Лучший педагог года

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков на индивидуальных логопедических занятиях

Наталья Давыдова
Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков на индивидуальных логопедических занятиях

Обобщение опыта работы по теме :

«Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков на индивидуальных логопедических занятиях»

1. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВА ОПЫТА

Четкая, красивая, грамматически правильная речь – одна из составляющих всестороннего развития детей дошкольного возраста. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, а значит и происходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения в детской речи, как в дошкольном учреждении, так и в семье.

Публикация «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков на индивидуальных логопедических занятиях» размещена в разделах

Моя задача, как педагога - создать все необходимые условия для формирования у ребенка грамматически правильной речи.

Формирование речевого общения происходит постепенно, вместе с развитием ребёнка, в тесной взаимосвязи с развитием его психических функций. Для обеспечения нормального речевого общения необходимо правильное произношение звуков родного языка.

При нарушении произносительной стороны речи возникают дефекты фонетического оформления речи. Некоторые звуки совсем не произносятся, искажаются или заменяются другими. Самыми распространёнными речевыми дефектами детей, занимающихся в логопункте ДОУ, являются дислалия и стертая дизартрия. При данных нарушениях речь может быть в целом невнятна и невыразительна. Нарушенная речь затрудняет отношения с окружающими, может вызвать другие дефекты речи, влияет на личность ребёнка.

Коррекционная работа по устранению нарушений звуковой стороны речи состоит в формировании умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Повышение эффективности коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с заключениями общее недоразвитие речи (III уровень) и фонетико-фонематическое нарушение речи с дизартрическим компонентом является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии. Количество детей, страдающих дизартрией и имеющих нарушения речи, увеличивается с каждым годом.

Этап автоматизации поставленных звуков очень часто может быть трудным и длительным для ребенка, так как представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на речевом материале, а у детей в дошкольном возрасте недостаточно мотивации для осознанного исправления дефектов речи. Первичные произносительные умения и навыки формируются с большим трудом. Сформированную условно-рефлекторную связь может разрушить привычка неправильного произношения слов и предложений. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Чтобы этот процесс не стал для ребенка утомительным и долгим, в своей логопедической работе я использую разнообразные приемы, способствующие активизации восприятия ребенком речевого материала.

Актуальность данного опыта работы заключается в необходимости совершенствования приемов по автоматизации звуков в процессе коррекционной работы. Оптимизирующие приемы обеспечивают творческий подход со стороны логопеда : использование наглядности, мобильных игр, информационно-коммуникационных технологий, сочетание речевого материала с работой пальцев рук и движениями, применение «су-джок терапии».

2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕДУЩЕЙ ИДЕИ ОПЫТА, УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА

Опыт формировался и апробировался на базе МБДОУ детского сада «Березка».

Как показала диагностика, почти 90% детей-логопатов имеют трудности на этапе автоматизации поставленных звуков. Если закрепление правильного произношения звука идет с трудом и затягивается, дети могут потерять интерес к этому процессу и к логопедическим занятиям в целом. Поэтому в ходе коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения определилась необходимость совершенствования приемов по автоматизации звуков.

Ведущая идея опыта заключается в создании системы работы, которая предусматривает:

максимальное разнообразие методов и приемов по автоматизации звуков;

включение слухового, зрительного, двигательного и тактильного анализаторов ребёнка в этот процесс;

подбор наиболее эффективных игровых упражнений для осуществления коррекционной работы;

разработку системы игровых упражнений, используемых в работе с детьми.

создание оптимальной предметно-развивающей среды;

произнесение речевого материала с одновременным выполнением различных движений;

создание игровой ситуации и соревновательных моментов в течение всего занятия.

3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

Проблеме изучения стертой дизартрии и дислалии посвящены работы Архиповой Е. Ф., Мастюковой Е. М., Лопатиной Л. В, Левченко И. Ю., Приходько О. Г. и др.

Изучение особенностей произносительной стороны речи и ее коррекции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) и фонетико-фонематическим нарушением речи с дизартрическим компонентом базируется на современных представлениях специальной психологии и педагогики о сущности речевого дефекта у детей, о диалектическом единстве речевого и психического развития, о комплексном, системном и функционально-семантическом подходах к обследованию имеющихся отклонений в развитии.

Основной целью коррекционной работы при дислалии и стертой дизартрии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Результаты обследования позволяют организовать коррекционную работу с помощью практических, наглядных и словесных методов. Изучением нарушений звукопроизношения и работой по их устранению занимались Рау Е. Ф., Филичева Т. Б., Волкова Л. С., Левина Р. Е., Правдина О. В., Хватцев М. Е., Чевелёва Н. А.

Тема взаимодействия анализаторов в процессе усвоения родного языка была разработана Бельтюковым В. И.

При дислалии и стертой дизартрии нарушения звукопроизношения могут быть обусловлены различными патогенными факторами, иметь разную степень проявления. Поэтому необходим поиск наиболее эффективных путей коррекции данного речевого нарушения. Система коррекционной работы по воспитанию у детей правильного звукопроизношения строится на основе психолого-педагогического подхода. Психолого-педагогический подход в логопедии разрабатывался Р. Е. Левиной. Психолого-педагогический подход предполагает учёт соотношений нарушений в системе речевой деятельности и их взаимосвязи с другими сторонами психики ребёнка.

Проблеме комплексного подхода к процессу автоматизации звуков при дислалии и стертой дизартрии посвящены работы логопедов-практиков : Смирновой Л. Н., Фомичевой М. Ф., Селиверстова В. И, Шичаниной О. В., Косиновой Е. М., Жихаревой-Норкиной Ю. Б.

4. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА. СИСТЕМА КОНКРЕТНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Коррекционная работа по формированию правильного звукопроизношения у детей состоит из следующих этапов:

-развитие артикуляционной моторики;

-отработка правильного произношения изолированных звуков;

-автоматизация звуков;

-дифференциация звуков.

На всех этапах рекомендуется развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух, навыки звукового анализа, корректировать грамматическую сторону речи; включать упражнения на профилактику нарушения зрения, - всё выше перечисленное подготовит ребенка к школе и поможет в дальнейшем ему хорошо учиться.

Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Достижению результата могут способствовать следующие условия работы :

разнообразие речевых упражнений: слоговые цепочки, ряды слов, близких по звучанию, чистоговорки, словосочетания и предложения, содержащие изучаемый звук, считалки, скороговорки, рассказы, дидактические речевые игры, коррекционно-развивающие упражнения;

• максимальное насыщение речевого материала изучаемым звуком;

• использование ритма и рифмы (рифмованный речевой материал способствует более продуктивной автоматизации звуков);

• занимательно-игровой и соревновательный характер речевых упражнений, повышающий речевую мотивацию детей;

• сопровождение воспроизведения речевого материала действиями с предметами, пальчиковой гимнастикой, рисованием, движениями, игровыми действиями.

На этапе закрепления правильного произношения изолированного звука используются следующие игры (персонажи игр меняются в зависимости от закрепляемого звука) :

Игра «Добавь любимый звук тигра…» (жука Жени, куклы Милы, лисы Сони и т. д.)»

Ребенок добавляет недостающий звук в конце слова : «Вот дедушка Его…р. Он несёт топо…р).

Игры-шагалки

Ребенок шагает пальчиками по столу (по палочкам из строительного материала, по нарисованным ступенькам, по мостику из ракушек) и произносит закрепляемый звук.

Игра «Тихо, громко и наоборот»

Звук произносится с различной громкостью с одновременным усилением и расслаблением сжатых в кулак кистей рук, медленным поднятием и опусканием рук или любыми другими упражнениями.

Игра «Путаница»

Ребенок проводит пальчиком только по заданной дорожке (например, по жёлтой дорожке, по которой ползет змея) и несколько раз произносит автоматизируемый звук ш.

Игра «Построй башню»

Произношение звука сопровождается выстраиванием башни из кубиков или конструктора (на каждый звук кладётся кирпичик.)

Мобильные игры с предметами (название игры зависит от используемого материала) Используется любой счетный материал:

- грибочки - «По грибы мы в лес пойдём»,

- фрукты «Варим с мамой мы компот»,

- листья «Осенний листопад» и т. д.).

За каждое правильное произнесение звука логопед и ребенок берут себе по одной фигурке.

Игра «Научи Мишутку» Логопед берет игрушку (или пальчиковую куклу) и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок произносит звук, логопед озвучивает игрушку.

Игра «Поедем, полетим, поплывём, поползём» Логопед рисует произвольную дорожку к домику (деревцу, гаражу, магазину и т. д.). Ребенок ставит палец на фигурку машины в начало пути и, длительно произнося [р], ведет пальцем по дорожке. Для автоматизации звука [л] выбирается фигурка гудящего парохода; для [ш] – змеи, для [з] - комара; для [ж] - жука и т. д.

Игра «Рисуем забор» Ребенок произносит звуки и рисует забор.

На этапе закрепления правильного произношения звука в слогах дети испытывают определённые трудности, так как слоги лишены смысла, и отдельный слог не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. Использование следующих игровых приемов поможет эффективно провести этап закрепления правильного произношения звука в слогах.

Игра «Пальчики здороваются» Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.

Игра «Маленькие ножки шагают по дорожке» На столе разложены картинки. Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу к лежащей там картинке, произнося на каждый «шаг» первый слог в названии этой картинки.

Игра «Щелбанчики» Ребёнок делает «щелбанчики» поочередно пальцами каждой руки и произносит слоги.

Игра «Забьём гол в ворота» Забивает мяч (ватный шарик) в ворота, произнося слоги.

Игра «С кочки на кочку» Ребенок стоит, руки на поясе. Логопед предлагает ему пропрыгать с кочки на кочку (картонные колечки, квадратные элементы массажных ковриков, простые листы и т. д, на каждый прыжок или шаг повторяя заданный слог или ряд слогов.

Игра с элементами «су-джок терапии» «Прокати мяч» Логопед предлагает ребенку прокатывать между ладонями мяч с шипами, произнося при этом заданный звук. Используется для автоматизации шипящих, свистящих и сонорных звуков.

Игра «Вместе весело поём» Ребенок поет знакомую песенку («Вместе весело шагать», «Улыбка», «В лесу родилась ёлочка», «Антошка»…., используя вместо слов слоги с отрабатываемым звуком.

Игра «Эхо» Ребенок повторяет прослушанные слоги и серии слогов. Упражнение хорошо развивает память и слоговую структуру речи. Затем ребенок сам придумывает и называет слоги для логопеда.

Игра «Доскажи словечко» По картинкам (или без опоры на картинки) ребенок добавляет недостающий слог: «Мы положим в салат красный поми…дор, в парке кружат кома…ры и т. д.».

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах, можно значительно разнообразить занятия, используя картинный материал. Задания обычно требуют многократного повторения. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в совместную и увлекательную игру.

Игра позволяет выполнить основную задачу: закрепить правильное произношение звука, но в то же время сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более интересных задач – «придумай», «запомни», «найди».

Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове подбираются слова – названия картинок. Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков в словах происходит обогащение словаря и формирование грамматического строя речи.

Предлагаю самые эффективные, на мой взгляд, игры на этапе автоматизации звука в словах.

Игра «Рыболов» - «Поймай» картинку удочкой, как рыбак ловит рыбу, назови её. Переверни картинки. Вспомни их названия.

Игра «Измени слово» Ребёнку предлагается добавить слово, немного изменяя его:

На ветке ели сидит…белка.

Покорми длиннохвостую …белку.

Мы любуемся красивой…белкой и т. д.

Игра «Весёлые запоминалки» Ребенок запоминает и повторяет по памяти несколько слов (с опорой на картинки или без опоры).

Игра «Отгадай загадку» Используем ноутбук. Ребёнок отгадывает загадку. Если правильно угадает, на экране появляется отгадка.

Игры-путешествия ( тематика путешествий может быть разнообразной: игры-путешествия и игры-прогулки в лес, на море, в деревню и т. д.). Например: Игра «Путешествие по группе» Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы в группе, в названии которых спрятался нужный звук. Можно называть слова по очереди. Игра «Путешествие на ферму» Ребёнок называет слова с закрепляемым звуком, например, «Назови животных, в названии которых есть звук Р» (поросёнок, кролик).

Закреплять звуки в словах и предложениях можно на лексическом материале. Таким образом, будет осуществляться неразрывная связь автоматизации поставленных звуков с усвоением словаря и навыков словообразования. Самыми многофункциональными и интересными я считаю следующие игры: «Один-много», «Назови части целого», «Подбери признак», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Что лишнее?», «Чем похожи и чем отличаются», «Чего не бывает?», «Из чего сделан предмет?»

Особый интерес у детей вызывают игры, в которых он может проявить сообразительность и почувствовать себя взрослым:

Игра «Исправь малышку Милу» Логопед озвучивает куклу Милу, неправильно произнося или пропуская автоматизируемый звук в предложениях. Ребенок исправляет дефектное произношение куклы.

Игра «Найди ошибку» Ребенок должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее («Конь скачет на всаднике», «Капуста ест козу»).

Игра «Весёлый карандаш» (с использованием картинки-нелепицы). На этом этапе эффективен прием сопровождения движениями пальцев рук проговаривания речевого материала.

Игра «Волшебная веревочка» Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, скороговорки, чистоговорки.

Игра «Волшебная пружинка» (су-джок). Ребенок прокатывает колечко по пальцу, отрабатывая речевой материал.

Игра «Выложи предложение» Из спичек, счетных палочек, вырезанных заготовок ребенок выкладывает схему предложения, и проговаривает речевой материал.

На этапе автоматизации звуков в стихах и чистоговорках необходимо учитывать, что интересный материал воспринимается лучше, так как воздействует на эмоциональную сферу ребенка. Для этого заучиваем стихи со смешным, интересным и понятным ребенку сюжетом. Используем: стихи, чистоговорки, считалки, дразнилки, песенки. Сочиняем потешки (с опорой на картинки) : Саша шел, шел, шел и машинку нашел.

На этапе автоматизации звука в связной речи также используем разнообразный, интересный для детей речевой материал. Виды работы :

-по картинкам-нелепицам,

-пересказ текста по ролям,

-пересказ текста по опорным картинкам,

-пересказ по тексту и картинкам,

-работа с деформированным текстом,

-составление рассказа по картине,

-составление рассказа по серии сюжетных картин,

сочинение текста по предложенному началу и т. д.

Таким образом, совершенствование приемов работы по автоматизации звуков путем использования специальных игр и упражнений позволяет решить сразу несколько задач:

- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

- повысить познавательную активность и работоспособность детей;

- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.

Автоматизация звуков пройдет более успешно, если ребенок сам захочет заниматься. А это бывает тогда, когда занятия органично входят в жизнь ребенка, отвечают его интересам, увлечениям. Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию.

5. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Результаты диагностики показывают, что в течение первого и второго года обучения (2017 – 2019 уч. г. г.) произошли качественные изменения в звукопроизношении детей. При поступлении в логопункт ДОУ 100% детей имели низкий уровень формирования правильного звукопроизношения. К концу второго года обучения (май 2019 год) диагностика показала, что только у одного ребенка из 11 выпускников не автоматизирован поставленный звук (ребенок часто болел и плохо посещал детский сад, и он продолжит занятия на школьном логопункте. Остальные воспитанники имеют высокий уровень сформированности правильного произношения всех звуков русского языка. Таким образом, применение разнообразных приемов автоматизации звуков способствует совершенствованию и повышению качественного показателя речевого развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи и способствует подготовке к обучению в школе, их успешной адаптации к образовательному процессу, развитию положительных личностных качеств.

6. ТРУДНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДАННОГО ОПЫТА

Основная трудность при использования данного опыта состоит в необходимости применения большого количества наглядных материалов, игровых атрибутов, ноутбука. К каждому индивидуальному занятию требуется подготовить свой комплект наглядных материалов и пособий с учетом нарушенного у ребенка звукопроизношения и этапов автоматизации звуков. Была разработана система по автоматизации звуков, изготовлены и подобраны наглядный игровой материал на каждый закрепляемый звук.

7. АДРЕСНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОПЫТА

Применение данного опыта возможно в системе образовательно-воспитательного процесса. Данный опыт работы может быть полезен для учителей-логопедов, родителей и воспитателей дошкольных организаций.

Публикации по теме:

Прием «Живая кукла» на логопедических занятияхПрием «Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» – отличный способ разговорить даже самого застенчивого ребёнка. С её помощью можно.

Автоматизация звуков с помощью игровых приемовАвтоматизация звуков с помощью игровых приемов Уважаемые коллеги! Чтобы сделать ООД по автоматизации звуков интересной, разнообразной и в то же время продуктивной для ребенка, я предлагаю.

Детский рисунок на логопедических занятияхДетский рисунок на логопедических занятиях На всех видах занятий по коррекции речи детей мной используется рисование, что помогает совершенствовать ориентировку в пространстве, зрительное.

Игровые упражнения для автоматизации звуков в словахИгровые упражнения для автоматизации звуков в словах Игровые упражнения для автоматизации звука в словах. Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения звука в речи. После постановки.

Использование дыхательных упражнений на логопедических занятияхИспользование дыхательных упражнений на логопедических занятиях Для формирования правильной речи важное значение играет развитие речевого дыхания. На своих занятиях я использую дыхательные упражнения.

Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников.Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников. Повторяя один и тот же материал для автоматизации звука, ребенок очень быстро утомляется. Поэтому, чтобы заинтересовать детей, и сделать.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Видео и фотоотчет об индивидуальных занятиях с детьми на удаленкеВидео и фотоотчет об индивидуальных занятиях с детьми на удаленке Конструирование «Мой сказочный дом»Цель:предложить ребенку передавать свои представления о доме,развивать самостоятельность,усидчивость.

Загадки-добавлялки для автоматизации звуковЗагадки-добавлялки для автоматизации звуков Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предложены карточки на загадки Куликовской Т. А. для автоматизации звуков С З Ц Ш Ж Ч Щ Л Р в словах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков на индивидуальных логопедических занятиях
Опубликовано: 8 ноября 2020 в 23:57
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД