Получи документы

Советы для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников

Наталья Галкина
Советы для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников

Конечная цель ДОУ по формированию экологической культуры детей - это созданная модель готовности к охране при­роды выпускника детского сада экологической направленности. Это ожидаемый результат педагогического коллектива и ориенти­ровка на эту модель.

Что заложено в этой модели?

Мотивы поведения в природе, желание помочь ей, сберечь

ее богатства.

Требования к знаниям, которыми должен обладать

выпускник, - получают через занятия и заметки в газете, оформле­ние групповых уголков природы.

Публикация «Советы для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах

Должны быть сформированы экологические умения

у выпускника: умение критически оценивать окружающую среду,

свои поступки по отношению к природе; принимать экологически

грамотные решения с учетом этических, правовых, нравственных

норм поведения в природе.

4. Умения, которыми должен обладать выпускник: выполне­ние посильной работы по защите, уходу за окружающей средой; участие в исследовательской краеведческой работе совместно с педагогами, родителями.

В ДОУ может быть разработана карта экологической воспитанности дошкольников, где определены уровни (высокий, средний, низкий) по сформированости знаний, навыков, убежденности в необходимости охраны природы; разработаны ос­новные умения и навыки по экологии детей среднего и старшего дошкольного возраста, куда входят: общие умения; частные навы­ки; действия и операции.

Самое важное в экологическом образовании то, что в понятие «образование» входит обучение, воспитание и развитие : необходи­мо сформировать мер, поставлена цель: сформировать экологически куль­турное и экологически воспитанное поколение, ответственное за сохранение природы.

После цели выдвигаются задачи.

Для дошкольников они могут быть следующие:

Сформировать нормы правильного поведения в природе (ма­ло сказать, что так нельзя делать, надо научить, как необходимо

делать).

Развивать потребность в общении с природой (показать кра­соту природы).

3. Воспитывать нетерпимое отношение к действиям людей,

причиняющим вред природе, - более высокий уровень.

У любого аспекта воспитания есть свои принципы.

Одним из них является интеллектуальное, эмоциональное вос­приятие природной среды и практической деятельности по ее улучшению. И одним из важных является систематичность и не­прерывность экологического воспитания. И этот принцип мы должны взять в основу своей работы, в основу преемственных свя­зей детского сада, школы, детского центра творчества, станции юных натуралистов и, наконец, выйти на районные и областные общества охраны природы.

Какие же в связи с этим можно дать методические рекоменда­ции?

Во-первых, экологическое образование должно осуществляться в тесной связи с семьей, так как родители - первые люди, которым доверяет ребенок. Поэтому через лектории, семинары мы должны воспитывать экологическую культуру родителей.

В детском саду у воспитателей также есть пробел в экологиче­ской культуре и грамотности, так как интуитивно они убеждены, но знаний определенных нет. Это можно проверить через анкети­рование для выявления начального уровня экологической грамот­ности.

Воспитатели сами должны пройти этап экологического образо­вания.

Во-первых, для воспитателей рекомендуется организовать лет­ние прогулки с «погружением» в окружающую среду. Их может провести специалист, организующий экскурсию в природу (лес, поле).

Во-вторых, воспитатели должны приобрести навыки опытниче­ской работы в природе. Для этого надо наработать опытнические методички, которые могут научить воспитателей, как организо­вать опыты. Полезно организовать «Летние экологические школы», провести семинары с «Погружением» в условиях окружающей среды.

По экологической направленности предлагаем использовать следующие формы и методы работы с детьми:

1. Экологические беседы природоохранительной тематики:

«Отчего плачут деревья»; «Какую тайну мы знаем»; «О чем мечта­ла поляна».

2. Использование на занятиях эколого-педагогических ситуа­ций, экологических задач.

Чтение и обсуждение книг о природе и ее охране.

Путешествие в город; экскурсии в лес, поле, на водоем, на

которых рассказывается о правилах поведения в природе.

Заложение экологической тропы.

Проведение экологической недели, где предусматриваются:

конкурсы-турниры знатоков природы;

комплексные игры-путешествия по тропе Берендея;

организация выставок «Природа и фантазия»;

экскурсия по экологической тропе;

творческие экологические конкурсы;

викторина «Знаешь ли ты природу родного края»;

выставка рисунков «Как прекрасна земля», «Как прекрасен

этот мир».

7. Инсценированные страницы:

лесные карнавалы;

«Новогодние приключения в лесу»;

балы цветов;

конкурсы сухих цветов «Осенние мотивы».

8. Проведение экологического дня : день природы; день леса;

день Берендея; «Лесная гостиная» - встреча с лесничим; «Поляна

чудес» - экскурсия в лес, поле; «Зеленая аптека» - сбор лекарств,

трав; «Соловушка» - концовка песен о природе и ее охране; «На

лесной опушке»; «Радуга» - конкурс рисунков «Как прекрасен этот

мир»; «Цветочная гостиная» - праздник цветов; «Игрище царя Бе­

рендея» - час занимательных экологических подвижных игр; «Лу-

жайка-поиграйка»; викторина «Деда-природоведа»; «Что, где, ко­

гда растет в нашем крае».

9. Трудовые «Экологические операции» (практическая дея­

тельность детей).

Операция «Зеленая аптека» - сбор лекарственных растений:

знакомство детей с гербариями лекарственных растений.

знакомство с правилами сбора.

Операция «Скорая помощь» раненому дереву.

Операция «Птицеград» - сбор кормов или «Нам птицы скажут спасибо».

«Птичий дом» для подкормки зимующих птиц. Операция «Красная книга» или «Красная тетрадка» :

изучить растения и животных родного края;

не рвать редкие исчезающие растения;

охранять все живое в родном крае.

В каждом детском саду должна быть «Красная тетрадка»,

в ко­торой заносятся сведения о растениях и животных,

подлежащих строгой охране.

«Устный журнал», направленный на просвещение

детей системой экологических знаний. В нем могут быть 3-5 страниц.

1-я страница. «Природа нашей области» (природа родного края).

2-я страница. «Заповедные зоны Донбасса» (охраняемые

природные территории).

3-я страница. «С природой на Вы» или «Знайка и Незнай­ка»

(о правилах поведения в природе, в туристическом походе).

4-я страница. «По страницам Красной книги» или

«Стра­ницы Красной книги нашей области».

5-я страница. Викторина «Деда-природоведа».

Вести устный журнал могут воспитатель, школьник, дети, по­сещающие станцию юных натуралистов.

Называется каждая страница.

Уместны музыкальные заставки от страницы к странице. В оформлении страниц можно использовать плакаты о природе, ри­сунки, фотографии, слайды, выставка иллюстраций из журналов.

В качестве итога работы с дошкольниками педагоги могут соз­дать «Модель готовности к охране и защите природы выпускника детского сада» - ожидаемый результат, у которого будет сформи­рована система экологических знаний на основе вышеуказанных форм и методов работы, будут приобретены элементарные эколо­гические умения : оценивать состояние окружающей природной среды, доступной их возрастному пониманию; оценивать свои по­ступки и поступки других людей по отношению к природе; соблю­дать правила поведения в природе, а также дети будут готовы сами участвовать в охране и защите окружающей среды, в опытническо-исследовательской работе.

Для этого надо наработать методику изучения уровня сформи­рованное экологической воспитанности дошкольника.

Главным показателем экологической воспитанности дошколь­ников будет их практическая деятельность и поведение в природе, приобретение природоохранительных умений и навыков.

Публикации по теме:

Консультация для родителей по экологическому воспитанию дошкольников «Человек и природа» "Дети и природа" Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: - воспитание гуманного отношения к природе (нравственное.

Конспект занятия для старших дошкольников по экологическому воспитанию «Вода — это жизнь»Конспект занятия для старших дошкольников по экологическому воспитанию «Вода — это жизнь» В море я всегда солена, А в реке я пресна. Лишь в пустыне раскаленной Мне совсем не место (вода). 22-го марта отмечается Международный День.

Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии по экологическому воспитанию дошкольников» «Современные образовательные технологии по экологическому воспитанию дошкольников» Консультация для педагогов Подготовила: воспитатель Азимова.

Консультация для воспитателей и педагогов «Советы по воспитанию дружеских отношений в группе» Предлагаю вашему вниманию 10 пунктов, советов психолога воспитателю ДОУ, реализуя которые можно достичь значимых результатов в формировании.

Консультация для родителей по экологическому воспитанию дошкольников «Не причиняй вреда природе» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ НЕ причиняй вреда природе! С чего же начать ознакомление малыша с природой?.

Консультация для воспитателей ДОУ «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников» Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной.

Лэпбук по экологическому воспитанию дошкольниковЛэпбук по экологическому воспитанию дошкольников Лэпбук по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста. Лэпбук содержит задания и материалы, которые должен знать об экологии.

Постановка театральной сказки по экологическому воспитанию «Жалобная книга природы» для старших дошкольниковПостановка театральной сказки по экологическому воспитанию «Жалобная книга природы» для старших дошкольников Цель: Формировать у детей экологическую культуру природопользования посредством театральной деятельности. Задачи: • Закреплять знания.

Презентация по экологическому воспитанию «Правила поведения в лесу» для дошкольников Презентация по экологическому воспитанию "Правила поведения в лесу" для дошкольниковПрезентация основана на тезисных высказываниях по принципу.

Советы родителям по воспитанию дошкольников "10 советов маме, которые помогут папе обрести взаимопонимание с малышом" 1. Пусть папа приобщается к уходу за ребенком с первых дней жизни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Советы для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников
Опубликовано: 23 декабря 2018 в 09:11
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД