Наталья Крайнюченко
Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников, имеющих НОДА, с использованием проблемных ситаций
▼ Скачать + Заказать документы
Метод решения проблемных ситуаций позволяет дошкольникам проникнуться сложившейся ситуацией, найти пути ее решения. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные «зачем?», «почему?», «как?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Постановка проблемной ситуации и процесс ее решения происходит в совместной деятельности воспитателя и детей, а значит, через социально-коммуникативное развитие, направленное на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
Публикация «Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников, имеющих Нода, с использованием проблемных ситаций» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Углубленная работа в данном направлении является актуальной и т. к. все дети нашей группы имеют нарушения опорно – двигательного аппарата, у некоторых из воспитанников нарушения интеллекта, у них снижен уровень мотивации, медленный темп освоения материала, повышена психическая истощаемость, наблюдаются нарушения в поведении, что влияет на их личностную активность и в конечном итоге приводит к ограничению свободного общения, препятствуя развитию речевой и познавательной активности.
Цель моей педагогической работы – способствовать социально-коммуникативному развитию воспитанников с использованием проблемных ситуаций.
Поэтому основными задачами моей работы в данном направлении стали:
1. Развивать познавательные способности;
2. Побуждать к поиску верного решения поставленной проблемы, пользоваться знаниями в повседневной жизни и действовать в определенной обстановке.
3. Развивать коммуникативные навыки.
4. Воспитывать самостоятельность, ответственность, решительность.
При решении поставленных задач, учитываю принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.
Проблемные ситуации можно разделить на воображаемые («представь, что…») и реальные (сложившиеся случайно или организованные воспитателем в группе).
Взяв за основу данную классификацию, создаю такие условия, чтобы ребенок мог сам сделать предположение, поискать ответ, путем наблюдения, совершить самостоятельное открытие.
В работе с детьми применяю такие уровни проблемной ситуации как :
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему : ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.
Этапы процесса решения проблемы
1. Первый этап - поиск средств анализа условий проблемы с актуализацией прежних знаний и способов действия. Побуждение ребёнка к активности (момент удивления, постановка проблемной ситуации, которая должна быть понятной, вызывать интерес, содержать новизну, быть трудной, но доступной и посильной, мотивирующей ребёнка на поиск). На этом этапе происходит актуализация, мотивация, целеполагание.
Например, акцентирую внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом (мы знаем, что температура снега ниже 0, почему же тогда, сгребая зимой снег к стволу дерева, мы считаем, что спасаем его от мороза); побуждаю детей к сравнению, сопоставлению фактов путем постановки вопросов (можно ли хвоинку назвать листочком).
Опираясь на особенности восприятия детей с НОДА, в практической работе использую наглядные схемы. Так постановку проблемы оформляю символом : сундучком, ракушкой, ракетой на старте и т. д.
2. Второй этап - процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т. е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. Поиск смысла происходящих изменений и открытие нового знания через: диалог, дискуссию. Например, «Давай подумаем вместе», «Чем похожи и чем отличаются», «У меня есть такое предположение о причинах изменения …», «Думаю так, как ты», «Я с тобой согласна», «Я думаю иначе», «Меня волнует такая мысль» и т. д. На этом этапе даю возможность высказаться каждому ребенку, не оцениваю ответы детей: «Какая у Тани интересная мысль», «Послушайте, что сказал Ваня», «Объясни, почему ты так думаешь?», «Правильно ли я тебя поняла?» и т. д.
3. Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Например, «Хотели узнать и узнали …», также использую методику незаконченного предложения (Я поняла, что… Я думаю, что… и др.).
Такая коллективная деятельность способствует успешной социализации, формированию коммуникативных навыков. Для достижения общей цели дети учатся договариваться между собой и распределять обязанности, находить пути решения проблемы, анализировать полученные результаты. А проблемные ситуации являются инструментом, позволяющим системно и целостно формировать у дошкольников первичный опыт самостоятельно найти выход из проблемной ситуации.
В своей работе руководствуюсь определенными требованиями к проблемным ситуациям :
1. Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника;
2. Проблема должна соответствовать той информации, которую познает обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию;
3. Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребностей в ее решении;
4. Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной;
5. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.)
Тематика и содержание проблемно-игровых образовательных ситуаций определяется задачами воспитания, комплексно-тематическим планированием ДОУ и зависят от возрастных особенностей детей.
Проблемно-игровые ситуации организую в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации: рассматривание альбомов, беседы, театрализованная деятельность, сюжетно-ролевые игры, НОД.
Во время игровой деятельности дети с удовольствием откликаются на предложение отправиться в путешествие, поиграть в Сказочников, используя игры-схемы знакомых сказок, рассказов. Это способствует развитию у воспитанников с НОДА мыслительной активности, развитию наблюдательности, умению пользоваться схемами, делать выводы.
В ходе деятельности осуществляю индивидуальный и дифференцированный подход, как одно из оптимальных условий для выявления способностей каждого ребенка.
Благодаря проблемно-игровым ситуациям удалось сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей, приобрели новый опыт, самостоятельность, положительный эмоциональный настрой, поиск решения проблемных ситуаций.
Совместно с педагогом-психологом организуем игровые упражнения, игры сюжетно-ролевого характера, предназначенные для стимулирования развития психических процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения) в соответствии с возрастом ребенка.
Итак, использование проблемно – игровых ситуаций имеет свои достоинства:
- появление у детей понимания, что знания необходимы, при решении разных проблемных ситуаций;
- приобретение детьми познавательного и практического опыта реализации поисковой деятельности;
- исчезновение боязни, ошибок;
- возникновение «вкуса» к процессу познания.
Повышаю педагогическую грамотность родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка, решение проблемных ситуаций через традиционные формы: индивидуальные беседы, консультации, оформление папки – передвижки; нетрадиционные формы: оформление фотовыставки, родительское собрание в форме устного журнала.
Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы:
• Применение в образовательном процессе проблемных ситуаций помогло формировать у воспитанников старшего дошкольного возраста с НОДА самостоятельное, активное, творческое мышление.
• Включение воспитанников в самостоятельную поисковую деятельность под руководством воспитателя помогло им овладеть элементарными методами науки и приёмами самостоятельной работы.
• Главная ценность в том, что воспитанники в очередной раз получали возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убедились в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.
• Изменения, происходящие в воспитанниках, указывают на то, что проблемные ситуации создают благоприятные условия для общего развития каждого воспитанника, следовательно, способствуют социально-коммуникативному развитию. Стандарт дошкольного образования предполагает педагогам - не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость ума, чтобы количество вопросов, задаваемых детьми, росло.