МААМ-картинки

Сохранение здоровья воспитателя ДОО

Корсак Ирина
Сохранение здоровья воспитателя ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

ДОКЛАД

Сохранение здоровья воспитателя ДОО

Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техногенных, природогенных и социогенных опасностей для человеческой жизни, показывают прямую зависимость стабильности целых государств и выживаемости народов от подготовленности подрастающих поколений к распознаванию и предотвращению опасностей, от системы общественных и индивидуальных механизмов защиты государства и отдельной личности.

Публикация «Сохранение здоровья воспитателя ДОО» размещена в разделах

Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.

Имеющиеся в меняющейся системе общественных отношений события и различного рода факты предопределяют поиск новых форм и методов организации обеспечения общественной безопасности. Изложенное имеет прямое отношение и к Российской Федерации. Безопасность неразрывно связана с деятельностью государства. Только оно может, опираясь на свой аппарат, властные органы, деятельность которых поставлена в жесткие рамки и подкрепляется соответствующими правовыми актами, обеспечить покой граждан, создать благоприятные условия для их жизни и деятельности. Нормативный правовой документ - это документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Нормативный правовой акт в Российской Федерации является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму. Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

Ряд принятых в Российской федерации положений подтверждают необходимость изучения педагогом вопросов сохранения здоровья и комфортного безопасного взаимодействия в образовательной среде. В первую очередь, это Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года - официальнопризнанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. Профессиональный стандарт педагога - документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей. В документе для педагогов детально прописаны все знания и умения, которыми они должны обладать, а это, в том числе, обязанность сохранять здоровье обучающегося и создавать безопасную образовательную среду жизнедеятельности. ФГОС ОСО, требующий от учителя обеспечить личностное развитие у учащихся способности принимать и реализовывать ценности здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью. ФГОС ДО так же повышает требования к воспитателям - с введением Стандарта должны появиться педагоги нового уровня. Введение стандарта дошкольного образования позволило по-новому посмотреть на этап дошкольного детства. В последнем нормативном документе подчеркивается потребность сохранения уникальности детства как существенного этапа в развитии личности, объявляется ценность детства как периода жизни значительного и важного тем, что совершается с ребенком в данное время, а не тем, что этот период есть подготовка к следующему этапу жизни Создание безопасной образовательной среды в детском саду является одной из главных задач педагога дошкольного учреждения. Безопасность образовательной среды становится критерием оценки качества его трудовой деятельности. Вопросу организации безопасности образовательной среды посвящено значительное количество научных работ (И. А. Баева. М. Р. Битянова, Н. В. Груздева, В. И. Панов и др.). Вопросы моделирования, проектирования и мониторинга безопасного образования анализируются в работе И. В. Непрокиной, О. П. Болотниковой, А. А. Ошкиной. Безопасности, как явлению, без которого невозможно гармоничное формирование личности, посвящено исследование С. В. Пимоновой.

В первую очередь воспитатель детского сада в своей профессиональной деятельности должен руководствоваться следующим перечнем документов:

• Конституция РФ;

• ФЗ Об образовании в Российской Федерации;

• Документами о образовательной деятельности для дошкольников общего вида;

• Правилами охраны труда, пожарной безопасности, санитарными.

Также сотрудник должен подчиняться правилам локальных документов, присущим конкретному учреждению в котором он несет службу. Это могут быть:

• Трудовой договор;

• Устав детского сада;

• Внутренние правила учреждения.

Должностная инструкция воспитателя детского сада вместе с обязанностями предоставляет и список прав. Сотрудник имеет право запросить помощь вышестоящего специалиста в случае, если самостоятельно решить проблему не может. Если у работника есть свои идеи по улучшению образовательной программы — он в праве их внести на рассмотрение. Также педагог может свободно делиться своим педагогическим опытом с другими сотрудниками, применять его на собраниях, педагогических советах. Хоть образовательная программа чаще всего является фиксированной, педагог имеет свободное право выбирать учебные материалы (должны соответствовать общеобразовательной программе, использовать свои методики обучения малышей, делиться своими материалами с другим сотрудниками учреждения. Если сотрудника не удовлетворяют условия работы, он может обратиться к администрации учреждения с требованием улучшить их.

Основным социальным механизмом, обеспечивающим сохранение здоровья педагогов, является соблюдение нормативно-правовой базы в области охраны профессионального здоровья.

В Трудовом Кодексе Российской Федерации, принятым 21 декабря 2001 года регламентируется вопрос об охране труда разделом 10 «Охрана труда», главой 34 «Требования охраны труда».Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия Требования охраны труда-устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности; они обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности

Несмотря на то, что вопрос об охране труда достаточно полно урегулирован Международным и российским трудовым законодательством на практике возникают многочисленные проблемы в области охраны труда, а именно практическое применение данных норм закона на производстве, непонятность закона для работодателей и работников, противоречиями и некоторыми пробелы в законодательстве о требованиях охраны труда. Все это делает тему исследования актуальной, поэтому к ней в своих научных трудах обращались многие авторы, такие как Карпов А. В., Лебедев В. М., Панов Е. Г., Шевченко А. С. ,Раздорожный А. А.

Опасности и риски в профессии воспитателя, можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние: Воспитатель несет уголовную ответственность за здоровье детей (опасность физических и психологических травм детей в саду, агрессия со стороны родителей, инфекционные заболевания, нервные заболевания. Внешние: пожарная безопасность, терроризм и т. п.

При оценке профессионального риска, обязательному учету подлежат профессиональные и инфекционные заболевания, травмы.

Учителя, воспитатели и работники социальной сферы подвержены риску инфекций.

Заболеваемость респираторными вирусными инфекциями в детских дошкольных учреждениях может наблюдаться в течение всего года с подъемами в осенние и зимне-весенние периоды. Уровень заболеваемости определяется рядом факторов общеэпидемического порядка (эпидемиологической ситуацией, санитарно-гигиеническими условиями детских учреждений, распространенностью носительства вирусов и микоплазм в коллективе.

Беременные женщины этих профессий должны делать прививки и принять меры безопасности: надевать маску, перчатки.

Открытый воздух, помещение — все это обычные условия труда. Однако очень часто трудовая деятельность людей протекает в условиях необычных, специфических, когда интересы дела и потребность человека в безопасности не совпадают. Они создают нервное напряжение и психофизиологический дискомфорт. Человек в таких условиях должен быть постоянно начеку.

Возникновение сложных и даже аварийных ситуации, которые требуют от человека мгновенной оценки положения, принятия решения и быстрого выполнения необходимых действий - отличительная черта деятельности ряда специалистов. Именно в профессиональной деятельности воспитателя очень часто встречаются острые обстоятельства, когда у него нет времени на раздумье и надо моментально оценить сложившуюся ситуацию, принять решение. Случаются травмы детей в группе, на участке для прогулок. Такие как, например, переломы всевозможные, сотрясения, порезы, сильнейшие ушибы. У детей часто бывает носовое кровотечение. Когда такое происходит, все окружающие страшно перепуганы и растеряны. Вот в такой ситуации воспитатель и должен мгновенно среагировать, за доли секунды в его голове проносится поток мыслей, оценивающих обстановку, перебирающих варианты путей выхода. И все они подчинены одной, главной - жизнь ребенка в опасности. Как же в такой ситуации поступает воспитатель? Он сам оказывает потерпевшему первую медицинскую помощь подручными средствами и одновременно требует срочно найти медсестру детского сада, вызвать «скорую помощь». Важно, чтобы в такой ситуации воспитатель не растерялся, обратился за содействием к присутствующим.

Воспитатель несет большую ответственность за здоровье детей и потому испытывает большие физические и эмоциональные нагрузки.

Что касается физической нагрузки. Воспитатель всю рабочую смену проводит на ногах, все время в движении. Помогает детям одеваться, раздеваться (особенно тяжело с маленькими детьми, проводит подвижные игры на занятиях и на прогулке. Оказывает помощь на занятиях, во время принятия пищи. Каждому ребенку нужно уделить внимание.

Воспитатели относятся так называемым «голосовым» профессиям. Голос в этой профессии важен не только как средство коммуникации, но и как инструмент, необходимый для обратной связи в процессе обучения. Воспитатели – это «группа риска» имеет как общие, так и специфические вредные факторы, которые могут вызвать нарушение голоса. Зная о них, легче понять, какие меры гигиены голоса, профилактики заболеваемости речевого аппарата и недостаточности голосовой функции целесообразно принимать в том или ином случае. Воспитателям постоянно приходится петь, читать на фоне шума, создаваемого ребячьими голосами, спектральная энергия которых доходит до 1000 Гц. Чтобы перекрыть шум, воспитатели должны повышать голос до 70–72 дБ. Во время прогулок с детьми речевой аппарат также значительно перенапрягается на фоне городского шума. Педагогам приходится ежедневно перегружать речевой аппарат количественной нагрузкой и качественными изменениями: приходится говорить громко, на очень высоких, несвойственных их голосу нотах. Наряду с этим имеют большое значение: температура, загрязненность воздуха (пыль, степень относительной влажности, сохранение должной тишины в группах, акустические свойства помещения, где проходят занятия.

