Получи документы

Сопровождение детей с ТНР в организации дошкольного образования

Аксёнова Александра Михайловна
Сопровождение детей с ТНР в организации дошкольного образования

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТНР

Основной задачей сопровождения детей с речевыми нарушениями в ДОУ является создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления социально-успешной личности.

Сопровождение детей осуществляется поэтапно, в качестве основных, можно выделить следующие:

Диагностический этап—комплексное изучение детей, составление плана проведения диагностического исследования.

Публикация «Сопровождение детей с ТНР в организации дошкольного образования» размещена в разделах

Консультативно-проективный этап- обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных вариантов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений, прогнозирование эффективности работы.

Деятельностный этап- обеспечивает достижение желаемого результата. Задача специалистов службы сопровождения состоит в оказании помощи по реализации плана как педагогу, так и ребенку. Необходимо помочь участникам решения проблемы почувствовать «вкус успеха» в выполнении договоренности.

Мы считаем, что диагностический этап наиболее важен, так как именно от качественной диагностики зависит грамотное построение комплексного сопровождения ребенка с учетом его приоритетов.

• составление индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы с учетом приоритетных направлений, ознакомление и согласование ее с родителями,

•коллегиальное рассмотрение вопросов, связанных с реализацией программы,

• внесение корректив в программу при необходимости,

• определение реабилитационного потенциала ребенка и его семьи.

• консультирование всех участников комплексного сопровождения по вопросам, связанным со специальными образовательными потребностями ребенка, личностными особенностями детей с проблемами в развитии, правами детей и их родителей.

• Формы, объём консультационной работы с педагогами, родителями.

• Оформление документов.

Учитель-логопед координирует индивидуальную работу всех специалистов, даёт им рекомендации по определению методов, способов и направления работы с детьми, индивидуализирует её, контролирует процесс коррекционного воздействия, его результативность.

Работая в идеологии «команды», каждый ее участник ставит свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности. Рассмотрим область деятельности каждого специалиста службы комплексного сопровождения ребенка :

Учитель-логопед: диагностика речевого развития, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приёмов в работе с ребёнком.

Инструктор по физкультуре: выполнение рекомендаций психолога, учителя-логопеда, врача, проведение занятий с учетом индивидуального подхода.

Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания с элементами танцевальной, театральной терапии с учётом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога.

Использование разнообразных форм работы помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей с ОНР на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения программного материала в полном объёме.

Для реализации цели и задач ребёнка с ОВЗ в школе разрабатывается адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП, которая включает в себя программу коррекционной работы.

Адаптированная образовательная программа обучения составляется на основе рекомендаций ПМПК.

Коррекционная программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса. Реализация программы осуществляется через непосредственное взаимодействие специалистов: воспитателя, учителя-логопеда, физинструктора, музыкального руководителя.

Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.

Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи:

1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление психолого-педагогического заключения (диагноза, позволяющего судить об уровне речевого и коммуникативного развития ребенка с ОВЗ.

2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.

3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ, включает в себя разработку и реализацию развивающего индивидуального маршрута развития ребенка.

4. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации.

5. Консультативная работа.

6. Профилактическая работа заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.

Заключение:

Логопедическое сопровождение занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ТНР.

Нарушения речи у детей являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи ребенка с ОВЗ способствует развитию его познавательной деятельности, лучшему усвоению школьной программы, дальнейшей социальной адаптации.

Специальные образовательные условия обучения, воспитания и развития детей с ТНР :

• раннее выявление детей с речевой патологией и организация логопедической помощи;

• систематическая коррекционно-логопедическая помощь в раннем, дошкольном возрасте;

• взаимосвязь и преемственность содержания и методов логопедической работы в условиях дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию (полное преодоление) или сглаживание отклонений речевого и личностного развития;

• получение обязательной систематической логопедической помощи в условиях учреждения массового или специального типа;

• возможность обучаться на дому и/или дистанционно (в случае тяжелых форм речевой патологии при сочетанных нарушениях развития);

• взаимодействие и координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителей и врачей разных специальностей;

• наличие адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи;

• учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;

• возможность модификации и адаптации учебной программы при изучении филологического и лингвистического курса;

• реализация индивидуального дифференцированного подхода к обучению ребенка с ТНР (учет структуры речевого нарушения, речевых и коммуникативных возможностей ребенка, его индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве и т. п.);

• применение индивидуально ориентированных специфических приемов и методов логопедической коррекции при различных по формах речевой патологии;

• применение специальных методов, приемов и средств обучения и коррекционно-логопедической работы, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию “обходных путей” коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью, тщательный отбор и комбинирование методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности обучающихся, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства сохранных анализаторов; использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания);

• выбор индивидуального темпа обучения, с возможным изменением сроков продвижения в образовательном пространстве;

• щадящий, здоровьесберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок.

Ежегодно в дошкольном учреждении дети проходят психолого логопедическую диагностику для своевременного выявления нарушений в формировании высших психических функций, что позволяет вовремя скорректировать имеющийся дефект развития. По результатам диагностики дети с отклонениями в речевом или психическом развитии в сопровождении родителей направляются на городскую ПМПк.

Специалисты городской ПМПк дают родителям рекомендации о перспективах дальнейшего обучения и воспитания их ребёнка. За родителями остаётся право выбора дошкольного учреждения, которое будет посещать их ребёнок. Но зачастую родители боятся, что их ребенок будет иметь официальный статус «ребенок с ОВЗ».

В работе с детьми используются разнообразные приемы и методы, которые: - позволяют вызвать у ребёнка интерес к совместной деятельности со сверстником, например, театральная деятельность, досуговые мероприятия праздники, конкурсы и т. д. - одновременно укреплять здоровье ребенка и его речевые функции, например: логопедический и общий массаж, артикуляционная гимнастика, упражнения для развития дыхания, подвижные игры, развитие мимической мускулатуры. - развивать речевые функции на основе развития моторики руки, например, "сухие бассейны" (ёмкости для массажа рук с различной крупой, специальные мячи для массажа рук, тренажёры (пуговичные, шнуровка, бусы и др., элементы песочной терапии. Освоение диагностических приемов позволяет осуществлять мониторинг физического и психического развития каждого ребенка, и тем самым проектировать индивидуальную траекторию его развития. Использование наглядности в логопедической и коррекционной работе способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что позволяет достигать поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях и, в целом, оптимизирует коррекционно-образовательную работу учителя-логопеда. Педагогический коллектив в системе изучает педагогические технологии, обеспечивающие быструю адаптацию ребенка на основе его индивидуальных особенностей. Это помогает эффективно обеспечивать инклюзию и адаптацию ребенка в режим МБДОУ. Немаловажной проблемой в инклюзивных группах является совмещение интересов детей с нормой в развитии и с особенностями развития. Это непростой процесс, который требует знаний и усилий педагогов. Необходимо знание методик, передовых технологий, опыта работы специалистов-практиков в этой области. В нашем детском саду очень важно, что и дети, и родители, и команда специалистов - это, прежде всего, партнеры, которые проводят много времени внутри группы. Занятие построено на взаимодействии внутри группы. Основная идея - наладить комфортную, благоприятную развивающую среду для детей. Сейчас они легко идут на контакт со мной, появилось желание сотрудничать. Родители стали заниматься с детьми дома, выполнять задания логопеда. Комплексный подход в развитие ребенка заставил родителей увидеть своих детей другими глазами.

Прикреплённые файлы:

vystuplenie-ds-39_fp7gu.ppt | 11648 Кб
 
Публикации по теме:

Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образованияАнализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

Конспект организации дидактической игры «Паровозик с сюрпризами» для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Паровозик с сюрпризами» для детей младшего дошкольного возраста. Аннотация Дидактическая игра «Паровозик с сюрпризами».

Фотоочерк «Зимняя тематика в работах детей группы дошкольного образования»Фотоочерк «Зимняя тематика в работах детей группы дошкольного образования» Заканчивается первый месяц зимы, но пока на улице погода далеко не зимняя, а скорее осенняя. Но всё же мы надеемся увидеть настоящую зимушку–.

Инновация в ДОО. Технологические карты для организации кружка дополнительного образования «Робототехника» (часть 2)Инновация в ДОО. Технологические карты для организации кружка дополнительного образования «Робототехника» (часть 2) Уважаемые коллеги, продолжаю Вас знакомить с ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ КАРТАМИ для организации кружковой работы по разработанной мнойОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

План-конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Больница»План-конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Больница» Тема: «Больница» Возраст: старшая группа. Программное содержание: Образовательная: расширить знания детей об общественной жизни, о профессии,.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семьеРекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сопровождение детей с ТНР в организации дошкольного образования
Опубликовано: 19 февраля 2020 в 11:03
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД