Седова Зоя Агафоновна
Социально-педагогический проект «Путешествие по Красноярскому краю»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данного направления заключается в том, необходимо возвратить в жизнь ребенка духовно-нравственные традиции нашего народа, обеспечить историческую преемственность поколений, сохранить и распространить национальную культуру, содействовать соблюдению моральных принципов и норм российского общества.
Важно сформировать социально-ценностные ориентиры, нравственные качества личности ребенка, способствующие формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и окружающему социуму.
Публикация «Социально-педагогический проект „Путешествие по Красноярскому краю“» размещена в разделах
- Красноярский край, город Красноярск
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Не случайно в июле 2020 года были утверждены изменения в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам укрепления воспитательной составляющей системы образования. (ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации», с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020г.
Таким образом, духовно-нравственному воспитанию ребенка нужно уделить первостепенное значение.
В связи с этим возникла необходимость в разработке проекта по духовно-нравственному просвещению дошкольников на основе краеведческого материала.
Особенность проекта состоит в том, что в его основе лежит личностно-ориентированный подход педагога к детям. Этот подход предполагает:
1. Формирование эмоционально-личностного отношения ребенка к окружающей социальной действительности. Дошкольник эмоционально переживает предложенную информацию или ситуации, становится участником событий, а педагог и родители поддерживают стремление ребенка узнать что-то новое.
2. Формирование личностной позиции. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, во внутреннюю потребность и привычку уважительно относится к людям разных национальностей, соблюдать нравственные нормы. В этом случае ребенок оценивает свои действия и действия других на основе собственного сформированного эмоционально-личностного отношения к окружающему социуму.
Новизна проекта заключается в том, что духовно-нравственное воспитание ребенка осуществляется на основе ознакомления с историей и культурой Красноярска и Красноярского края.
Раскрыть сложные и отвлеченные для детей понятия помогают знания и представления о своей малой родине.
2. Цель и задачи проекта
Цель проекта Организация системы работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного на основе краеведческого материала.
Задачи проекта 1. Создать условия для духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, включающие психолого-педагогическое сопровождение, методическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
2. Применить комплекс современных методов и средств, обеспечивающих развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников.
3. Разработать образовательные и досуговые мероприятия по ознакомлению с историей и культурой Красноярского края.
4. Организовать конструктивное взаимодействие с родителями по теме проекта.
3. Стратегии и механизмы достижения цели
Задачи проекта Механизмы достижения
1. Создать условия для духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, включающие психолого-педагогическое сопровождение, методическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
1. Изучить литературу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
2. Разработать учебно-методический комплект для образовательной деятельности по проекту.
3. Создать психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
4. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду по теме проекта.
5. Провести мониторинговые мероприятия по оценке результатов проекта.
2. Применить комплекс современных методов и средств, обеспечивающих развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников.
1. Применить традиционные и инновационные методы работы с детьми.
2. Включить в образовательный процесс современные технологии, проблемные вопросы и задания.
3. Использовать сочетание разнообразных средств организации образовательного процесса.
3. Разработать образовательные и досуговые мероприятия по ознакомлению с историей и культурой Красноярского края.
.
1. Организовать образовательные и досуговые мероприятия, включив различные виды детской деятельности.
2. Реализовать задачи духовно-нравственного воспитания детей посредством интеграции образовательных областей.
4. Организовать конструктивное взаимодействие с родителями по теме проекта.
1. Организовать анкетирование родителей по теме «Духовно-нравственное воспитание Вашего ребенка».
2. Разработать рекомендации и консультации для родителей.
3. Провести совместно с родителями и для родителей педагогический практикум, консультации, совместные праздники и развлечения.
4. Привлечь к оснащению развивающей среды, изготовлению пособий и атрибутов.
4. Основные формы и методы взаимодействия педагога с детьми
Образовательную деятельность предполагается осуществлять в различных видах детской деятельности.
Дети знакомятся с историей и культурой Красноярска и Красноярского края, святыми местами региона.
Много внимания уделяется знакомству с фольклором, праздниками, народными играми, историческими традициями.
Проводится работа по ознакомлению с культурно-национальными особенностями и бытом коренных народов, населяющими малую Родину.
Детская деятельность Формы совместной деятельности
Познавательная Ознакомительные беседы, нравственно-этические беседы, тематические беседы, обсуждения, виртуальные экскурсии, просмотр презентаций и видеороликов, рассматривание альбомов, книг, энциклопедий.
Двигательная Подвижные игры, мероприятия спортивного характера.
Игровая Творческие игры, развивающие игры, игровые ситуации.
Продуктивная Изготовление продуктов детского творчества: рисование, аппликация.
Конструирование.
Коммуникативная Коллективные и индивидуальные рассказы, ситуативные разговоры, чтение и обсуждение фольклорных произведений, обсуждение проблемных ситуаций, рассматривание и обсуждение иллюстраций в книгах и альбомах, пересказы.
Музыкальная Прослушивание музыки, исполнение песен.
Вариативные методы взаимодействия с детьми
В процессе взаимодействия с детьми применяются различные педагогические методы:
1. Методы информационно-развивающей направленности:
- словесный (объяснение, вопросы, беседа, инструкция к игре и др.);
- наглядный (рассматривание, демонстрация, иллюстрация и др.). Данные методы обеспечивали передачу различной информации и восприятие ее детьми посредством слушания, наблюдения и практических действий.
2. Методы, способствующие усвоению нового материала:
- объяснительно-иллюстративные методы (материал разъясняется, приводятся примеры, при необходимости педагог называет правильное решение);
- продуктивные методы (усвоенный материал отображается в практических действиях);
- частично-поисковые методы (отдельные элементы знаний ребенок добывает самостоятельно путем наблюдений и решения познавательных задач).
3. Методы стимулирования (соревнование, поощрение и др.). Эти методы стимулируют познавательный интерес и речевую активность дошкольников, направлены на создание соревновательных ситуаций.
5. Разработка этапов проекта
I этап. Организационный
Цель: Создание условий для духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить литературу по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
2. Найти книги регионального содержания по истории и культуре Красноярского края.
3. Подобрать дидактический и иллюстративный материал, разработать картотеки различных игр для детей по теме проекта.
4. Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе по духовно-нравственному воспитанию и по ознакомлению с родным краем.
5. Провести вводную диагностику.
II этап. Деятельностный
Цель: Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольников посредством различных образовательных и досуговых мероприятий.
Задачи:
1. Формировать элементарные знания об истории и культуре Красноярска и Красноярского края.
2. Познакомить с национальными праздниками, традициями народов, святыми местами своего региона.
3. Способствовать изучению произведений народного фольклора.
4. Формировать представления о вкладе красноярцев в Победу в Великой Отечественной Войне.
5. Развивать эмоционально-ценностное отношение, чувство гордости и сопричастности к родному дому, семье, своей Родине.
6. Содействовать отражению у детей своих нравственных впечатлений в продуктивной деятельности.
7. Воспитывать уважительное отношение к человеку-труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям народа, общественным праздникам.
8. Организовать эффективное взаимодействие с родителями для повышения их психолого-педагогической культуры и компетентности в вопросах духовно-нравственного воспитания своих детей.
III этап. Аналитико-обобщающий
Цель: Анализ и обобщение результатов проекта
Задачи:
1. Провести совместный с родителями праздник «Мой край родной».
2. Провести мониторинг с целью выявления результатов.
3. Обобщить результаты проекта, представить продукты проекта.
6. Мониторинг результатов проекта
Реализация проекта предполагает :
1) оценку уровня духовного-нравственного развития детей;
2) оценку уровня знаний об истории, культуре и народах Красноярского края.
Мониторинговые мероприятия (две диагностики) проводятся 2 раза: вводная диагностика – в начале проекта, итоговая – в конце проекта.
Цель мониторинговых мероприятий: оценка эффективности педагогических действий по организации воспитательной работы и духовно-нравственного просвещения на основе краеведческого материала.
Диагностика
духовного-нравственного развития детей
Основные методы диагностики: беседы и наблюдение.
Применяется блок методик, которые позволяют фиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения дошкольников.
1. Методика «Сюжетные картинки», авторы Г. Матвеева, И. В. Выбойщик (эмоционально-ценностный аспект нравственности).
Источники: Методика «Сюжетные картинки»/ Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И. Б. Дерманова - СПб., 2002.
Назначение теста. Методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам и определения умения различать хорошие и плохие поступки.
2. Методика «Закончи историю», автор Р. Р. Калинина.
Источники: методика «Закончи историю» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И. Б. Дерманова. - СПб., 2002.
Назначение теста: методика предназначена для изучения степени осознания детьми нравственных норм. Исследование проводят индивидуально.
3. Методика «Беседа», авторы Г. М. Фригман, Т. А. Пушкина, И. А. Каплунович (когнитивный аспект нравственности)
Источники: методика «Беседа» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И. Б. Дерманова. - СПб., 2002.
Назначение теста: методика предназначена для изучения представлений детей о нравственных качествах.
Диагностика знаний об истории, культуре
и народах Красноярского края
Оценка знаний проводится на основе игровых заданий, диагностических вопросов и бесед.
Знания детей оцениваются по следующим показателям:
1. Знает национальности коренных народов Красноярского края.
2. Знает народный фольклор: сказки, игры, песни.
3. Знает национальные праздники, обычаи народов своего многонационального региона.
4. Знает национальные промыслы края.
5. Имеет элементарные знания об истории и культуре Красноярска, может назвать достопримечательности своего города.
6. Называет известных людей, родившихся в Красноярском крае.
7. Имеет представления о вкладе красноярцев в Победу в Великой Отечественной Войне.