Агрессия со стороны родителей так же имеет место. Сколь неприятно бывает выслушивать жалобы со стороны воспитателя, на деструктивное поведение сынишки или дочери! Или же несогласие воспитателя отдать ребенка пьяному папе. В лучшем случае нахомят!

Воспитатели, преподаватели, обслуживающий персонал и другие работники детских учреждений обязаны знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации людей и тушению пожара.

Поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании группы. Это актуально во многих садах, требующих капитального ремонта. Проводка плохая, ничего не разрешают включать в сеть.

Среди явлений, угрожающих сегодня нашему обществу, особое место занимает терроризм. Детские учреждения находятся в группе риска по террористической опасности.

Комфортная и безопасная образовательная среда

Учитывая особенности условий труда воспитателя, необходимо иметь ввиду возможные негативные последствия профессиональной деятельности.

Неврозы и их профилактика

Под влиянием более или менее продолжительной психической, травматизации, ведущей к эмоциональному перенапряжению, может развиться неврозоподобное состояние или невроз. Заболевание начинается исподволь, постепенно. Основным симптомом является повышенная возбудимость и легкая психическая и физическая утомляемость. Человек становится вспыльчивым, раздражаемым даже по не значительному поводу. Аналогичным повышением чувствительности в отношении раздражителей, идущих от внутренних органов и различных участков тела, можно объяснить жалобы таких людей на неприятные ощущения в различных частях тела (головная боль, головокружение, шум в ушах, тягостные ощущения области сердца, желудка и т. д.). Подобные симптомы называю психосоматическими, так как причина их возникновения зависит от особенностей психического статуса человека. Повышенная возбудимость выражается в легком возникновении вегетативных акций (сердцебиение, покраснение или побледнение кожи ли повышенное потоотделение). Часто наблюдается тремор (дрожа век и пальцев вытянутых рук). Часто бывают жалобы на общую физическую слабость, отсутствие бодрости, энергии, выносливости к привычному до этого режиму труда. С истощаемостью внимания часто связана и недостаточная фиксация некоторых событий. Этим объясняются жалобы на «плохую память», забывчивость.

Повышенная возбудимость и быстрая утомляемость проявляются также в быстром возникновении эмоциональных реакций (печали, радости и др.) и в то же время в их кратковременно нестойкости. Появляется нетерпеливость, ожидание становится невыносимым. Сон нарушается, засыпание часто затруднено, сон недостаточно глубокий, с обилием сновидений. При этом легко происходит пробуждение под влиянием не значительных раздражителей. После сна не возникает чувства бодрости, свежести, а наоборот, появляется ощущение разбитости, сонливости. К середине дня самочувствие улучшается, а к вечеру вновь ухудшается.

Неприятные и болезненные ощущения в различных частях и органах тела и страх болезни с патологической фиксацией внимания на малейших изменениях самочувствия все более и более усиливаются. И постепенно из-за нарушения иннервации внутренних органов отдельные психосоматические симптомы могут перерасти в психосоматические функциональные изменения органов, а в дальнейшем и в выраженные психосоматические заболевания. Часто это функциональные нарушения и заболевания сердечнососудистой системы. На первых порах проявляются они периодическими неприятными ощущениями в области сердца.

Неврозоподобное состояние может вызвать изменение артериального давления в сторону его повышения или понижения. Чаще всего это временное повышение артериального давления под влиянием переживаний или внезапный резкий его подъем по типу гипертонического криза. При повышении артериального давления возникают неприятные и мучительные ощущения в голове (давление, тяжесть, ломящая боль, сверление, распирание, покалывание, шум в ушах. Ухудшение зрения (появление тумана в глазах, мелькание цветных точек, кругов).При пониженном давлении жалобы могут быть необычайно разнообразными и включают вялость, апатию, ощущение резкой слабости и утомленности по утрам, отсутствие бодрости даже после длительного сна, ухудшение памяти, рассеянность и неустойчивость внимания, понижение работоспособности, ощущение нехватки воздуха в покое, выраженную одышку при умеренной физической нагрузке, отечность голеней и стоп к вечеру.

Частыми спутниками неврозоподобных состояний являются функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта. Это не сильные, но упорные болезненные ощущения различной локализации, нередко мигрирующие по всему животу. Наиболее постоянны ощущения тяжести, полноты, напряжения, пустоты в желудке. В ряде случаев возможны жалобы на тошноту в утренние часы и периодическую нестерпимую боль в верхних отделах живота. Очень часты жалобы на неприятный вкус или горечь во рту, изжогу и отрыжку (чаще воздухом, реже — съеденной пищей или желудочным соком) в течение всего дня или только по утрам, до еды. Не менее типичны жалобы на расстройства аппетита — от плохого или очень капризного аппетита до полного отвращения или отказа от еды с утратой вкусовых ощущений. Возможны жалобы на стойкие запоры или запоры, сменяющиеся поносами. Возможны другие проявления со стороны внутренних органов при неврозоподобных состояниях и неврозах. Во всех случаях возникновения подобных симптомов следует обязательно проконсультироваться у врача.

Профессиональная психогигиена и психопрофилактика

Важнейшее условие нейтрализации психоэмоционального напряжения педагогической деятельности — это высокая трудовая активность, творческий характер труда, желание получить радость, удовлетворение от своей деятельности, стремление к профессиональному росту, совершенствованию педагогического мастерства, возможности проявить свои способности. Наряду с этим достаточно важным является соблюдение профессиональной психогигиены, владение техникой и умением нейтрализовать неблагоприятное влияние, оптимизировать психоэмоциональное состояние.

Основой межличностных отношений для воспитателя должно стать самообладание. Уметь управлять своими эмоциями жизненно важно; но, именно эмоции зачастую являются непосредственной причин конфликта, осложняют общение с окружающими, вредно сказываются на состоянии здоровья. Но самообладание — это не только внешняя уравновешенность и спокойная реакция на раздражители. Умение внешне не проявлять эмоции не исключает их отрицательного влияния на организм. Эмоцию, эмоциональный разряд, если он возник, задержать невозможно. Могут быть только задержаны те его компоненты, которые подчинены волевому контролю. Но такие реакции, как изменение тонуса и просвета сосудов (повышение артериального давления, покраснение или побледнение кожи, учащение сердцебиения, изменение потоотделения и некоторые другие, остановить при эмоциональной разрядке почти невозможно. Кроме того, при часто повторяющихся эмоциях их неблагоприятное влияние может суммироваться, усиливаться и закрепляться.

Самый верный путь к обретению внутреннего, глубинного самообладания — это умение преобразовать отрицательный очаг возбуждения в положительный, умение избежать психотравмирующей ситуации, владение техникой психологической защиты, знание методов приемлемой разрядки отрицательных эмоций. Очень важно выработать в себе психологически правильный стиль общения. При этом важно рассматривать процесс взаимоотношения с воспитанниками, родителями, коллегами как источник полезного, воспитывать в себе внимательность, доброжелательность, уважительное отношение к собеседнику. Ведущими чертами характера должны быть такт и терпение.

Существуют приемы психологической защиты,направленные на снижение значимости психотравмирующей ситуации, конфликта, стресса.

1. Выработка рационального подхода и отношения к внешним обстоятельствам. Основное — анализ и переоценка стрессовых событий и факторов. Необходимо найти аргументы в пользу того, что все не так уж плохо.

2. Отказ от мысли оправдывать свои неудачи, обиды или потери только внешними обстоятельствами. Может быть, потребуется коррекция внутренних установок, ценностных ориентаций, убеждений или взглядов.

З. Желательно поделиться с кем-либо, заслуживающим доверия и уважения, тем, что произошло. Потребность рассказать, обсудить, получить совет — естественное желание человека.

4. Особенно негативное воздействие на человека оказывают стрессовые ситуации, вызывающие необходимость принятия решения, как действовать дальше, т. е. затрагивающие будущее. При этом пока решение не принято, не выработана твердая линия поведения, эмоциональная напряженность будет сохраняться и, следовательно, будет действовать ее психотравмирующее влияние. В подобных случаях необходимо быстро оценить ситуацию и определить стратегию поведения.

5. В стрессовых ситуациях могут оказать помощь применение Методов самопрощения, активного забывания, переключения чувств на положительные эмоции, реализация их в творчестве, занятие любимым делом. Эмоциональную реакцию нельзя отменить по приказу, но всегда можно создать конкурентное переживание с положительным знаком. Вслед за стрессовыми нагрузками всегда должен следовать период расслабления, общения с природой, произведениями искусства, литературы, музыкой, религией, физический труд.

6. Весьма полезно воспитателю овладеть техникой аутогенной тренировки (аутогенный — самородный, самостоятельно происходящий, которая является высоко эффектным методом, позволяющим снять усталость, избежать переутомления, улучшить самочувствие, управлять эмоциональным состоянием.

Профилактика венозной недостаточности

Избежать заболевания помогут простые правила: во время длительной работы в положении стоя или сидя периодически делать разминку для ног. В конце рабочего дня сделайте легкий массаж ног (совершая поглаживающие движения стоп в направлении от пальцев к пяткам и в поперечном направлении). Для снятия усталости ног можно потоптать стопами орехи. В домашних условиях после длительной нагрузки ополосните ноги прохладной водой и поддержать их в приподнятом положении.

Профилактика простудных заболеваний и гриппа

Сотрудники ДОУ относятся к группе риска заражения гриппом и респираторными инфекциями, с целью профилактики необходимо выполнять следующие мероприятия:

-Вакцинация осенью (сентябрь - октябрь);

-Закаливающие процедуры;

-Прогулки на свежем воздухе;

-В рацион питания обязательно включать продукты содержащие аскорбиновую кислоту (цитрусовые, шиповник, черная смородина) и фитонциды (лук, чеснок).

Общие рекомендации сотрудникам ДОУ по сохранению здоровья :

1. Научитесь распределять свою нагрузку, ритм и режим работы.

2. Поддерживайте себя в хорошей физической форме.

3. Закаляйтесь (укрепляется иммунитет, происходит выброс гормона радости эндорфинов).

4. Соблюдайте продолжительность сна.

5. Рационально питайтесь.

6. Овладевайте навыками саморегуляции.

7. Ежедневно тренируйте память.

8. Заведите домашнего питомца.

Публикации по теме:

Сохранение и укрепление здоровья через использование здоровьесберегающих и коррекционных технологийСохранение и укрепление здоровья через использование здоровьесберегающих и коррекционных технологий На сегодняшний день в соответствии с ФГОС направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятияхСохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения,.

Анкета для родителей «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в детском саду и дома» Анкета для родителей Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию анкету по теме предстоящего родительского собрания «Сохранение и укрепление.

Отчёт по первой годовой задаче «Сохранение и укрепление здоровья детей через реализацию детско-родительских проектов» Отчёт музыкального руководителя по 1-й годовой задаче «Сохранение и укрепление здоровья детей через реализацию детско-родительских проектов»Работа.

План-конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в ДОО и семье» в старшей группеПлан-конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в ДОО и семье» в старшей группе Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план проведения родительского собрания по данной теме с использованием различных методов и.

Сохранение и укрепление здоровья детейСохранение и укрепление здоровья детей Здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических.

Сохранение и укрепление здоровья детей путём внедрения в образовательный процесс метода биологически обратной связи. Современный мир предъявляет к человеку высокие требования. Возрастающая интенсивность профессиональной и учебной деятельности, непрерывный.

Сохранение и укрепление здоровья ребёнкаСохранение и укрепление здоровья ребёнка Здоровый образ жизни, что это такое? Это соблюдение режима, труда, отдыха, сна на основе требований суточного биоритма; двигательная активность,.

Взаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуре в совместной работе по укреплению здоровья детейВзаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуре в совместной работе по укреплению здоровья детей Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – желание родителей и одна из ведущих задач ДОУ. Вопросам физической культуры дошкольников.

Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников в современных условиях в рамках «Недели здоровья» в ДОУВзаимодействие воспитателя с родителями воспитанников в современных условиях в рамках «Недели здоровья» в ДОУ Воспитатели: Стародумова Т. И., Школа Ю. Б. Каждый из нас знает и использует различные формы и методы сотрудничества с семьями воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сохранение здоровья воспитателя ДОО
Опубликовано: 21 августа 2021 в 20:51
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сохранение здоровья воспитателя ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Корсак Ирина (УИ 2006082) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД