Папки-передвижки

Социальные условия нормального развития речи

Елена Симоненко
Социальные условия нормального развития речи

В настоящее время, работая в детском саду, заметила увеличение детей, у которых есть проблемы с речью. Ребенок, который приходит в 1-ю младшую группу (с 2 до 3 лет) должен говорить простыми предложениями, в основном употребляет имена существительные, реже глаголы, может попросить или озвучить свои потребности (хочу, дай и т. п., имеет большой пассивный словарь (то есть понимает не только обиходную речь, например, кушать, пить, играть, речь эмоциональная, хорошо использует мимику и жесты (хочу мяч! - показывает на конкретный мяч, имеет активный словарь-200 слов (к 2,5 годам активный словарный запас -1000-1200, задает вопросы. Дети 2-3 лет должны уметь произносить правильно уже достаточно большое количество звуков: АОЭИЫУ – гласные и ПМБФВТДНХЙ - согласные.

Публикация «Социальные условия нормального развития речи» размещена в разделах

В прошлом году, группе из 29 детей только 8 детей имели речевое развитие согласно нормам. Поэтому просто необходимо соблюдать социальные условия нормального развития речи у детей. Реализация профилактического направления начинается еще до рождения ребенка путем создания благоприятных условий перинатального периода развития. Актуальным является определение «факторов риска» для семьи и индивидуальной реактивности организма ребенка. Большое значение имеет генетическая консультация родителей с целью исключения возможности наследственной психоречевой патологии.

Л. С. Выготский ввел понятие «Социальная ситуация развития», т. е. сочетание внутренних процессов развития и внешних условий (для каждого возраста своя специфика). Основным фактором развития речи является поступление извне через различные анализаторы (слуховые и т. д.) сигналов и прежде всего речевых сигналов. Источником этих сигналов является взрослый, который общается с ребенком. Поэтому с самого раннего возраста речь окружения и речь общения очень важна для нормального речевого развития. Если в окружении ребенка есть речь с дефектами, то это может быть одной из основных причин, нарушающих формирование речи.

Так же, дети, которые воспитываются в среде бедной общения (родители, имеющие проблемы со слухом и речью, ограничение социальных контактов из-за различных тяжелых заболеваний, педагогическая запущенность (родители просто не разговаривают с ребенком) отстают в речевом развитии. И это недостаточная удовлетворенность речевой потребности ведет к речевой патологии.

Огромное значение имеет эмоциональная недостаточность положительного контакта со взрослым. Особое внимание придается нарушениям взаимосвязи матери с ребенком в первые годы жизни. Отделение от матери в раннем возрасте иногда влечет за собой тяжелые нарушения деятельности мозга и является в дальнейшем одной из главных причин развития эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения, которые могут осложниться речевыми нарушениями. Известно, что нормальное довербальное развитие на первом году жизни, имеющее важное значение для формирования речевой функции, возможно только при адекватном взаимодействии ребенка с матерью или другим близким для него лицом.

Предпосылкой в развитии речи является накопление ребенком впечатлений в процессе предметно-игровой деятельности, которые и создают основу для усвоения значений слов и формирования связи с образами предметов окружающей действительности. Большое значение для развития речи имеет сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности.

Стимуляция формирования речевой функции имеет большое значение для развития ребенка. Необходимо создавать условия для овладения ребенком двигательными навыками, в частности моторным аппаратом и манипулятивной деятельностью рук.

Важным стимулом для развития речи является изменение форм общения ребенка со взрослым. Так, замена эмоционального общения, характерного для первого года жизни, на предметно-действенное в возрасте 2-3 лет является мощным стимулом развития его речи. Если же этого изменения в характере общения взрослого с ребенком не происходит, то может произойти отставание в развитии речи. По мере взросления ребенка следует создавать ситуации мотивированного речевого общения.

Развитие речи ребенка задерживается и нарушается при неблагоприятных внешних условиях : полиглоссия, сверхшумное окружение. При одновременном раннем усвоении ребенком двух и более языковых систем могут появляться запинки судорожного характера, нарушения звукопроизношения, словообразования и лексико-грамматической стороны речи. При несоблюдении частотных и звукоусиливающих норм у ребенка возникают дискомфортные ощущения со стороны слухового аппарата, понижается порог слуховой чувствительности, уменьшается диапазон воспринимаемых частот, снижается острота слуха.

Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (нечеткость произношения, заикание, нарушения темпа речи и др.) могут иметь в своей основе подражание.

Использование лепета и сюсюканья в общении с ребенком не только не стимулирует его к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.

Часто детей побуждают заучивать слишком трудные для их возрастных возможностей стихотворения. В результате излишней стимуляции речевого развития ребенка и перегрузки физиологических механизмов речи возрастные нарушения произношения закрепляются и преумножаются. Формирование речевых навыков должно соответствовать возрастной норме.

В системе работы с детьми по развитию речи необходимо осуществлять контроль и самоконтроль за произношением, использовать упражнения на развитие артикуляционной моторики, вырабатывать у детей привычку смотреть во время речи на собеседника, следить за движениями его артикуляционного аппарата.

В дальнейшем необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, которое способствует развитию фонематического восприятия, являющегося необходимым условием для овладения грамотой.

Занятия с дошкольниками следует проводить в игровой форме, использовать детский фольклор. Большое значение имеет соблюдение режима дня ребенка. При поступлении в ДОУ важно соблюдать охранительный психогигиенический режим в адаптационный период, т. к. стрессовая ситуация вхождения в новый коллектив может спровоцировать задержку и регресс достигнутого ранее уровня развития ребенка. Следует использовать поэтапное приспосабливание ребенка к новым социально-психологическим условиям и реализовывать принцип индивидуально-дифференцированного подхода. Единые требования к организации психогигиенического охранительного режима в образовательном учреждении обозначены в нормативно-правовых документах и программах.

Речевые нарушения часто возникают при различных психических травмах после 2,5 лет (испуг, переживания, влияние отдельных характерологических особенностей матери, неприятие ребенком со стороны членов семьи, особенности микроклимата неполной семьи, наличие конфликтных взаимоотношений, внезапные негативные изменения в структуре семьи, воспитание ребенка в двух домах, отсутствие единства требований воспитания, резкая смена жизненного стереотипа и типа воспитания, неадекватный тип воспитания ребенка, длительная психотравмирующая ситуация, и т. д.). Эти факторы задерживают развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывают у ребенка психогенные речевые расстройства: мутизм, невротическое заикание.

Публикации по теме:

«Необходимые условия для роста и развития растений». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе«Необходимые условия для роста и развития растений». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познавательное развитие». Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность. Цель: выявление необходимых.

«Условия успешного развития игры в детском саду». Круглый стол для воспитателей«Условия успешного развития игры в детском саду». Круглый стол для воспитателей «Условия успешного развития игры в детском саду» — круглый стол для воспитателейДетство - это не только беззаботная пора в жизни человека,.

Фоторепортаж с награждения по итогам конкурса «Социальные проекты»Фоторепортаж с награждения по итогам конкурса «Социальные проекты» Здравствуйте, дорогие коллеги и друзья! Хотела бы немного рассказать о главном увлечении в моей жизни это реализация социально-значимых.

Фотоотчет «Социальные партнеры»Фотоотчет «Социальные партнеры» В 2012 году я начила свою педагогическую деятельность в средней школе №2 г. Данилов, где проработала 6 лет. За время моей работы наши дошкольные.

Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей» Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей»Основным источником.

Дидактическое пособие для развития речи и развития моторики рук «Закрути-раскрути»Дидактическое пособие для развития речи и развития моторики рук «Закрути-раскрути» Как известно по утверждению Сухомлинского В. А., "ум ребенка находится на кончиках его пальцев", а с другой стороны, речевое развитие - показатель.

Примерные ориентиры нормального развития ребенка Существуют определенные поведенческие ориентиры, позволяющие заподозрить нарушение темпа психического развития ребенка. Знание этих ориентиров.

Родительское собрание «Условия развития личности дошкольного возраста» Цель: расширение представления родителей о факторах эмоционального и социального развития детей; познакомить с программой развития детей,.

Социальные особенности общения дошкольниковСоциальные особенности общения дошкольников Главным условием успешной социализации ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются навыки общественного поведения.

Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством исследовательской деятельности «Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством познавательно - исследовательской деятельности» Дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальные условия нормального развития речи
Опубликовано: 30 октября 2022 в 16:14
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД