Мария Кабанова
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на ГМО.
6 февраля 2019 года состоялось ГМО педагогов дошкольного образования г. Миасса «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология», на котором я выступила с опытом работы по теме «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности».
Выступление.
Публикация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» размещена в разделах
Метод проектов даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, творческую, исследовательскую, конструктивную.
В ходе проектов я преследовала цель не только развития познавательной активности детей, но и развитие речи и социально - коммуникативных навыков.
В ходе 2017-2018 учебного года с детьми старшего дошкольного возраста было реализовано 10 проектов.
1. «Знакомьтесь, это наша группа» (04.09.17 – 13.10.17)
2. «Осень золотая» (16.10.17 -31.10.17)
3. «Моя мама» (01.11.17 - 20.11.17)
4. «Сказочный орнамент» (22.11.17 – 02.12.17)
5. «Народные подвижные игры Урала» (04.12.17 – 15.12.17)
6. «Новогодняя игрушка» (18.12.17 – 29.12.17)
7. «В мире Почемучки» (09.01.18 - 26.01.18)
8. «Мой папа» (01.02.18 – 23.02.18)
9. «Мой четвероногий друг» (01.03.18 - 21.03.18)
10. «Огород на окне» (02.04.18 – 27.04.18)
На примере проекта «Мой четвероногий друг», я расскажу об этапах реализации проекта.
Подготовительный этап.
- Определение уровня знаний детей о домашних питомцах и о том, как за ними ухаживать.
- Определение темы проекта, задач и целей.
- Сбор информации по данной теме.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
Взаимодействие с детьми на данном этапе.
1. Первичная беседа о домашних питомцах.
2. Заинтересовать выставкой иллюстраций «Породы собак и кошек».
3. Заинтересовать выставкой книг «Мой четвероногий друг».
Основной этап проекта.
1. Работа воспитателя с детьми.
Беседы с детьми на тему: «Мой четвероногий друг».
Цель: закреплять представления детей о питомцах.
«Прогулка с питомцем».
Цель: формировать у детей представления о значении для здоровья человека и животного двигательной подвижности во время прогулки.
- Подвижные игры: «Воробушки и кот», «Мышеловка», «Злобный пес», «Гуси-лебеди», «Лохматый пес», «Кот и мыши».
- Пальчиковая гимнастика: «Коготочки», «Котята».
- Игровые упражнения: «Дорисуй и раскрась», «Найди контур».
- Рисование: «Мой четвероногий друг», «Конура для собачки».
- Раскрашивание на тему домашние питомцы.
- Конструирование из бумаги – оригами «Кошечка».
- Аппликация «Домашние животные».
- Конструирование из лего «Щенок».
- Чтение художественной литературы
чтение рассказов, стихов, заучивание стихов: С. Маршак «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»; В. Чарушин «Кошка», «Собака»; Г. Остер «Котенок по имени Гав»; Н. Носов «Живая шляпа»;
Н. Заболоцкий «Как мыши с котом воевали»; В. Сутеев «Три котенка».
- Дидактические игры: "Кто где живет?", "Где чей домик?", "Животное домашнее или дикое?" "Угадай, кто спрятался?", "Угадай, что изменилось?" «Четвертый лишний»;
«Семья»; «Большой - маленький»; «Кто как кричит?»; «Кто что ест?», «Один-много»; «Найди свою маму».
- Сюжетно-ролевые игры «У ветеринара», «Любимый питомец дома».
2. Организация деятельности детей и родителей.
Принести в детский сад фотографию ребенка с четвероногим другом и рассказ о нем для фотовыставки «Мой четвероногий друг».
Цель: Привлечение родителей к участию в проекте, укрепление детско-родительских отношений. Воспитание нравственных чувств.
Консультации для родителей «Ребенок и домашний питомец» и «Как домашние животные влияют на развитие детей».
Заключительный этап проекта.
- Фотовыставка «Мой четвероногий друг» с подготовленным рассказом о нем.
- Выступление на конкурсе проектов «Открытие».
Родители принимают активное участие в реализации проектной деятельности:
• помощь в изготовлении атрибутов необходимых в ходе реализации проектов;
• участие в выставках творческих работ по теме проекта;
• разучивание с детьми стихотворений к итоговым мероприятиям и развлечениям;
• распечатывание необходимы материалов для реализации проектной деятельности.
Для родителей я оформляю стенды с информацией по реализуемому проекту и размещаю консультации на странице группы во вкладке «Рекомендации для родителей».
Для того чтобы выяснить как влияет метод проектов на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста мною была проведена диагностика уровня сформированности познавательной активности детей старшей группы на начало года и конец года.
Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников я выделила определенные критерии (на основе методики Галины Андреевны Айдашевой).
Из двух мониторингов, полученных в начале и конце учебного года, а так же на основании динамики, можно сделать анализ, что у детей старшей группы показатели по всем критериям сместились в сторону более высоких, сформирован высокий уровень познавательной активности.
Из полученных данных мониторинга и на основании данных динамики, можно сделать вывод, что метод проектов эффективен при развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.