МААМ-картинки

Социальные сети как инструмент модернизации образовательного пространства детского сада

Таисия Лидневская
Социальные сети как инструмент модернизации образовательного пространства детского сада

Лидневская Т. А.

Заведующий муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 11 города Новочеркасска

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ – КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОГО САДА

[/b]

Человеку, который знает, куда идёт, мир даёт дорогу

Девид Стар Джордан

(американский педагог (1851 - 1931)

Публикация «Социальные сети как инструмент модернизации образовательного пространства детского сада» размещена в разделах

Одно из направлений модернизации современной системы дошкольного образования – улучшение качества подготовки педагогических кадров. В статье рассматривается вопрос о том, что наряду с глубокими знаниями в области педагогики и психологии все специалисты детского сада должны обязательно овладевать современной информационной культурой.

Происходящие в мире и стране события убедительно свидетельствуют о возрастающей роли сетевой педагогики и сетевого взаимодействия в жизни и деятельности образовательных учреждений. Однако трудно отрицать тот факт, что сами значения слов «социальные сети» и «сетевое взаимодействие» у многих педагогов вызывают затруднение.

Пифагор сказал: «Прежде старайся исследовать вещи, находящиеся вблизи тебя, затем те, которые удалены от твоего зрения». Чтобы лучше понять и разобраться в необходимости работе в Сети, ответим на вопросы:

Что такое сетевая педагогика, сетевое взаимодействие?

Для кого и чего это нужно?

Вначале - определения:

Социальная сеть (социология) — социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (общность, социальная группа, человек, личность, индивид).

Социальная сеть (Интернет) — платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений. Википедия — свободная энциклопедия

Формирующаяся Сетью терминология только начинает находить отражение в словарях, опираясь на которые можно уйти от двузначности. К таким терминам относится и понятие сетевого взаимодействия. Опираясь на проблему и существующую терминологию дадим определение понятию сетевое взаимодействие на основе Толкового словаря русского языка под ред. Д. Н. Ушакова и социологического словаря. Итак. Сетевое взаимодействие – система взаимообусловленных действий педагогов, позволяющих им реализовывать совместную деятельность, направленную на профессиональное развитие. Где поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и появление новых возможностей их использования в образовании побуждает нас искать адекватные подходы к организации процесса непрерывного повышения квалификации педагогов на основе сетевого педагогического взаимодействия.

Формирование устойчивой среды профессионального общения, как важнейшего элемента повышения квалификации педагога – необходимая характеристика модернизации образовательного процесса ДОУ как системы. Интернет, в этой связи, вполне справедливо рассматривать не только как базу данных, информационное хранилище, но и как определенный механизм, устройство, инструмент. Существующие интернет-технологии позволяют воспитателю и специалистам ДОУ оперативно получать необходимую информацию, размещенную, в том числе и на сайтах образовательного назначения и, что не менее важно, активно обмениваться опытом с коллегами посредством электронной почты, web - конференции, форумов и чатов. Таким образом, создание виртуальных объединений педагогов обусловлено самим процессом внедрения новых информационных технологий в систему дошкольного образования.

Эффективность этого взаимодействия обусловлена применением заочных (вербальных и невербальных) форм коммуникации при помощи средств информационно-коммуникационных технологий и правил сетевого общения.

В отличие от сетевых сообществ, возникающих стихийно и самопроизвольно, создание сетевых педагогических сообществ, как правило, инициируется методическими службами в рамках системы повышения квалификации работников образования и поддерживается ими. Участниками взаимодействия являются педагоги, родители и другие субъекты педагогического процесса.

Целью деятельности сетевого педагогического сообщества является освоение актуального для российского образования и личностно значимого для каждого участника содержания, традиционных ценностей отечественной культуры; формирование ключевых компетентностей в процессе совместной деятельности образовательного характера.

Средствами взаимодействия в сетевых педагогических сообществах являются различные каналы коммуникации, социальные сервисы хранения и совместного редактирования информации в сети Интернет.

Таким образом, мы можем сформулировать понятие «сетевое педагогическое сообщество», под которым понимается группа субъектов педагогического процесса, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность средствами информационно-коммуникационных технологий.

Очевидны и концептуальные особенности работы социальной сети, позволившие максимально эффективно соотнести мотивы организаторов такой сети и его участников:

• создание комфортной, «понимающей» среды профессионального общения педагогов;

• возможность ретренинга коммуникативности, рефлексивных умений и кооперативных отношений, редукция которых является одним из негативных эффектов профессиональной деятельности работников образования;

• развитие, а иногда и создание творческих механизмов профессионального взаимодействия вне традиционного для педагога социума;

• сохранение единого образовательного пространства, достигаемое за счет активного обмена опытом как между педагогами разных регионов России, так и вне ее;

• создание механизмов открытой профессиональной экспертизы профессионального опыта педагога;

• обеспечение вхождения российских педагогов и детских образовательных учреждений в международное сообщество новаторов в образовании, повышающих эффективность педагогических процессов на основе использования ИКТ вообще и софт-решений.

Результатом диалогового взаимодействия в сети Интернет является формирование положительной мотивации к сетевому взаимодействию за счет преодоления возрастных и культурных барьеров; развитие у участников взаимодействия социально значимых личностных качеств на основе усвоения традиционных ценностей отечественной культуры; повышение уровня профессионализма педагогов. Диалоговое взаимодействие в сети Интернет имеет свою специфику, обусловленную как возрастными, личностными, ментальными особенностями субъектов взаимодействия, так и спецификой обезличенного взаимодействия в сети. Можно выделить мотивы к сетевому взаимодействию.

Рисунок 1. Мотивы сетевого взаимодействия

Отличительной чертой современного этапа развития системы образования является качественная модернизация всех основных ее компонентов, в том числе с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ).

А вот как о сетевой педагогике думают современные исследователи. Лобок А. М. (Александр Михайлович Лобок - руководитель Лаборатории вероятностного образования, доктор философских наук, автор книг "Другая математика", "Антропология мифа", "Подсознательный Маркс" и других, г. Екатеринбург. Ведет пед. эксперименты в дошкольном образовании, начальной и средней школе. В 2003-2007 гг. работал редактором школьного отдела общероссийской газеты "Первое сентября"; в настоящее время продолжает сотрудничество с данной газетой в качестве обозревателя) в своей книге «Узлы культуры и педагогики» утверждает, что реальный процесс образования человека на протяжении его жизни - это процесс "сетевого" взаимодействия, процесс непрестанных встреч с культурными явлениями и живыми людьми. Он говорит о том, что в сетевой идее нет ничего нового. «Сетевым …образом всегда была организована сама культура. Именно сетевое взаимодействие было всегда основой ее живого существования. Реальный процесс образования человека на протяжении его жизни - это процесс "сетевого" взаимодействия, процесс непрестанных встреч с культурными явлениями и живыми людьми. Таким образом, складывается чёткое представление, что это направление зародилось давно, даже до появления интернет-сети. Но мы же знаем, что новое – это хорошо забытое старое, и нам не придётся изобретать велосипед. А нужно ли нам это «хорошо забытое старое»? Вот и следующий вопрос, ответ на который необходимо найти.

В настоящее время в РФ реализуется масштабный проект «Информатизация системы образования».

Основная идея проекта состоит в создании условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учреждений образования для обеспечения доступности, качества и эффективности образовательных услуг. В результате проекта «Информатизация системы образования» планируется, что большинство учреждений образования в регионах проекта, а также в других регионах России перейдут на новую ступень использования ИКТ в образовательном процессе, которая предполагает активное использование современных цифровых образовательных ресурсов. Именно поэтому, я считаю, что формы работы по сетевому взаимодействию необходимо активно использовать в работе ДОУ, а педагоги должны обязательно овладевать современной информационной культурой. Приводить здесь слова о том, что находящиеся сейчас в нашей ответственности дети являются представителями совсем другой, цифровой эры, просто считаю лишним и ненужным пафосом. На мой взгляд, надо не просто «считаться с этим обстоятельствами», а действовать, сообразуясь с ним! Да, многое новое надо и знать, и уметь, и пытаться освоить. Мне очень нравится эта формула: «Говорить, читать, писать, становиться исследователями сети, становиться участниками сетевого взаимодействия.» «Главное - это общение! Общение, обмен опытом. Самообразование современного педагога - дело рук педагога».

Список используемых источников.

1. Стребкова И. В. Сетевое взаимодействие в педагогических сообществах. -Балаково. 2011.

2. Сетевое сообщество учителей начальной школы «КМ-Школы». Сетевая педагогика, сетевое взаимодействие. - Екатеринбург. 2012.

3. Януш И. М. Сетевое педагогическое взаимодействие как условие непрерывного повышения квалификации педагога. – Баркэмп. 2009

4. Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой».

5. http://www.elibrary.ru/projects/.

6. http://pedsovet.org/forum/topic4779.html.

7. http://www.openclass.ru/blogs/95747.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Презентация на тему «Воспитание безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах, улице и в транспорте» Презентация воспитателя Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детского сада № 2 "Огонёк" города Будённовска и Будённовского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальные сети как инструмент модернизации образовательного пространства детского сада
Опубликовано: 11 марта 2013 в 16:15
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД