МААМ-картинки

Социально-педагогическое сопровождения семей «группы риска» в дошкольном образовательном учреждении

Эльвира Лукьяненко
Социально-педагогическое сопровождения семей «группы риска» в дошкольном образовательном учреждении

В современных условиях жизнедеятельности не каждая семья готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей.

История появления комплексной помощи ребенку в развитии в системе образования одновременно считается как многолетней, то есть более двух веков, и короткой – всего десять или пятнадцать лет. Более двухсот лет в системе специального образования развивается модель взаимодействия специалистов разного профиля; взаимодействия, направленного на всестороннюю диагностику развития ребенка и создание коррекционно-развивающих программ. Но только десять – пятнадцать лет назад вместе с формированием гуманистических ориентаций в российской педагогике стала развиваться отечественная система сопровождения ребенка. Как считают О. И. Зенина и С. А. Алдушина, раннее сопровождение, сопровождение развития в общеобразовательной школе, целевое сопровождение различных групп риска, сопровождение в специальном образовании, сопровождение одаренных детей стали элементами одной системы, своеобразными гарантами права ребенка на полноценное развитие [14, с. 25-29].

Публикация «Социально-педагогическое сопровождения семей „группы риска“ в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

Существует множество точек зрения на характеристику термина «сопровождение».

С. И. Ожегов объясняет, что «сопровождать» – значит следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь. Но при этом данный автор дает объяснение и самому понятию «сопровождение» – это то, что сопровождает какое-нибудь явление, действие [28, с. 674]

По мнению Ю. П. Платонова, группа риска – это категория семей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Автор отмечает, что основной причиной включения семьи в группу риска, являются сложные жизненные обстоятельства: пьянство одного или обоих родителей и их асоциальное поведение; устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; убийство одного из родителей на глазах детей другим родителем; жестокое обращение с детьми (побои); побеги из дома, конфликты со сверстниками [32, с. 56].

В настоящее время социально-педагогическое сопровождение – совместное взаимодействие социальных педагогов, детей и родителей, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки. Больше всех в такой помощи нуждаются те дети, которые живут и воспитываются в семьях, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества. Это семьи группы риска. В них часто воспитываются дети, для которых характерна заносчивость, агрессивность, бравада, или повышенная обидчивость, легкая ранимость, импульсивность, неадекватная или завышенная самооценка и многое другое.

Дети, а именно дошкольники, в таких семьях характеризуются следующими особенностями: заносчивость, агрессивность, бравада, или повышенная обидчивость, легкая ранимость, импульсивность, неадекватная или завышенная самооценка и многое другое. Поэтому социально – педагогическое сопровождение семей группы риска нужно начинать с детского сада.

Если говорить о воспитательной среде учреждения, то можно отметить, что атмосфера детского сада позволяет усваивать воспитанникам позитивные жизненные ценности, осваивать все виды деятельности, налаживать межличностные контакты. Работа сотрудников детского сада направлена на создание благоприятного микроклимата, позволяющего поддерживать наилучшие условия для воспитания и развития детей.

Этапы плана работы с семьями «группы риска»

Название этапа: Задачи:

1. Констатирующий • Изучение особенностей дошкольников из семей группы риска в дошкольном образовательном учреждении.

• Анализ полученных диагностических данных.

• Разработка программы социально-педагогического сопровождения дошкольников из семей группы риска в дошкольном образовательном учреждении.

2. Формирующий • Реализация и необходимая коррекция программы социально-педагогического сопровождения дошкольников из семей группы риска в дошкольном образовательном учреждении.

• Организация взаимодействия специалистов учреждения в процессе реализации программы сопровождения из семей группы риска в дошкольном образовательном учреждении.

3. Контрольный срез • Проверка результативности проводимой работы социально-педагогического сопровождения дошкольников из семей группы риска в дошкольном образовательном учреждении.

4. Диагностический (два раза в год) • Проективная методика «Рисунок семьи»;

Социометрия;

• Проективная методика «Рисунок человека».

Технология эффективного воздействия и коррекционной работы с неблагополучными семьями:

1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью;

2 этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи;

3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни;

4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод;

5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций;

6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи;

7 этап: составление карты семьи;

8 этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Ювенальная служба, Соц. защита, ОДН, КДН и ЗП при администрации города и т. д.);

9 этап: составление программы работы с неблагополучной семьей (консультирование, оказание материальной помощи, постоянный патронаж);

10 этап: текущие и контрольные посещения семьи;

11 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артамонова Е. И., Екжанова Е. В., Зырянова Е. В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М. : Академия. – 2002. – 192 с.

2. Брилинг Е. Е. Подросток: бить или любить? Уроки любви и терпения для родителей. – М. : Дрофа. – 2005. – 256 с.

3. Вульфов, Б. З. Педагогическое сопровождение : явление и процесс /Б. З. Вульфов//Мир образования – образование в мире. Научно-методический журнал. – 2006. – № 2. – С. 43-53.

4. Лодкина Т. В. Социальная педагогика : защита семьи и детства. – М. : Академия. – 2003. – 192 с.

5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М. А Темп. – 2009. – 944 с.

6. Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL : https://www.ncstu.ru. html (дата обращения : 20.11.2018).

Публикации по теме:

Специфика наставничества в дошкольном образовательном учреждении В современных условиях реформирования национальной системы образования особую роль играет тот факт, что молодой педагог должен в короткие.

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Мини-музей «Моя любимая сказка» в дошкольном образовательном учрежденииМини-музей «Моя любимая сказка» в дошкольном образовательном учреждении Мини – музей в дошкольном учреждении делает окружающую образовательную среду для детей притягательной, интересной, обогащающей мир детства.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Фотоотчет «Праздник «День святого Валентина» в отделении сопровождения замещающих семей»Фотоотчет «Праздник «День святого Валентина» в отделении сопровождения замещающих семей» ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Шелехова». Отделение сопровождения замещающих семей. Всю неделю у нас.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Социально-педагогическое сопровождения семей «группы риска» в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 15 апреля 2023 в 18:36
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД