Ирина Воробьева
Социально-познавательный проект «Замечательные профессии»
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-познавательный проект
«Замечательные профессии»
Автор: Полянская Ирина Александровна,
воспитатель муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детского сада № 25 «Родничок,
г. Сургут, Ханты-Мансийский АО.
Продолжительность проекта : 1 месяц /с 1 апреля по 1 мая 2016 года /
Тип проекта : познавательный
Участники проекта : воспитатели, дети среднего дошкольного возраста с 4 до 5 лет № 6, родители.
Возраст детей: 4–5 лет
Публикация «Социально-познавательный проект „Замечательные профессии“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Место проведения: МБДОУ №25 «Родничок», группа среднего дошкольного возраста с 4 до 5 лет № 6.
Актуальность:
Всегда во все времена, дети с огромным удовольствием проявляют интерес к профессиям взрослых, при этом многие из них не знают, кем и где работают их родители, сотрудники детского сада, как называются их профессии, чем они занимаются на своих рабочих местах, у некоторых детей не сформировано уважение к труду взрослых. Родители, и мы воспитатели, редко или совсем не рассказываем детям об их работе. А ведь склонность детей к определенным ролям, играм и видам труда свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка. Исходя из этого, я решила предложить детям идею данного проекта.
Проблема проекта :
У дошкольников нет четких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых, не сформированы знания о конкретных действиях некоторых профессий.
Цель проекта :
Цель проекта : Расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.
Задачи проекта :
Для детей:
1. Пробудить интерес к предлагаемой деятельности
2. Формировать реалистические представления о труде людей
3. Помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии
4. Формировать способность самостоятельно подводить их, основываясь на своём жизненном опыте и полученных ранее знаний
5. Развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.
6. Развивать коммуникативные навыки
7. Развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память
8. Развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности
Для педагогов:
1. Создать информационную базу: ознакомление с методическими разработками по данной теме.
2. Найти литературу, рассказывающую о профессиях.
3. Создать условия: для пополнения развивающей среды детского сада новым дидактическим материалом по теме «Профессии», для активной, самостоятельной и совместно со взрослым, творческой, игровой деятельности детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры, провести экскурсию на рабочее место швеи-кастелянши, организовать мастер-класс с участием родителей «Моя профессия», развивать интерес у детей и родителей к проектной деятельности.
Для родителей:
1. Провести беседу – рассказ со своими детьми о своей профессии;
2. Повышать активность родителей воспитанников и других членов семей включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности.
3. Создать условия для совместного сотрудничества детей и их родителей.
Продукты проекта
Для детей:
Выступление детей с рассказами о профессиях своих родителей.
Выставка рисунков, раскрасок «Все профессии важны».
Для воспитателей:
Оформление презентации проекта «Замечательные профессии»
Изготовить альбом «Профессия моих родителей», с использованием страничек выполненных родителями.
Для родителей:
Оформление странички в альбом «Профессия моих родителей»
Участие в мастер-классе «Моя профессия» (Носов Михаил Юрьевич, профессия «Аэродизайнер»)
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей:
У детей сформируются представления о представителях разных профессий, о содержании их трудовой деятельности и предметах – помощниках. Это будет способствовать обогащению содержания сюжетно – ролевых игр, организуемых детьми на основе их интересов. Где дети будут подражать взрослым и воспроизводить их действия, присваивая себе роли продавцов, врачей, поваров, пожарных и т. д.
Расширятся знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей).
Для воспитателя:
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей по воспитанию у детей социально – нравственных отношений.
Для родителей:
Расширение партнёрских отношений с педагогами.
Повышение педагогической культуры.
Проявление интереса к совместной деятельности с детьми, воспитателями.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Подбор материала педагогом для реализации проекта.
Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству.
Выявление первоначальных знаний у детей по данной теме, путем вводной диагностики.
Разработка материала заключительной диагностической беседы (фото, сюжетные картинки, серия вопросов).
Подбор литературы: познавательной, публицистической, художественной для взрослых и детей.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП:
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Рассматривание альбомов «Профессии родителей».
Цели: понимать значимость профессии в жизни людей, воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий, развитие монологической речи детей, расширить и активизировать словарь по теме.
Беседа «Какие профессии ты знаешь?»
Цель: вспомнить в ходе беседы с детьми знакомые им профессии, уточнить и расширить представления детей о профессиях, воспитывать уважение к людям разных профессий.
Беседа с детьми «Кто работает в детском саду».
Цели: закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада, воспитывать интерес и уважение к их труду, развивать чувства благодарности за труд взрослых для детей, желание оказать им посильную помощь, учить применять полученные знания в коллективной творческой игре.
Экскурсия к швее-кастелянше детского сада
Цели и задачи: познакомить детей с работой швеи-кастелянши, продолжать знакомить с трудом близких взрослых, расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда швеи-кастелянши, формировать положительное отношение к труду взрослых, воспитывать в детях уважительное отношение к труженику и результатам его труда, желания подражать ему в своей деятельности.
Мастер-класс от родителей «Моя профессия» (Носов Михаил Юрьевич, профессия «Аэродизайнер»)
Цель: социально - личностное развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с профессиями
Задачи: Продолжать знакомить детей с профессиями своих родителей в увлекательной форме подачи информации, познакомить с современной профессией «Аэродизайнер», воспитывать чувство коллективизма, любовь и внимание к близким людям.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Чтение С. Маршак «Почта»
Цель: Обобщить представление о труде работников почты, закрепить знание домашнего адреса и правил составления письма.
Устное народное творчество «Дело мастера боится»
Задачи: познакомить детей с пословицами, поговорками, загадками о профессиях, труде, воспитывать наблюдательность, интерес к устному народному творчеству.
Чтение художественной литературы В. В. Маяковский «Кем быть?»
Цели: учить анализировать художественное произведение; выражать свое отношение к персонажам рассказа, развивать речевую активность, диалогическую речь, расширять словарный запас.
Чтение стихотворения Дж. Родарри «Чем пахнут ремесла?»
Цель: формировать ценностные представления о профессиях, труде на основе произведения художественной литературы.
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Просмотр мультфильма снятого по стихотворению В. Маяковского «Кем быть?»
Мультфильм снят по стихотворению Маяковского. В нем рассказывается о маленькой девочке, которая пытается решить какую профессию выбрать, когда она вырастет. Выбор Кем быть довольно сложен – хорошо быть столяром, который может сделать стульчик и корзину, а доктором еще лучше ведь он лечит больных. Инженером, строящим дома, лучше быть, чем доктором, а рабочим, делающим автомобили, лучше инженера. "Кем быть?" - как же сложно ответить на этот вопрос.
Наблюдение за помощником воспитателя «Моет посуду», «Моет полы», «Накрывает на стол»
Задачи: Формировать представления о содержании труда помощника воспитателя и назначении соответствующих орудиях труда, воспитывать в детях чувство признательности и уважения к труду взрослых, закрепить названия знакомых профессий, а также предметов и орудий труда.
Игра «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий. (Если бы не было учителей, то, Если бы не было врачей, то, Если бы не было дворников, Если бы не было водителей, то … и т. д)
Словесная игра «Закончи фразу».
Цель: учить детей заканчивать предложения («Повар варит», «Врач лечит», развивать речь, обогащать словарь, продолжать формировать представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»
Цель: закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи — орудия труда, воспитать интерес к труду взрослых, желание трудиться.
Дидактическая игра «Кто чем занимается»
Цель: закреплять знания дошкольников о видах труда, учить определять профессию по описанию, воспитывать трудолюбие и уважение к труду взрослых.
Сюжетно-ролевые игры
«Спасатели»
Цель: познакомить детей с профессией, учить самостоятельно подбирать атрибуты для игры, распределять роли и обыгрывать их; воспитывать дружеские взаимоотношения и выдержку.
«Почта».
Цель: Продолжать формировать у детей реалистические представления о труде людей разных профессий. Расширять у детей представления о труде работников почты.
Развивать воображение, мышление, речь; умение совместно развертывать игру, договариваться и обсуждать действия всех играющих. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь.
«Семья»
Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Прослушивание аудиоэнциклопедии Дяди Кузи и Чевостика «Замечательные профессии»
Цели и задачи: закрепить и углубить знания по теме «Профессии»; дать энциклопедические сведения о профессиях, познакомить ребят с различными профессиями, рассказать, о том, почему так важен и нужен любой труд, почему в любой профессии важно много знать и уметь, а главное, любить свою работу.
Просмотр и прослушивание видеоклипов и мультсериала от студии Навигатум «В мире профессий» или «Калейдоскоп профессий»
Включает рассказ более чем о 50-ти различных профессиях, каждой из которых посвящен отдельный мультфильм - стихотворение. Разработаны уникальные занятия с детьми по миру профессий и труда на базе данного мультсериала.
Самостоятельная художественная деятельность
Раскрашивание раскрасок «Профессии»
Цели: закрепить представления о профессиях с помощью раскрасок, развивать зрительное восприятие, внимание
Рисование «Дождик, дождик пуще. Будет травка гуще…»
Создание коллективного плаката «Для чего нужна вода».
Прослушивание песен «Много на свете профессий разных, любимых, творческих, опасных…»
Цель: воспитывать у детей устойчивый интерес к музыкальным произведениям разных жанров, расширять музыкальное впечатление
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Пальчиковая игра «Варим компот».
Цель: развивать речевую активность детей, развивать слуховое внимание, память, мышление, развивать общую и мелкую моторику рук детей.
Подвижная словесная игра «Где мы были: мы не скажем»
Цели: учить детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо, развивать творческое воображение, сообразительность; развивать основные виды движений.
Речевая игра с мячом «Назови профессию».
Цель: закреплять знания детей о профессиях, обогатить словарь детей, развивать внимание, ловкость
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Оформление странички в альбом «Профессия моих родителей»
Участие в мастер-классе «Моя профессия» (Носов Михаил Юрьевич, профессия «Аэродизайнер»)
Заключительная диагностическая беседа.
Фотоинформация проекта.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
В ходе подготовки и реализации социально-познавательного проекта «Замечательные профессии» у дошкольников группы среднего дошкольного возраста с 4 до 5 лет № 6 появился интерес к данной теме; сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых, расширились знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей, дети знают и называют профессии, могут составить описательный рассказ о профессии. На протяжении всего проекта дети знакомились с профессиями через различные виды деятельности: беседы, рассматривание картинок по теме «Профессии», «Орудия и инструменты разных профессий», чтение художественной литературы, игры (настольные, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, речевые, словесные, прослушивание песен и видеоклипов от студии Навигатум «В мире профессий», просмотр мультфильмов «Калейдоскоп профессий», «Кем быть?» по стихотворению В. Маяковского, наблюдение за помощником воспитателя, экскурсия к швее-кастелянше ( проблема: оторвалась пуговица, а в группе иголок и ниток нет, что делать, просмотр мастер-класса от родителей группы «Моя профессия» (со своей профессией познакомил Носов Михаил Юрьевич «Аэродизайнер» - мастерил игрушки из шаров, он не только рассказал о своей профессии, но и привлек детей в том или ином действии, так как информация была подана в привлекательной форме, а наличие сюрпризного момента в виде продукта деятельности, ускорило процесс запоминания содержания, сделала его осмысленным и долговременным, рассматривание и рассказ о профессиях своих родителей по страничке, созданной родителями детей (с огромным удовольствием дети рассказывали и показывали о родителях и их профессиях, была видна предварительная работа родителей с детьми, которые провели беседу о своих профессиях, прослушивание аудиоэнциклопедии Дяди Кузи и Чевостика «Замечательные профессии» (дети получили энциклопедические сведения о профессиях, познакомились с различными профессиями, и поняли почему так важен и нужен любой труд, почему в любой профессии важно много знать и уметь, а главное, любить свою работу).
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы, появилась возможность познакомить со своей профессией всех детей группы. Родители провели беседу с детьми о своих профессиях, создали страничку в альбом «Профессия моих родителей», по которым дети рассказывали о родителях и из профессиях, Носов Михаил Юрьевич – папа Носова Алексея, принял участие в мастер-классе «Моя профессия» (профессия «Аэродизайнер»).