Лучший педагог года

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников, имеющих НОДА, с использованием проблемных ситаций

Наталья Крайнюченко
Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников, имеющих НОДА, с использованием проблемных ситаций

Метод решения проблемных ситуаций позволяет дошкольникам проникнуться сложившейся ситуацией, найти пути ее решения. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные «зачем?», «почему?», «как?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Постановка проблемной ситуации и процесс ее решения происходит в совместной деятельности воспитателя и детей, а значит, через социально-коммуникативное развитие, направленное на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.

Публикация «Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников, имеющих Нода, с использованием проблемных ситаций» размещена в разделах

Углубленная работа в данном направлении является актуальной и т. к. все дети нашей группы имеют нарушения опорно – двигательного аппарата, у некоторых из воспитанников нарушения интеллекта, у них снижен уровень мотивации, медленный темп освоения материала, повышена психическая истощаемость, наблюдаются нарушения в поведении, что влияет на их личностную активность и в конечном итоге приводит к ограничению свободного общения, препятствуя развитию речевой и познавательной активности.

Цель моей педагогической работы – способствовать социально-коммуникативному развитию воспитанников с использованием проблемных ситуаций.

Поэтому основными задачами моей работы в данном направлении стали:

1. Развивать познавательные способности;

2. Побуждать к поиску верного решения поставленной проблемы, пользоваться знаниями в повседневной жизни и действовать в определенной обстановке.

3. Развивать коммуникативные навыки.

4. Воспитывать самостоятельность, ответственность, решительность.

При решении поставленных задач, учитываю принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

Проблемные ситуации можно разделить на воображаемые («представь, что…») и реальные (сложившиеся случайно или организованные воспитателем в группе).

Взяв за основу данную классификацию, создаю такие условия, чтобы ребенок мог сам сделать предположение, поискать ответ, путем наблюдения, совершить самостоятельное открытие.

В работе с детьми применяю такие уровни проблемной ситуации как :

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему : ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Этапы процесса решения проблемы

1. Первый этап - поиск средств анализа условий проблемы с актуализацией прежних знаний и способов действия. Побуждение ребёнка к активности (момент удивления, постановка проблемной ситуации, которая должна быть понятной, вызывать интерес, содержать новизну, быть трудной, но доступной и посильной, мотивирующей ребёнка на поиск). На этом этапе происходит актуализация, мотивация, целеполагание.

Например, акцентирую внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом (мы знаем, что температура снега ниже 0, почему же тогда, сгребая зимой снег к стволу дерева, мы считаем, что спасаем его от мороза); побуждаю детей к сравнению, сопоставлению фактов путем постановки вопросов (можно ли хвоинку назвать листочком).

Опираясь на особенности восприятия детей с НОДА, в практической работе использую наглядные схемы. Так постановку проблемы оформляю символом : сундучком, ракушкой, ракетой на старте и т. д.

2. Второй этап - процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т. е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. Поиск смысла происходящих изменений и открытие нового знания через: диалог, дискуссию. Например, «Давай подумаем вместе», «Чем похожи и чем отличаются», «У меня есть такое предположение о причинах изменения …», «Думаю так, как ты», «Я с тобой согласна», «Я думаю иначе», «Меня волнует такая мысль» и т. д. На этом этапе даю возможность высказаться каждому ребенку, не оцениваю ответы детей: «Какая у Тани интересная мысль», «Послушайте, что сказал Ваня», «Объясни, почему ты так думаешь?», «Правильно ли я тебя поняла?» и т. д.

3. Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Например, «Хотели узнать и узнали …», также использую методику незаконченного предложения (Я поняла, что… Я думаю, что… и др.).

Такая коллективная деятельность способствует успешной социализации, формированию коммуникативных навыков. Для достижения общей цели дети учатся договариваться между собой и распределять обязанности, находить пути решения проблемы, анализировать полученные результаты. А проблемные ситуации являются инструментом, позволяющим системно и целостно формировать у дошкольников первичный опыт самостоятельно найти выход из проблемной ситуации.

В своей работе руководствуюсь определенными требованиями к проблемным ситуациям :

1. Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника;

2. Проблема должна соответствовать той информации, которую познает обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию;

3. Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребностей в ее решении;

4. Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной;

5. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.)

Тематика и содержание проблемно-игровых образовательных ситуаций определяется задачами воспитания, комплексно-тематическим планированием ДОУ и зависят от возрастных особенностей детей.

Проблемно-игровые ситуации организую в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации: рассматривание альбомов, беседы, театрализованная деятельность, сюжетно-ролевые игры, НОД.

Во время игровой деятельности дети с удовольствием откликаются на предложение отправиться в путешествие, поиграть в Сказочников, используя игры-схемы знакомых сказок, рассказов. Это способствует развитию у воспитанников с НОДА мыслительной активности, развитию наблюдательности, умению пользоваться схемами, делать выводы.

В ходе деятельности осуществляю индивидуальный и дифференцированный подход, как одно из оптимальных условий для выявления способностей каждого ребенка.

Благодаря проблемно-игровым ситуациям удалось сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей, приобрели новый опыт, самостоятельность, положительный эмоциональный настрой, поиск решения проблемных ситуаций.

Совместно с педагогом-психологом организуем игровые упражнения, игры сюжетно-ролевого характера, предназначенные для стимулирования развития психических процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения) в соответствии с возрастом ребенка.

Итак, использование проблемноигровых ситуаций имеет свои достоинства:

- появление у детей понимания, что знания необходимы, при решении разных проблемных ситуаций;

- приобретение детьми познавательного и практического опыта реализации поисковой деятельности;

- исчезновение боязни, ошибок;

- возникновение «вкуса» к процессу познания.

Повышаю педагогическую грамотность родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка, решение проблемных ситуаций через традиционные формы: индивидуальные беседы, консультации, оформление папки – передвижки; нетрадиционные формы: оформление фотовыставки, родительское собрание в форме устного журнала.

Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы:

• Применение в образовательном процессе проблемных ситуаций помогло формировать у воспитанников старшего дошкольного возраста с НОДА самостоятельное, активное, творческое мышление.

• Включение воспитанников в самостоятельную поисковую деятельность под руководством воспитателя помогло им овладеть элементарными методами науки и приёмами самостоятельной работы.

• Главная ценность в том, что воспитанники в очередной раз получали возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убедились в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.

• Изменения, происходящие в воспитанниках, указывают на то, что проблемные ситуации создают благоприятные условия для общего развития каждого воспитанника, следовательно, способствуют социально-коммуникативному развитию. Стандарт дошкольного образования предполагает педагогам - не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость ума, чтобы количество вопросов, задаваемых детьми, росло.

Публикации по теме:

Социально-коммуникативное развитие детей Мир детства - это чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Но сегодня мы живём в очень непростом мире. Современная социальная среда,.

Социально — коммуникативное развитие дошкольников посредством сказки В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, которое является одним.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в рамках реализации ФГОС. Проект «Дорожная грамота» Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2013 года - май 2014 года Участники.

«Социально — коммуникативное развитие младших дошкольников с помощью дидактических игр» Голикова А. В., воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад «Сказка» г. Абакан Социализация ребенка является одним из главных направлений работы дошкольных.

Мастер-класс с педагогами «Социально-коммуникативное развитие дошкольников» Мастер – класс с педагогами МБДО на тему «Игры, ситуационные задачи и проблемные ситуации с детьми, направленные на социально-коммуникативное.

Опыт работы «Социально-коммуникативное развитие» Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы,.

Социально- Коммуникативное Развитие по ФГОС Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи.

Социально-коммуникативное развитие в дошкольном учреждении Социально-коммуникативное развитие ребенка – это процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты.

Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах дня. Режим дня-оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольниками социальных норм:они учатся подчиняться общим правилам,выполнять.

Социально-коммуникативное развитие во второй младшей группе Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников, имеющих НОДА, с использованием проблемных ситаций
Опубликовано: 8 апреля 2017 в 14:28
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД