

3. Урмина И. А. Инновационная деятельность в ДОУ : программно-методическое обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И. А. Урмина, Т. А. Данилина. -М. : Линка-Пресс, 2009

Публикации по теме:

Физическое развитие дошкольников посредством технологии проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ДОФизическое развитие дошкольников посредством технологии проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Физическое развитие дошкольников посредством технологии проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО».

Нравственное воспитание подростков посредством реализации проектной деятельности. Творческий проект «В. В. Маяковский» Что такое нравственность? В чем должна состоять нравственность? В твердом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство.

Обобщение опыта работы «Формирование нравственных качеств детей 5–6 лет посредством организации проектной деятельности» «Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились.

Отчет по самообразованию воспитателя «Социализация детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр» На сегодняшний день проблема социализации ребенка дошкольного возраста, а именно использование сюжетно-ролевой игры как основного инструмента.

План мероприятия «Социализация детей дошкольного возраста посредством использования сказкотерапии» Педагогическое мероприятие Социализация детей дошкольного возраста через использование сказкотерапии «Путешествие по сказкам» План мероприятия:.

Реализация регионального компонента посредством проектной деятельности Реализация регионального компонента посредством проектной деятельностиАктуальность Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому.

Социализация детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности Малова С. А., воспитатель МБДОУ д. с №13 "Сказка" г. Аксай Ростовской области Аннотация. В статье рассмотрены проблемы социализации детей.

Социализация детей с нарушением зрения посредством музейной педагогики Социализация детей с нарушением зрения по средствам музейной педагогики. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере.

Социализация дошкольников посредством проектной деятельности В современном обществе перед педагогами и психологами встала острая проблема социализации в детском коллективе. Причина в том, что прогресс.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельностиРазвитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности Выступление на ГМО. 6 февраля 2019 года состоялось ГМО педагогов дошкольного образования г. Миасса «Метод проектов в ДОУ как инновационная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация детей с ОВЗ посредством проектной деятельности
Опубликовано: 13 сентября 2019 в 21:48
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД