Папки-передвижки

Социально-психологические особенности адаптации младших дошкольников из разных типов семей к ДОУ

Вороняну Любовь
Социально-психологические особенности адаптации младших дошкольников из разных типов семей к ДОУ

ТЕМА: Социально-психологические особенности адаптации младших дошкольников из разных типов семей к дошкольному учреждению.

Актуальность темы исследования. Детство – самый важный период в жизни человека, не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая, яркая, разная и уникальная жизнь. Кто ведет за руку ребенка в детстве и что входит в его разум и сердце из окружающего мира – это определяет, каким человеком станет ребенок сегодня.

Публикация «Социально-психологические особенности адаптации младших дошкольников из разных типов семей к ДОУ» размещена в разделах

Дошкольное учреждение – это новый период в жизни ребенка. Прежде всего, это первый опыт коллективного взаимодействия для ребенка. Не все дети сразу принимают новую обстановку и незнакомых людей без проблем. Многие из них реагируют на дошкольное учреждение плачем. Некоторые дети легко входят в группу, но вечером плачут дома, другие соглашаются идти в детский сад утром, но становятся беспокойными и плачут еще до того, как войдут в группу. Адаптация к детскому саду представляет собой неотъемлемый этап в жизни каждого ребенка. Адаптация носит характер приспособленности к чему-то новому, при этом являясь проблемой прошлого. В процессе адаптации принимают участие не только дети, но и родители, а также воспитатели.

Хорошо известно, что адаптация ребенка к дошкольному учреждению определяет его психическое и физическое здоровье. Внезапное появление новой комнаты, новых игрушек, новых людей и новых правил жизни может вызвать эмоциональный и информационный стресс. Вопрос о дошкольном образовании – хорошо это или плохо, – рано или поздно встает в каждой семье.

Актуальность этого вопроса практически не зависит от уровня благосостояния семьи и статуса занятости родителей, и у каждого есть свой опыт и личное мнение о плюсах и минусах дошкольных учреждений. Уже давно внимание педагогов, психологов и врачей привлечено к проблеме адаптации. Однако эти исследования по-прежнему носят фрагментарный характер.

Проблема адаптации детей к условиям дошкольных учреждений существовала с самого начала существования дошкольных учреждений и остается актуальной в нашем современном мире. Почти каждая семья сталкивается с этой проблемой, отправляя ребенка в дошкольное учреждение. Особенно с этой проблемой сталкиваются дети дошкольного возраста. В этот период дети особенно чувствительны к разлуке с близкими и очень боятся новизны. Приспособление к условиям дошкольного учреждения часто бывает очень болезненным. Задача педагога – организовать адаптационный период так, чтобы он был менее травматичным для ребенка.

Цель исследования: проанализировать социально-психологические особенности адаптации младших дошкольников из разных типов семей к дошкольному учреждению.

Задачи исследования:

– проанализировать теоретические основания исследования социально-психологической адаптации к дошкольному учреждению в психолого-педагогической литературе;

– на основе исследований зарубежных и отечественных психологов и педагогов охарактеризовать особенности социально-психологической адаптации младших дошкольников из разных типов семей к дошкольному учреждению;

– провести опытно-экспериментальное исследование социально-психологических особенностей адаптации младших дошкольников из разных типов семей к дошкольному учреждению;

– разработать направления деятельности педагога-психолога по созданию благоприятной социально-психологической адаптации младших дошкольников из разных типов семей к дошкольному учреждению.

Объект исследования: адаптация младших дошкольников к дошкольному учреждению.

Предмет исследования: социально-психологические особенности адаптации младших дошкольников из разных типов семей к дошкольному учреждению.

Методы исследования:

теоретический анализ и изучение психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, включая обобщение, сравнение, систематизацию полученных данных;

методы сбора эмпирических данных: анализ и интерпретация результатов исследования, качественная обработка данных.

Теоретическая значимость исследования: в работе проведен анализ литературы по проблеме адаптации детей младшего дошкольного возраста из разных типов семей к дошкольному учреждению.

Практическая значимость исследования: полученные результаты в ходе эмпирического исследования могут быть использованы в работе воспитателей и специалистов дошкольных образовательных организаций.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.

1.1 Исследование социально-психологической адаптации к дошкольному учреждению в психолого-педагогической литературе

Проблема адаптации человека всегда вызывала интерес научного сообщества и является одной из фундаментальных проблем психологии и многих других областей научного знания.

Термин «адаптация» был впервые введен немецким физиологом Аубертом в 1865 году и с тех пор используется в биологии как «приспособление» организма к окружающей среде.

Н. В. Тюрина в своей статье «Адаптация в современной психологии» рассматривает адаптацию в основном с социально-психологической точки зрения. По ее мнению, нормальное функционирование психологической сферы человека зависит как от состояния организма, так и от специфики внешних факторов социальной и природной среды [12, с. 215].

Проблему адаптации в настоящее время исследуют многие науки, среди которых социология, психология, педагогика, экономика, медицина и многие другие. Очень часто понятие «адаптация» упоминается как общенаучное понятие.

По мнению Г. И. Царегородского, адаптация возникла в точке соприкосновения различных наук, после чего распространилась на различные области естественно-биологической дисциплины и, возможно, даже на класс специальных кибернетических систем. Сама концепция адаптации способствует пониманию различных систем: природных, социальных и других. Вместе с некоторыми философскими категориями объекты общенаучных понятий из разных наук объединяются в связные теоретические конструкции [29, с. 125].

2.1 Организация и методы исследования

Целью данной выпускной квалификационной работы является проанализировать социально-психологические особенности адаптации младших дошкольников из разных типов семей к дошкольному учреждению. Исходя из этого, было проведено опытно-экспериментальное исследование социально-психологических особенностей адаптации младших дошкольников из разных типов семей к дошкольному учреждению.

База исследования: Детский сад№33 "Малинка"

Выборка исследования: контрольная группа (КГ) – 14 детей и экспериментальная группа (ЭГ) – 14 детей, а также 28 родителей детей 3-4 лет.

Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов.

Цель констатирующего этапа – изучение уровня социально-психологической адаптации младших дошкольников из разных типов семей к дошкольному учреждению.

Основываясь на исследованиях А. Я. Варга, В. В. Столина, А. С. Спиваковской, мы обосновали критерии и показатели уровня социально-психологической адаптации младших дошкольников при поступлении в дошкольное учреждение.

В качестве диагностического инструментария мы выбрали методику А. В. Остроуховой «Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению» (4 серии). Также мы использовали анкету «Готовность вашего ребенок к поступлению в детский сад» ( автор: Н. В. Соколовская) для родителей.

Так, результаты диагностики социально-психологической адаптации младших дошкольников к дошкольному учреждению показали, что выявлена группа детей, не адаптировавшихся к детскому саду, срок их адаптации превысил 4 недели. Эти дети нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке (сопровождении) их социалньо-психологической адаптации с учетом индивидуальных особенностей и с привлечением родителей. По причине выявленных психологических трудностей у младших дошкольников в процессе социально-психологической адаптации к дошкольному учреждению предложим направления благоприятной социально-психологической адаптации младших дошкольников из разных типов семей к дошкольному учреждению.

2.3 Разработка направлений деятельности педагога-психолога по созданию благоприятной социально-психологической адаптации младших дошкольников из разных типов семей к дошкольному учреждению

Адаптация к дошкольному учреждению может быть трудным периодом как для детей, так и для взрослых – родителей и педагогов. Для того чтобы дети быстро и безболезненно адаптировались к условиям дошкольного учреждения, необходимо подготовить их к поступлению в детский сад. Родители не всегда полностью осознают, что их ребенок попадет в детский сад в среду, отличную от той, в которой он живет дома. Детям трудно приспособиться к новым учреждениям, незнакомым сверстникам, требованиям и распорядку взрослых. Родители беспокоятся за своих детей и вынуждены приспосабливаться к требованиям детского сада.

Педагогам иногда трудно найти подход к детям и их родителям. Для того чтобы дети успешно адаптировались к условиям дошкольных учреждений, взрослые должны выработать у них позитивное отношение к ним и принять позитивное отношение к ним. Это зависит от профессиональных навыков воспитателей и теплой, доброй и заботливой атмосферы. Поэтому можно дать родителям несколько советов о том, как улучшить процесс адаптации детей разного возраста к детскому саду:

1. Важно выработать позитивное отношение и желание ходить в детский сад. Ребенок нуждается в эмоциональной поддержке со стороны родителей: чаще говорите ребенку, что вы его любите, обнимайте его и держите на руках. Помните, что чем спокойнее и эмоционально позитивнее родители относятся к такому важному событию, как начало посещения ребенком детского сада, тем менее болезненным будет процесс адаптации.

2. Необходимо согласовать семейную систему с системой детского сада, который будет посещать ребенок.

3. Ознакомьтесь с меню детского сада и введите новые блюда в рацион вашего ребенка.

4. Научите ребенка всем необходимым навыкам самообслуживания дома:

– мыть и вытирать руки;

– одеваться и раздеваться;

– самостоятельно есть и пользоваться ложкой во время еды;

– проситься в туалет.

5. Одежда всегда должна быть удобной для детей этого возраста, и лучшим выбором будут длинные брюки или шорты без пуговиц и завязок.

6. Расширяйте «социальные горизонты» вашего ребенка, приучайте его общаться со сверстниками на детской площадке, ходить в гости к друзьям, ночевать у бабушки, гулять по городу и т. д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

7. Необходимо развивать в ребенке позитивное отношение и желание ходить в детский сад. Дети нуждаются в эмоциональной поддержке со стороны родителей: говорите ребенку, что вы его любите, обнимайте его и держите на руках. Помните, что чем спокойнее и эмоционально позитивнее родители относятся к такому важному событию, как начало посещения ребенком детского сада, тем менее болезненным будет процесс адаптации.

8. В первый день посещения детского сада хорошо взять с собой любимую игрушку.

9. Планируйте свое время так, чтобы вам не пришлось оставлять ребенка там на весь день в течение первого месяца его пребывания в детском саду. Посещение детского сада должно быть ограничено 2-3 часами в течение первых нескольких недель, позже вы можете оставлять ребенка до обеда, а затем, если это рекомендовано педагогом и психологом, забирать ребенка на весь день.

10. В период адаптации дома следует соблюдать распорядок дня и больше гулять по выходным, чтобы снизить эмоциональную нагрузку. Все вышеперечисленные предложения являются необязательными. Однако соблюдение этих принципов поможет ребенку безболезненно пережить период адаптации.

По результатам проведенного опытно-экспериментального исследования в данной работе, пришли к следующим выводам. Результаты диагностики социально-психологической адаптации младших дошкольников к дошкольному учреждению показали, что выявлена группа детей, не адаптировавшихся к детскому саду, срок их адаптации превысил 4 недели. Эти дети нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке (сопровождении) их социально-психологической адаптации с учетом индивидуальных особенностей и с привлечением родителей. По причине выявленных психологических трудностей у младших дошкольников в процессе социально-психологической адаптации к дошкольному учреждению предложим направления благоприятной социально-психологической адаптации младших дошкольников из разных типов семей к дошкольному учреждению.

Публикации по теме:

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Фотоотчет «Особенности адаптации детей в первой младшей группе»Фотоотчет «Особенности адаптации детей в первой младшей группе» У каждого ребенка при поступлении в детский сад начинается период адаптации, у многих он проходит остро, поскольку маленькие дети за.

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Особенности адаптации первоклассника Особенности адаптации первоклассника Одним из самых сложных и ответственных периодов для первоклассников, обучающихся, как с 6, так и с.

Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтениюОсобенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтению Совместное чтение сближает родителей с детьми, оно также играет огромную роль в развитии ребёнка. Для того, чтобы чтение было интересным.

Особенности методических подходов к воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей дошкольного возрастаОсобенности методических подходов к воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей дошкольного возраста Проблема воспитания интереса и уважения к культурам разных стран у детей становится в современном мире всё более актуальной. Значительная.

Психологические игры для дошкольников «Кактусы растут в пустыне» Предназначена игра для детей дошкольного возраста. Все встают в круг, берутся за руки, ходят и говорят: «Кактусы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-психологические особенности адаптации младших дошкольников из разных типов семей к ДОУ
Опубликовано: 24 мая 2022 в 13:29
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД