казакова юлия
Социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве.
В современном обществе одной из наиболее актуальных социальных проблем является социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал гармонично развитой личностью.
Публикация «Социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июль 2021
С каждым годом численность детей с особыми потребностями на территории Российской Федерации увеличивается. Согласно определению, дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Их состояние здоровья препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
На сегодняшний день, государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья определяется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», где гражданам гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья.
Система дошкольного образования в современных условиях должна соответствовать индивидуальным образовательным потребностям каждого ребенка, в том числе детей с нарушениями в развитии различного генеза. Наш опыт работы свидетельствует, что наиболее благоприятной и эффективной моделью с точки зрения социализации и расширения знаний об окружающем мире является модель включения, или инклюзивного образования.
Интегрированный характер взаимодействия здоровых детей и детей с особыми потребностями, подразумевает совместное пребывание на определенной территории в одно и то же время, а также участие во всех видах совместной деятельности. Подобное образование называется инклюзивным или включенным.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование дает детям возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников, получить не только качественное образование, но и успешно освоить навыки общественных взаимоотношений.
Таким образом, в настоящее время образовательная инклюзия формулируется как социальный запрос, как траектория развития гуманистического общества.
И сегодня, решая задачу обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, в период дошкольного детства. В нашем ДОУ создана целостная педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, которая постоянно совершенствуется.
Разработана и реализуется ОООП ДОУ, которая включает содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования и предполагает ее освоение детьми с ОВЗ.
Открыты и наполнены коррекционно-развивающими пособиями и материалами группы комбинированной и компенсирующей направленности кабинет учителей-логопедов, изо-студия, театральная студия.
Ведется серьезная коррекционная работа, направленная на: обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации,
Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ, осваивающих Программу, учитывает особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
Для успешной реализации Программы и успешной социализации детей с ОВЗ нами созданы необходимые психолого-педагогические условия:
1)уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья нами созданы необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, а также оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Также при обеспечении инклюзивного образовательного пространства считаем необходимым, продолжать вести работу по
1. Совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды.
2. Обеспечению образовательной программы технологиями инклюзивного образования.
3. Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
4. Обеспечить эффективность процессов адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе всего дошкольного образования.
5. Создать систему развития толерантных отношений между работниками ДОУ воспитанниками, а также между семьей и сообществом. Организовать для детей с ограниченными возможностями принимающую и понимающую среду, способную подкреплять их социальное и познавательное развитие.
6. Включить родителей в процесс развития инклюзивного образования в ДОУ.
7. Разработать систему мониторинга процессов развития инклюзивного образования в ДОУ
1. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] /Л. И. Акатов. – М. : Владос, 2003. – 368с
2. Зайцев, Д. В. Интегрированное образование детей с ОВЗ// Социологические исследования. – 2004. - №7. – С. 127-132
3. ФГОС ДО
4. https://www.scienceforum.ru/2016/1933/23471
5. https://www.scienceforum.ru/2016/1933/23471