Папки-передвижки

Социальные сети как инструмент модернизации образовательного пространства детского сада

Таисия Лидневская
Социальные сети как инструмент модернизации образовательного пространства детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Лидневская Т. А.

Заведующий муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 11 города Новочеркасска

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ – КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОГО САДА

[/b]

Человеку, который знает, куда идёт, мир даёт дорогу

Девид Стар Джордан

(американский педагог (1851 - 1931)

Публикация «Социальные сети как инструмент модернизации образовательного пространства детского сада» размещена в разделах

Одно из направлений модернизации современной системы дошкольного образования – улучшение качества подготовки педагогических кадров. В статье рассматривается вопрос о том, что наряду с глубокими знаниями в области педагогики и психологии все специалисты детского сада должны обязательно овладевать современной информационной культурой.

Происходящие в мире и стране события убедительно свидетельствуют о возрастающей роли сетевой педагогики и сетевого взаимодействия в жизни и деятельности образовательных учреждений. Однако трудно отрицать тот факт, что сами значения слов «социальные сети» и «сетевое взаимодействие» у многих педагогов вызывают затруднение.

Пифагор сказал: «Прежде старайся исследовать вещи, находящиеся вблизи тебя, затем те, которые удалены от твоего зрения». Чтобы лучше понять и разобраться в необходимости работе в Сети, ответим на вопросы:

Что такое сетевая педагогика, сетевое взаимодействие?

Для кого и чего это нужно?

Вначале - определения:

Социальная сеть (социология) — социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (общность, социальная группа, человек, личность, индивид).

Социальная сеть (Интернет) — платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений. Википедия — свободная энциклопедия

Формирующаяся Сетью терминология только начинает находить отражение в словарях, опираясь на которые можно уйти от двузначности. К таким терминам относится и понятие сетевого взаимодействия. Опираясь на проблему и существующую терминологию дадим определение понятию сетевое взаимодействие на основе Толкового словаря русского языка под ред. Д. Н. Ушакова и социологического словаря. Итак. Сетевое взаимодействие – система взаимообусловленных действий педагогов, позволяющих им реализовывать совместную деятельность, направленную на профессиональное развитие. Где поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и появление новых возможностей их использования в образовании побуждает нас искать адекватные подходы к организации процесса непрерывного повышения квалификации педагогов на основе сетевого педагогического взаимодействия.

Формирование устойчивой среды профессионального общения, как важнейшего элемента повышения квалификации педагога – необходимая характеристика модернизации образовательного процесса ДОУ как системы. Интернет, в этой связи, вполне справедливо рассматривать не только как базу данных, информационное хранилище, но и как определенный механизм, устройство, инструмент. Существующие интернет-технологии позволяют воспитателю и специалистам ДОУ оперативно получать необходимую информацию, размещенную, в том числе и на сайтах образовательного назначения и, что не менее важно, активно обмениваться опытом с коллегами посредством электронной почты, web - конференции, форумов и чатов. Таким образом, создание виртуальных объединений педагогов обусловлено самим процессом внедрения новых информационных технологий в систему дошкольного образования.

Эффективность этого взаимодействия обусловлена применением заочных (вербальных и невербальных) форм коммуникации при помощи средств информационно-коммуникационных технологий и правил сетевого общения.

В отличие от сетевых сообществ, возникающих стихийно и самопроизвольно, создание сетевых педагогических сообществ, как правило, инициируется методическими службами в рамках системы повышения квалификации работников образования и поддерживается ими. Участниками взаимодействия являются педагоги, родители и другие субъекты педагогического процесса.

Целью деятельности сетевого педагогического сообщества является освоение актуального для российского образования и личностно значимого для каждого участника содержания, традиционных ценностей отечественной культуры; формирование ключевых компетентностей в процессе совместной деятельности образовательного характера.

Средствами взаимодействия в сетевых педагогических сообществах являются различные каналы коммуникации, социальные сервисы хранения и совместного редактирования информации в сети Интернет.

Таким образом, мы можем сформулировать понятие «сетевое педагогическое сообщество», под которым понимается группа субъектов педагогического процесса, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность средствами информационно-коммуникационных технологий.

Очевидны и концептуальные особенности работы социальной сети, позволившие максимально эффективно соотнести мотивы организаторов такой сети и его участников:

• создание комфортной, «понимающей» среды профессионального общения педагогов;

• возможность ретренинга коммуникативности, рефлексивных умений и кооперативных отношений, редукция которых является одним из негативных эффектов профессиональной деятельности работников образования;

• развитие, а иногда и создание творческих механизмов профессионального взаимодействия вне традиционного для педагога социума;

• сохранение единого образовательного пространства, достигаемое за счет активного обмена опытом как между педагогами разных регионов России, так и вне ее;

• создание механизмов открытой профессиональной экспертизы профессионального опыта педагога;

• обеспечение вхождения российских педагогов и детских образовательных учреждений в международное сообщество новаторов в образовании, повышающих эффективность педагогических процессов на основе использования ИКТ вообще и софт-решений.

Результатом диалогового взаимодействия в сети Интернет является формирование положительной мотивации к сетевому взаимодействию за счет преодоления возрастных и культурных барьеров; развитие у участников взаимодействия социально значимых личностных качеств на основе усвоения традиционных ценностей отечественной культуры; повышение уровня профессионализма педагогов. Диалоговое взаимодействие в сети Интернет имеет свою специфику, обусловленную как возрастными, личностными, ментальными особенностями субъектов взаимодействия, так и спецификой обезличенного взаимодействия в сети. Можно выделить мотивы к сетевому взаимодействию.

Рисунок 1. Мотивы сетевого взаимодействия

Отличительной чертой современного этапа развития системы образования является качественная модернизация всех основных ее компонентов, в том числе с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ).

А вот как о сетевой педагогике думают современные исследователи. Лобок А. М. (Александр Михайлович Лобок - руководитель Лаборатории вероятностного образования, доктор философских наук, автор книг "Другая математика", "Антропология мифа", "Подсознательный Маркс" и других, г. Екатеринбург. Ведет пед. эксперименты в дошкольном образовании, начальной и средней школе. В 2003-2007 гг. работал редактором школьного отдела общероссийской газеты "Первое сентября"; в настоящее время продолжает сотрудничество с данной газетой в качестве обозревателя) в своей книге «Узлы культуры и педагогики» утверждает, что реальный процесс образования человека на протяжении его жизни - это процесс "сетевого" взаимодействия, процесс непрестанных встреч с культурными явлениями и живыми людьми. Он говорит о том, что в сетевой идее нет ничего нового. «Сетевым …образом всегда была организована сама культура. Именно сетевое взаимодействие было всегда основой ее живого существования. Реальный процесс образования человека на протяжении его жизни - это процесс "сетевого" взаимодействия, процесс непрестанных встреч с культурными явлениями и живыми людьми. Таким образом, складывается чёткое представление, что это направление зародилось давно, даже до появления интернет-сети. Но мы же знаем, что новое – это хорошо забытое старое, и нам не придётся изобретать велосипед. А нужно ли нам это «хорошо забытое старое»? Вот и следующий вопрос, ответ на который необходимо найти.

В настоящее время в РФ реализуется масштабный проект «Информатизация системы образования».

Основная идея проекта состоит в создании условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учреждений образования для обеспечения доступности, качества и эффективности образовательных услуг. В результате проекта «Информатизация системы образования» планируется, что большинство учреждений образования в регионах проекта, а также в других регионах России перейдут на новую ступень использования ИКТ в образовательном процессе, которая предполагает активное использование современных цифровых образовательных ресурсов. Именно поэтому, я считаю, что формы работы по сетевому взаимодействию необходимо активно использовать в работе ДОУ, а педагоги должны обязательно овладевать современной информационной культурой. Приводить здесь слова о том, что находящиеся сейчас в нашей ответственности дети являются представителями совсем другой, цифровой эры, просто считаю лишним и ненужным пафосом. На мой взгляд, надо не просто «считаться с этим обстоятельствами», а действовать, сообразуясь с ним! Да, многое новое надо и знать, и уметь, и пытаться освоить. Мне очень нравится эта формула: «Говорить, читать, писать, становиться исследователями сети, становиться участниками сетевого взаимодействия.» «Главное - это общение! Общение, обмен опытом. Самообразование современного педагога - дело рук педагога».

Список используемых источников.

1. Стребкова И. В. Сетевое взаимодействие в педагогических сообществах. -Балаково. 2011.

2. Сетевое сообщество учителей начальной школы «КМ-Школы». Сетевая педагогика, сетевое взаимодействие. - Екатеринбург. 2012.

3. Януш И. М. Сетевое педагогическое взаимодействие как условие непрерывного повышения квалификации педагога. – Баркэмп. 2009

4. Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой».

5. http://www.elibrary.ru/projects/.

6. http://pedsovet.org/forum/topic4779.html.

7. http://www.openclass.ru/blogs/95747.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Презентация на тему «Воспитание безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах, улице и в транспорте» Презентация воспитателя Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детского сада № 2 "Огонёк" города Будённовска и Будённовского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальные сети как инструмент модернизации образовательного пространства детского сада
Опубликовано: 11 марта 2013 в 16:15
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социальные сети как инструмент модернизации образовательного пространства детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Таисия Лидневская (УИ 82970) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД