Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Составление рифмованных текстов с использованием ТРИЗ-технологий» (5 фото)

Юля Горяева
Консультация для педагогов «Составление рифмованных текстов с использованием ТРИЗ-технологий»

Консультация для педагогов «Составление рифмованных текстов с использованием ТРИЗ-технологий»

Составление рифмованных текстов детьми старшего дошкольного возраста с использованием методов ТРИЗ технологии

(опыт воспитателя Горяевой Ю. В. МБДОУ № 52 г. Миасс Челябинской обл.)

Публикация «Консультация для педагогов „Составление рифмованных текстов с использованием ТРИЗ-технологий“» размещена в разделах

С самого раннего возраста детей окружают стихи: колыбельные песенки, потешки и прибаутки, сказки детских писателей. Поэзия может быть лирической и печальной, веселой и задорной, но всегда близкой и понятной детям. У ребят 5-6 лет словарный запас уже достаточно большой, но при этом еще не ограниченный какими-либо стереотипами и правилами. Поэтому старший возраст является для словотворчества и развития стихотворного потенциала благодатной почвой.

На начальном этапе всегда идет ознакомление с рифмами. Дети разбирали понятие «рифма» и ее особенности, учились находить рифмованные слова в тексте стихотворений.

На 2 этапе началась самостоятельная работа с рифмами. Дети подбирали картинки, на которых изображены рифмующиеся объекты, принимали участие в играх «Найди пару», «Дружат или не дружат», «Подскажи словечко». Постепенно задача усложнилась, и были введены для рифмовок глаголы и прилагательные. Чтобы расширить область словарного запаса, нами применялось универсальное пособие по ТРИЗ «Я познаю мир». При выборе опорного слова использовалась зона анализаторов и признаки предметов с их значениями. Например: признак предмета «форма»-овальный-печальный, квадратный-занятный, или «звук»-громкий-звонкий-тонкий.

На 3 этапе началась работа по сочинению стихотворений с помощью таблицы. Данная таблица позволяет создать условия для развития речи и творческого мышления, помочь при составлении стихотворений. Таблица состоит из 4 горизонтальных рядов, по 4 кармана в каждом ряду. Один ряд-одна строчка. В первые карманы каждой строчки помещаются карточки с напечатанными словами-союзами, местоимениями, частицами или наречиями (если, бы, или, а, не, когда, чтобы и др.) Во вторые карманы ставятся карточки с моделями распространенных глаголов. Заранее подбираются пары предметных рифмованных картинок и располагаются в четвертых карманах (Маша-каша, конь-огонь, коса-колбаса и т. д.). В ходе работы, совместно с детьми, была создана картотека моделей глаголов и наречий, которые использовались при сочинении стихов. Третий карман предназначался для дополнительных слов, с помощью которых можно выровнять стихотворный размер и ритм, обогатить стихотворение прилагательными, числительными, наречиями или вставить карточку с признаком предмета. Сначала использовались две первые строчки, с двумя рифмованными карточками ( например: кошка-ложка) и добавлялись глаголы («мне купили плюшевого зайку, а на нем надета майка» или «если встретил ты лису, не давай ей колбасу»)

После добавили еще две строчки в работу и стали составлять стихи из четырех строк. В работе использовали парные и перекрестные виды рифм. Расположение карточек в карманах заранее обсуждалось с детьми и менялось.

На 4 этапе мы познакомились с творчеством Г. Остера и особенностями его поэзии. Разобрали глаголы в его стихах и придумали свои. У нас получилась дополнительная картотека моделей «вредных» слов. Например: ломать, пугать, разбить, орать, кусать, убегать и др.

Затем мы начали составлять по таблице свои «Вредные советы», которые начинались со слов «если ты…», как в оригинале. Например:

Если ты увидел кашу-

Отворачивай лицо,

Плюйся в маму, в тетю Машу,

Выбрось кашу на крыльцо.

* * *

Если ты увидел в книжке

Нарисованную мышку

Надо книжку ту бросать

И погромче закричать.

У нас получилось немало стихотворений, т. к. дети не лишены чувства юмора и умеют шутить. На эти стихотворения были нарисованы иллюстрации, которые мы оформили в яркую стенгазету нашего творчества.

В процессе решения такой творческой задачи у детей обогащается словарный запас, развивается креативное мышление, воспитывается чувство юмора и художественный вкус.

Фото «Составление рифмованных текстов с использованием ТРИЗ-технологий»
Консультация для педагогов - фото
Фото №1 Составление рифмованных текстов детьми старшего дошкольного возраста с использованием Фото №2 Методические материалы для педагогов и воспитателей методов ТРИЗ технологии опыт воспитателя Горяевой Ю
Публикации по теме:

Дидактическая игра по ПДД. Использование ТРИЗ технологий (системный оператор)Дидактическая игра по ПДД. Использование ТРИЗ технологий (системный оператор) В детском саду этот прием получил название "волшебный экран".ЦЕЛЬ: развитие системного мышления. Задачи: формировать познавательный интерес.

«Ёжик и море» (по сказке С. Козлова). Занятие с использованием ТРИЗ-технологий Конспект авторского занятия : «Ёжик и море» (по сказке С. Козлова, воспитатель МАДОУ ЦРР – детского сада № 3 Динского района Филипповой.

Конспект НОД для подготовительной группы «Огонь друг-огонь враг» с использованием ТРИЗ технологий Конспект НОД «Огонь друг-огонь враг»для подготовительной группы с использованием ТРИЗ технологии. - Цель: формирование познавательных интересов.

Конспект развивающего дидактического занятия с использованием технологий ТРИЗ «Подбери по цвету» в первой младшей группе Виды детской деятельности: Игровая, художественно творческая - лепка, чтение художественной литературы, двигательная, продуктивная, познавательная,.

Методическая разработка занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ «Путешествие в царство «Зимушка-Зима»Методическая разработка занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ «Путешествие в царство «Зимушка-Зима» Методическая разработка занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ: «Путешествие в царство “Зимушка-Зима”» (старшая группа).

НОД с использованием ТРИЗ технологий в старшей группе дсада «Человек венец природы» НОД «Человек - венец природы» (ОО: познавательное развитие -ознакомление с природой) старшая группа Цель: Систематизировать представление.

НОД «Вернисаж пейзажей» — составление творческих рассказов по картинам русских художников с использованием ТРИЗ технологий Интеграция образовательных областей: Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Цель: способствовать формированию у детей осознанного.

Рассматривание и составление рассказа по картине «Золотая осень» с элементами ТРИЗ технологии в средней группе Рассматривание и составление рассказа по картине "Золотая осень" с элементами ТРИЗ технологии в средней группе. Цель: формирование умений.

Консультация «Развитие творческого воображения у дошкольников посредством составления текстов сказочного содержания ОТСМ-ТРИЗ»Консультация «Развитие творческого воображения у дошкольников посредством составления текстов сказочного содержания ОТСМ-ТРИЗ» Вопрос развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста интересует многие годы. Творчество может развиваться во всех видах.

Занятия по развитию речи с использованием новых технологий ТРИЗ. Тема: «Составление рассказа по картинке дети кормят цыплят». Автор занятия: Тюнина А. П., воспитатель МБДОУ №50. Перед детьми стоит два мольберта; один с картиной, другой с чистым листом для зарисовки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Составление рифмованных текстов с использованием ТРИЗ-технологий»
Опубликовано: 20 октября 2015 в 20:48
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД