Мария Григорьева
Социальное взаимодействие дошкольников как психолого-педагогическая проблема
▼ Скачать + Заказать документы
Умение общаться, строить и поддерживать дружеские отношения и взаимодействовать, сотрудничать и уживаться с людьми, это нужные элементы всеполноценно развитой и самореализованной личности, это задаток удачного психологического самочувствия человека. [8,41]
Л. С. Рубинштейн считает, что сердце человека все соткано из его отношений к иным людям; с ними связано ключевое содержание психологической, внутренней жизни человека. Такие отношения рождают сильные переживания и поступки. Отношение к другому считается центром духовно – нравственного развития личности и во многом определяет нравственную значимость человека. [7,51]
Публикация «Социальное взаимодействие дошкольников как психолого-педагогическая проблема» размещена в разделах
Задаче общественного взаимодействия дошкольников посвящены почти все психолого-педагогические изучения (Т. В. Антонова, Г. М. Андреева, Б. Ф. Ломов, Е. Е. Кравцова, М. И. Лисина, Р. Г. Надеждина и многие другие). Представленная проблема определяется авторами как важное условие социализации дошкольников, обеспечивающее их удачную социализацию и интеграцию в общество успешно развивающихся сверстников[4,17].
Имеющая место быть на данном этапе система дошкольного образования в целом нацелена на подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в осознании и уважении ее прав и интересов. Образовательная работа в дошкольных образовательных учреждениях ориентирована на обеспечение условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных поступков по изучению окружающего его мира. При этом подходе особенную значимость приобретает проблема взаимодействия детей со сверстниками.
В научной литературе обширно представлены направленности изучений по проблеме
взаимодействия детей со сверстниками. Одним из направлений считается исследование общения малыша со сверстниками в рамках концепции коммуникативной деятельности, разработанной (М. И. Лисина, В. Г. Утробина и др.) [3,63]
Сообразно выше указанной концепции, в целостной практике малыша наличествует тесная связь общения с его общей жизнедеятельностью и со всеми другими видами деятельности. Особенностью предоставленного подхода делается акцент на содержательных, высококачественных особенностях общения ребят со сверстниками на различных возрастных ступенях становления.
Тут общение рассматривается как сложная деятельность, имеющая собственные структурные составляющие (потребности, мотивы, цели и т. д.)
Потребность в общении со сверстниками выражается в влечении к самопознанию и самооценке при помощи сопоставления себя со сверстником, как равным партнером. По сведениям Л. Н Галигузовой [1,38], начиная с третьего года жизни, у малыша начинает складываться надобность в общении со сверстником, о чем говорят надлежащие характеристики:
- исчезновение действий со сверстником как с объектом и сохранение по отношению к нему поступков как с субъектом;
-выделение особенной категории субъектных поступков, используемых лишь только к сверстнику;
- возникновение попыток «продемонстрировать себя» сверстнику;
- проявление чувственности к отношению сверстника.
На протяжении всего дошкольного возраста необходимость в общении со сверстниками лишь только растет. В итоге чего к старшему дошкольному возрасту ровесник становиться предпочитаемым партнером в общении, нежели зрелый.
Одно из весомых направлений в исследовании детей описано в работах Я. Л. Коломинского, А. Д. Кошелевой, Т. А. Репиной и др. Данное изучение связанно с исследованием межличностных отношений. В рамках представленного подхода выделяют социометрические исследования, нацеленные на выявление имеющих место быть в группе детей предпочтений. Учеными было установлено, что в старших возрастных группах детского сада есть сравнительно стойкая и дифференцированная система межличностных отношений.
Изучение А. Д. Кошелевой [2,42] было приурочено к исследованию поведения младших дошкольников, выполняющих просьбу взрослого позвать кого - либо из ребят группы. Вслед за тем проделанный тест приобретенных данных позволил автору выделить различные уровни взаимодействия детей :
Уровень личностного взаимодействия, при котором малыш обращается к сверстнику по имени, прикасается к нему; при этом имеется активная речь и адекватные эмоции. В этих ситуациях сверстник как правило реагирует также адекватно, но временами и не сразу;
Уровень речевого взаимодействия – наблюдается неуверенное приближение к сверстнику и настолько же неуверенное сообщение о пожелании взрослого. Другой ребенок не откликается на такое воздействие, продолжая заниматься своим делом;
уровень физического или же предметного действия – приближение к сверстнику без обращения, подталкивания в спину, выхватывание игрушки и т. п. Как правило, сверстники подчиняются действиям ребенка, но выражают свое возмущение ему или же взрослому;
уровень выполнения поручения (или его замены). Малыш отказывается исполнить просьбу взрослого или же не завершает ее до конца. В эти моменты наблюдается повышенная эмоциональная напряженность.
А. Д. Кошелева необходимости вывод о необходимости предварительной ориентации малыша насверстника. Ключевую причину неумения
ребенка наладить контакт с ровесником автор видит в неразвитости внутреннего плана поведения.
Я. Л. Коломинский отмечает значимость исследования детских конфликтов. Он оценивает их не просто в качестве неблагоприятных явлений в детской жизни, а как особые, важные ситуации общения, способствующие психическому развитию в целом и формированию личности. Что отмечается тот факт, что взрослому необходимо знать вероятные предпосылки возникновения детских конфликтов, предсказывать поведение ребят в соответствии с возрастом и специально обучать детей оптимальным способом общения в них.
Межличностные отношения, так же как и близкое им понятие «взаимоотношения», – это разнообразная и сравнительно стойкая система избирательных, осмысленных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы. Эти связи ориентируются в основном совместной деятельностью и ценностными ориентирами. Они присутствуют в процессе становления и выражаются в общении, совместной деятельности, поступках и во взаимооценках членов группы.
Уже в дошкольном возрасте детские группы отличаются друг от друга рядом характеристик своего развития. Значит, и влияние детской группы на развитие личности ребенка будет различным. К этим характеристикам относятся особенности характера межличностных отношений, общения, содержания межличностных отношений, специфика «общественногомнения», степень развития совместной деятельности. [5,138]
Таким образом, социальное взаимодействие – это элемент любой совместной деятельности, объективные связи и отношения, имеющие место быть между людьми в социальных группах.