Социально-педагогический мини-тренинг для педагогов на освоение игрового стиля общения

Раиса Маркс
Социально-педагогический мини-тренинг для педагогов на освоение игрового стиля общения

Социально - педагогический мини-тренинг

для педагогов на освоение игрового стиля общения. ]

«Стиль общения педагога с детьми».

Цель: освоить игровой стиль общения, принять правила работы группы, запустить процесс самораскрытия.

Профессиональная деятельность воспитателя – это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в детском саду. Общение педагога с детьми существенным образом влияет на формирование личности ребёнка, особенности его отношения с окружающими. В связи с этим изучение проблемы педагогического общения и создание научно обоснованных рекомендаций по организации общения педагога с детьми дошкольного возраста приобретает особую актуальность.

В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняет три функции.

Первая функция – «открытие» ребёнка на общение – призвана создавать комфортные условия на занятиях (в состоянии психологической раакрепощённости дети активнее развиваются, стремятся проявить себя, не боятся показаться смешными). Без реализации этой функции не удаётся выявить отношение ребёнка к тому, что происходит вокруг него. В то время как знание истинного отношения дошкольника к окружающему помогает воспитателю планировать дальнейшую с ним работу.

Вторая функция – «соучастие» ребёнку в педагогическом общении - проявляется в результате анализа процесса взаимодействия педагога с детьми. Реализуя данную функцию общения, педагог помогает ребёнку справиться с теми трудностями, которые встречаются на его пути «восхождения к культуре человечества».

Третья функция - «возвышение» ребёнка в педагогическом общении - понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных новообразований.

Проблема «стилей руководства», «стилей общения» педагога с детьми была впервые поставлена за рубежом в 30-е годы американским психологом К. Левиным. Предложенная им классификация стилей общения положена в основу работ американских учёных Р. Липпита и К. Уайта, которые выделяют три стиля профессионального общения:

демократический – члены коллектива участвуют в обсуждении за дач, стоящих перед ними, решения принимаются совместно;

авторитарный – в отношениях преобладает строгость, жёсткие методы руководства, коллектив выступает лишь в роли исполнителей, не участвует в принятии решений;

либеральный – отсутствует единая линия и должная требовательность, каждый предоставлен сам себе.

Теория и практика педагогической деятельности рассматривает общение как специфическое взаимодействие «лицом к лицу» с помощью разнообразных коммуникативных средств (речевых, мимических, пантомимических).

Оно может быть как включённым в другую деятельность, так и проявляться самостоятельно. В одних случаях оно направлено на эффективное решение задач совместной деятельности, в других – на установление или реализацию

личных отношений.

Педагогическое общение рассматривается широко и включает в себя как коммуникативные воздействия педагога на детей и разнообразные приёмы воспитательного воздействия, так и отношение педагога к детям.

Н. Е. Щуркова предлагает следующие характеристики профессиональной позиции педагога (стили общения).

Первая позиция – дистанционная – определение духовного расстояния между субъектами взаимодействия.Здесь можно выделить три основных признака: «далеко», «близко», «рядом».

Дистанция «далеко» означает отсутствие искренности во взаимоотношениях, формальное выполнение своих обязанностей. Педагог, избравший дистанцию «близко», - «друг» для своих воспитанников, реализующий вместе с ними творческие замыслы. Реальнее всего рассматривать такую позицию у педагога в сфере искусства, спорта, науки. Дистанция «рядом» предполагает уважительное отношение к своим профессиональным обязанностям, к сво им подопечным, принятие их интересов и чаяний.

Вторая позиция – уровневая – характеризует иерархическую связь педагога и воспитанников в их взаимодействии, т. е. это расположенность

субъектов друг к другу «по вертикали»: «на», «под», «наравне». Для положения «над» характерно административное давление на ребёнка, так как «он мал, неопытен, неумел». Положение «под» - это преклонение перед природой детства, боязнь вмешательства в процесс развития ребёнка; чаще всего такой педагог «превращается в обслуживающий персонал», потакающий любому капризу ребёнка. Положение «наравне» это признание Человека в ребёнке и в педагоге; при этом характерно взаимное уважение личности с обеих сторон. Только в исключительных случаях педагог позволяет себе занять

позицию «над», т. е. подчинить себе волю ребёнка в силу ответственности и опыта взрослого.

Третья позиция – кинетическая (кинетика – движение)

предполагает положение человека по отношению к другому в совместном движении к цели: «впереди», «сзади», «вместе».

Позиция «впереди» выражает авангардную роль педагога, т. е. он ведёт за собой своих воспитанников. Роль ведомого выражается характеристикой «сзади». «Вместе»: оба субъекта вырабатывают стратегию совместных действий для достижения общей цели. Думается, однозначности выбора здесь быть не может. В главном – педагог «впереди», в мелочах –

«сзади», в целом – «вместе» с детьми он идёт по жизни, преодолевая с ними препятствия, приучая их к самостоятельности, к ответственности за свой

выбор. Позиция эта динамична.

Таким образом, с точки зрения назначения профессии «педагог»,эталонной можно считать позицию: «рядом», «наравне», «вместе», но чуть «впереди».

На современном этапе возрастают требования к педагогу и его «коммуникативной культуре». Для воспитателей легче общаться с детьми.

Общение со взрослыми (родители, коллегами, выступления на родительских собраниях, педагогических совещаниях вызывают трудности. Часто наблюдаются эмоциональная скованность, волнение, поэтому очень важно

развивать коммуникативные способности.

Социально – психологический мини-тренинг

на освоение игрового стиля общения.

Цель: освоить стиль общения, принять правила работы группы,

запустить процесс самораскрытия.

План проведения:

1. Стиль общения педагога с детьми.

2. Игровые упражнения:

«Знакомство».

Каждый участник называет своё имя, рассказывает о себе,

своих профессиональных проблемах. Затем участникам даётся задание - разделить лист бумаги на две части. В левой части необходимо написать фразу «В моей работе мне нравится…» и продолжить её.

В правой части - «В моей работе мне особенно трудно и неприятно…» и также продолжить её. Затем каждый зачитывает написанное на своём листе. После чего группа определяет тех, чьи проблемы считают близкими и созвучными.

«Паровозик».

Все участники, закрыв глаза, становятся друг за другом в цепочку. Один из них с открытыми глазами в течение 5 мин. водит всех по помещению. Упражнение выполняется молча. Затем каждый вспоминает о своих переживаниях и мыслях в ходе его выполнения. Это упражнение позволяет «разогреть» группу для дальнейшей работы, обратить внимание участников на свои ощущения и чувства и тем самым снять напряжение.

3. «Ориентация в педагогическом общении».

Каждому из участников предлагается ответить на два вопроса:

• Какие ваши качества способствуют педагогическому общению?

• Какие ваши качества затрудняют педагогическое общение?

Таким образом, создаются условия для самодиагностики и возможность

найти общее в сфере педагогического общения среди членов группы.

4. Как установить контакт с ребёнком.

Публикации по теме:

Повышение уровня компетентности педагогов посредством учета особенностей индивидуального стиля ребенка «Повышение уровня компетентности педагогов через учет особенностей индивидуального стиля ребенка» Цель мероприятия- выявление и обоснование.

Анализ, наблюдение и определение стиля общения учителя со школьниками Наблюдение и определение стиля общения учителя со школьниками Анализ, наблюдение и определение стиля общения учителя со школьниками в МОУ.

Мастер-класс для педагогов «Освоение витражного искусства в детском саду» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Мини-тренинг для начинающих педагогов «Сердце молодого педагога» Задачи: 1. Формировать чувство общности, и целостности в коллективе. 2. Профилактика профессионального выгорания педагогов. 3. Способствовать.

Мини-тренинг для педагогов ко Дню психического здоровья 10.10.2019 Мини-тренинг для педагогов ко Дню психического здоровья. Цель: профилактика психоэмоционального выгорания педагогов. Задачи:.

Семинар-практикум для педагогов. «Современные технологии общения педагогов с родителями» Цель: Анализ собственного опыта общения с родителями воспитанников. Поиск резервов для более эффективных форм работы, выделение причин возможных.

Семинар-тренинг для педагогов «Общение. Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов» Подготовила педагог-психолог Яковлева Изелла Цель тренинга: Освоение педагогами приемов эффективного общения через игровые методы обучения.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального.

Тренинг общения для младших подростков «Что такое дружба?» Тренинг общения для младших подростков (10–13 лет) на тему: «Что такое дружба?» Цель: раскрыть и обсудить с обучающимися феномен дружбы;.

Тренинг «Развитие коммуникабельности и невербального общения» Тренинг «Развитие коммуникабельности и невербального общения» Филиппова Елена Владимировна ТОГБУЦентр по оказанию психолого-педагогических.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • День Победы, 9 мая
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Социально-педагогический мини-тренинг для педагогов на освоение игрового стиля общения
Опубликовано: 9 октября 2019 в 23:06
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 мая. День радуги на МААМ

После весеннего дождя так приятно увидеть в небе радугу – чудесное явление природы, в котором семь цветов плавно переходят друг в друга через множество промежуточных оттенков. Очередной тематический день...

13 мая. День творения одуванчиков

Весенним цветам, которые радуют нас своим жизнерадостным видом, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям об...


Горячие темочки