Лучший педагог года

Совместная деятельность детей в разновозрастных группах в условиях Цссв

Власова Татьяна Петровна
Совместная деятельность детей в разновозрастных группах в условиях Цссв

Известно, что роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. Именно семья формирует у ребенка необходимые качества для дальнейшей самостоятельной жизни.

В последние годы прошел процесс реформирования системы интернатных учреждений. Модернизация учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлена на востановление нормального полноценного детства, на успешную подготовку воспитанников к самостоятельной жизни и развития у них качеств, необходимых для успешной социальной адаптации.

Публикация «Совместная деятельность детей в разновозрастных группах в условиях Цссв» размещена в разделах

Для этого взята модель многодетной русской семьи – разновозрастная семейная группа, где есть старшие и младшие, братья и сёстры, т. е. разнополый и разновозрастный состав группы. Только находясь в такой группе, ребёнок адекватно устраивает всё многообразие социальных ролей, существующих в обществе. В старину, когда ребенок рос в большой семье, в окружении младших и старших братьев проблем с ним не было. У каждого члена семьи, в зависимости от возраста, были свои обязанности. Подражая старшим, младшие неосознанно усваивали способы поведения. Сама атмосфера семьи воспитывала ребенка.

Состав детей, поступающих в Центры содействия семейному воспитанию неоднороден по возрасту, полу, умственному и физическому развитию, причинам, приведшим их в это учреждение. Но чаще все они – дети с разрушенной системой личностных деформаций, с искажёнными личностными установками, с низким уровнем социальной нормативности, с примитивными потребностями и интересами. Приняв от взрослых полную меру жестокости, дети и сами ожесточаются. Они ценят физическую силу, изворотливость, злость, власть над другими, умение найти выход из любого положения, приспособиться к любым условиям. Бродяжничая, многие из них узнают вкус лёгкой наживы.

Дети, растущие вне семьи, часто испытывают дефицит социального признания собственной ценности со стороны окружающих, что затрудняет нормальное развитие их личности. Вследствие неудовлетворённой потребности в родительской, материнской любви у них искажено нравственное сознание – понятие о добре и зле, ограничен круг потребностей, интересы носят примитивный характер.

Попадая в ЦССВ, дети естественно не сразу адаптируются к новой социальной среде. Требуется немало усилий, чтобы состоялось их социальное возрождение.

Работа социального педагога разновозрастных групп в условиях Центра, сложна и ответственна. Она требует больших сил и умений, знаний и навыков, терпения и «большого доброго сердца». Исходя из этого, педагог должен проводить работу по воспитанию и обучению детей не только с учетом особенностей умственного, психического, физического состояния детей, но и учитывать их возрастной уровень. Социальный педагог должен уметь обеспечить коррекционную направленность воспитательской работы по всем видам деятельности ребенка и осуществлять ее по спирали: на каждом следующем этапе деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются.

В условиях разновозрастной группы ЦССВ социальный педагог учит детей определенным стилям поведения, как с младшими, так и со старшими. Это способствует успешной адаптации ребенка к новой социальной ситуации. Среди детей разного возраста ребенок последовательно и гармонично проходит взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир. У старших ребят есть свои обязанности, они – главные помощники педагога. Они могут придти на помощь младшим, помирить малышей. В условиях разновозрастной группы ребенок быстрее осваивает правила жизнедеятельности учреждения, ему начинают доверять серьезные дела. Ребенок учится правильно вести себя, творчески повторяя действия старших, перенимая их опыт.

Во взаимодействии детей разного возраста существует такая особенность, что младшие дети испытывают потребность в совместной деятельности со старшими детьми, стремление непосредственно участвовать в их играх, жизни. В каком-то смысле, более взрослые дети начинают выступать для младших в качестве образца. Хорошие взаимоотношения детей в разновозрастной группе составляют основу для переживания ребенком эмоционального благополучия. Неодобрение, отказ от контактов воспринимаются младшими детьми крайне тяжело. Поэтому ребенок стремится действовать согласно поведению более взрослого и постепенно усваивает те нормы, правила и оценки, которые от них исходят. Очень важно, педагогам, специалистам, работающим в ЦССВ с разновозрастным контингентом детей постоянно контролировать и корректировать поведение подростков, чтобы младшие дети не перенимали тот негативный, отрицательный опыт, который есть у большинства подростков данных учреждений. Необходимо детям с таким жизненным опытом давать как можно больше позитивной информации, посредством чтения вслух художественной литературы, примеров из жизни педагогов, бесед с гостями различных профессий и т. д. Постепенно выполнение правил и соблюдение норм поведения, благодаря постоянной связи с положительными эмоциональными переживаниями начинает восприниматься ребенком как нечто само по себе положительное, выступать в обобщенной форме, которую можно обозначить словом «надо». Это и есть та моральная инстанция, которой начинает руководствоваться подросток и которая выступает для него не только как знание (надо поступать так-то, но и как непосредственное переживание необходимости поступать так, а не иначе.

Большого мастерства от социального педагога, четкости и слаженности работы всего обслуживающего персонала, создание спокойной и доброжелательной обстановки, внимательного отношения взрослых ко всем детям, особенно к младшим, требует организация бытовых умений в условиях разновозрастной группы. Все это важно потому, что в небольшое время, которое по режиму отводится для проведения этих жизненно важных процессов, необходимо не только правильно и быстро обслужить детей, накормить, одеть и т. д., но и в соответствии с программными требованиями обеспечить формирование необходимых для детей каждого возраста культурно-гигиенических навыков. В процессе повседневной деятельности у детей следует воспитывать привычки правильного поведения в коллективе, дружеские взаимоотношения. К бытовым умениям относится: уборка постели, уход за одеждой, уборка и мытьё посуды, уборка помещений. Общение старших и младших детей в процессе формирования бытовых умений чрезвычайно важно для развития личности и тех и других. Педагогам, работающим в разновозрастной группе, надо знать особенности каждого возраста, предвидеть, чему дети могут подражать, чему способны научить друг друга. Старшие дети могут передать младшим свой опыт в области самообслуживания, хозяйственно-бытовых и гигиенических навыков. Основным условием при этом является их совместная деятельность по выполнению различных поручений и обязанностей. В разновозрастной группе поручения могут иметь место в течение всего дня. Одни из них вызваны повседневной жизненной необходимостью (подготовка к занятиям, еде, сну, уборка помещений, другие специально организуются воспитателем в целях формирования или закрепления у детей взаимоотношений, умения сотрудничать, и имеют вполне педагогическую направленность. Поручения следует давать всем детям, но с учётом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей. Важно определить долю участия каждого ребёнка в выполнении общего задания (например, генеральная уборка помещений) помочь ему проявить самостоятельность в совместной деятельности с другими детьми. Старшие дети хорошо справляются с порученной работой на отведённом им участке, а малыши испытывают затруднения (не могут долго работать на одном участке, часто отвлекаются и переходят на другой участок работы). Они могут наблюдать за трудом старших, быть им помощниками: ходить полоскать тряпочку для пыли, относить мусор в ведро, подавать поддоны от цветочных горшков, протирать пыль на небольшом участке и т. п. Однако уборка как самостоятельное дело для них непосильна и это старшие воспитанники должны знать, дети младшего возраста приобщаются к совместной деятельности со старшими, выполняя посильную часть общего дела. Независимо от возраста в течение дня каждый ребёнок должен выполнить какое-то поручение, способствующее формированию бытовых умений: положить на место забытую вещь, игрушку; поставить стул, убрать, подвинуть; подать нужный предмет и др. Педагог может предложить старшему ребёнку сделать это совместно с малышом. Необходимость таких заданий связана с недостаточным усвоением некоторыми детьми навыков самообслуживания, а также правила «Каждой вещи своё место». Такие поручения доступны для детей всех возрастов. Они различаются требованиями к качеству, к степени самостоятельности и темпу при выполнении: чем старше ребёнок, тем выше требования. Наиболее эффективной в воспитательном отношении формой формирования бытовых умений через общение в разновозрастной группе является просьба или предложение, причём непременно с обоснованием, зачем нужно это делать. Например, «Саша, хочешь помочь Соне убрать игрушки? А то здесь беспорядок и очень неуютно». Социальный педагог может мотивировать необходимость помощи тем, что младших товарищей надо научить тому, что сами старшие умеют делать быстро и ловко. В процессе формирования бытовых умений педагог должен быть рядом с детьми. Надо, чтобы дети в процессе работы постоянно чувствовали интерес взрослого, его внимание к тому, что они делают.

Организуя деятельность по формированию бытовых умений в разновозрастной группе, надо стремиться к тому, чтобы она доставляла детям радость, приносила удовлетворение. Подключая старших, необходимо предварительно разъяснить, в чё м заключается их помощь: спокойно рассказывать и показывать малышу, как заправлять кровать, складывать аккуратно одежду на стуле, чистить зубы, убирать посуду и т. д. Терпеливо подождать, посмотреть, как у него получается, не спешить сделать всё за ребёнка. Однако педагог не должен рассматривать старших детей только как своих помощников и возлагать на них часть своих обязанностей по уходу за младшими, поскольку у старших остаётся меньше времени на самостоятельную деятельность, а у младших формируется иждивенческое отношение к окружающим. У старших и младших детей могут возникать взаимные симпатии. Малыши из старших детей выбирают себе «маму» или «папу». На основе такого взаимного общения быстрее формируются бытовые умения.

Старшим детям важно рассказать, что при воспитании у малышей навыков следует соблюдать принцип постепенности – от простого к сложному. Навыки формируются на протяжении всего детства, от года к году, расширяются в объеме и усложняются. Следует сосредотачивать внимание детей на совершенствование отдельных умений, в первую очередь тех, которыми дети владеют еще плохо или не владеют совсем. В зависимости от конкретных задач надо подбирать и методику педагогического воздействия (в одних случаях – показ, в других – напоминание и т. п.). Воспитание культурно-гигиенических навыков – процесс сложный и длительный. Одни умения формируются на протяжении всего детства (правильно пользоваться приборами и т. п., а другие важно сформировать в определенном возрасте, а на их основе в дальнейшем будут решаться новые задачи.

Правильная организация общения воспитанников в разновозрастной группе позволяет решить несколько задач: формирование самостоятельности детей в быту и их нравственное воспитание в процессе формирования бытовых умений.

Большое внимание надо уделить совместной деятельности всех воспитанников на прогулке. Необходимо планировать таким образом, чтобы заинтересовать и маленьких, и больших детей. Чаще всего старшие воспитанники с удовольствием выполняют роль помощников воспитателя. Во время прогулок – наблюдений старшие закрепляются за младшими и помогают им увидеть те или иные особенности окружающего мира. Наблюдают за временными изменениями в природе, рассматривают кустарники, деревья, траву и цветы. Собирают с малышами опавшие листья, рассматривают их, обсуждают цвет, форму. Закрепляют навыки по правилам уличного движения, культуры поведения и т. д. Старшие дети контролируют правильность следования этим правилам младших детей. Поэтому им в первую очередь необходимо самим все это знать. Впечатления, полученные на прогулке, могут служить материалом для организации педагогом в дальнейшем совместной творческой деятельности воспитанников.

Но не следует забывать о двигательной активности на прогулке. При этом важно:

- следить за физическими нагрузками, чередовать игры и занятия разной степени подвижности, не допускать, чтобы малыши, подражая старшим воспитанникам выполняли вредные и трудные для них движения (висели на руках, забирались на высокие лестницы);

- подвижные игры с младшими детьми целесообразно проводить в середине прогулки, а со старшими сразу после выхода на участок или в конце прогулки, перед возвращением в группу.

В зависимости от цели и физических нагрузок подвижные игры могут проводиться со всеми детьми, с двумя смежными, подгруппами и отдельно с одной группой.

Важно, чтобы несколько раз в течение недели планировались и отдельно проводились подвижные игры с самыми старшими детьми, т. к. при совместной организации игр физическая нагрузка у старших детей оказывается недостаточной.

Организация учебного процесса в условиях разновозрастной группы имеет свои особенности и сложности. Она требует от педагога знания школьных программ всех возрастных групп, умения сопоставлять требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

Подготовка домашнего задания состоит из 2-х этапов.

На первом этапе - предварительная беседа педагога со всей группой.

На этом этапе педагог решает следующие задачи:

1. Настрой детей на выполнение домашнего задания. Воспитатель разъясняет, каким должно быть отношение к заданиям, указанным вопросам, нацеливает на приобретение новых умений, на закрепление уже изученного материала.

2. Выяснение заданного на дом задания через просмотр дневников. Далее происходит непосредственное выполнение домашнего задания. Как правило, подготовка домашних уроков начинается с приготовления письменных заданий. Она осуществляется через групповую форму организации. Уникальность такой работы обеспечивается такими её признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися. Дети выполняют учебное задание совместно в составе группы. Руководство воспитателя опосредованное. Педагог руководит работой всей группой в целом. Его основные задачи:

• инструктаж по выполнению задания,

• проверка правильности выполненного задания.

Иногда в группу попадают дети с очень низким уровнем знаний и умений. Такие дети, как правило, требуют индивидуальной помощи от педагога. Старшие школьники, после выполнения своих заданий, могут выступать в роли активных помощников педагога в подготовке домашнего задания с малышами школьниками. В этих условиях младший школьник эффективно овладевает учебной деятельностью, и у него появляются предпосылки самому оказаться в роли помощника воспитателя.

После выполнения письменных заданий, дети приступают к подготовке устных. Здесь находит применение групповая работа. Она состоит из 3-х моментов:

• Самостоятельное изучение заданного материала.

На этом этапе дети самостоятельно читают заданий материал, пытаются

ответить на вопросы.

• Помощь воспитателя или старших школьников.

На этом этапе важно выяснить, как ребёнок понял прочитанное и сумеет ли ответить на вопросы. Это происходит в процессе общей беседы.

• Для закрепления материала дети пересказывают изученный материал друг другу. Последним повторить материал лучше предложить более слабому ребёнку.

В процессе групповой работы очень важно научить детей проявлять сочувствие к ошибкам товарищей, разъяснить, как следует поступать, чтобы помочь друг другу.

Формами повышения мотивации к обучению в условиях ЦССВ являются :

- постоянно присутствующая групповая поддержка результата деятельности каждого ученика (разновозрастная группа ежевечернее позитивно оценивает пусть даже малые учебные достижения каждого ребенка, тем самым создается ситуация успешности для каждого воспитанника, так необходимая этим детям;

- «праздник первой хорошей оценки» - ребенок принес первую за время пребывания в Центре высокую положительную оценку – это становится общим праздником с обязательной выпечкой «праздничного» именного пирога и все дети знают благодаря кому они едят этот пирог.

Все дети, несомненно, талантливы и задача педагога, выявить его у каждого ребенка. На досуговых мероприятиях в ходе взаимодействия дети быстрее знакомятся, находят друзей. Важно в процессе проведения мероприятия показать детям, что они одна семья, в которой нужно жить дружно и помогать друг другу. Подготовка к досуговому мероприятию - это целый комплекс дел взрослого и детского коллективов. А самое главное, что для каждого ребёнка при подготовке досугового мероприятия и во время его создаётся ситуация успеха и радости. Это настоящие театрализованные представления, в которых каждый воспитанник в возрасте от 3-х до 18 лет имеет возможность раскрыть и показать своё внутреннее «я», свою индивидуальность, приобретая при этом умение держаться, владеть собой, а также навыки артистичности, высокого уровня выразительности речи. Например, во время игровой программы старшие воспитанники исполняют роль ведущих или сказочных героев, «работают» ди-джеями, изготавливают посильные декорации и костюмы, а младшие ребятки на этой программе показывают концерт.

Педагогу важно помнить о том, что дети, попадающие в Центры содействия семейному воспитанию, имеют ряд эмоциональных проблем. И необходимо психологически грамотно предлагать им взять на себя те или иные роли (если в этом есть необходимость). Может быть, даже предоставить возможность для выхода чувств и эмоций, в том числе и негативных. Необходимо заранее предвидеть возможные сложности и помочь ребятам избежать их. Лучше создавать ситуации успеха, чем потом реагировать на неудачи. Это необходимо и для самоутверждения ребят, и для укрепления их веры в себя.

Из выше перечисленного можно сделать вывод, что если дети по каким- либо причинам находятся не в семье, то альтернативной формой воспитания является группа, сформированная по семейному типу. Где дети знакомятся с моделью построения семейных отношений, развивают необходимые для жизни качества, как общение с взрослыми, сверстниками, с маленькими детьми, умение планировать, доводить начатое до конца и др.

Расширяя границы своей деятельности, дети приобретают новый опыт социального поведения, делают шаги в мир ответственности.

Список литературы:

• Педагогическое сопровождение социализации воспитанников интернатных учреждений и учащихся общеобразовательных школ в образовательном пространстве Камчатского края / В. Н. Ефименко, Ю. В. Стафеева, И. М. Яковленко, Е. В. Ковалева; под ред. Ю. В. Стафеевой. - Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга, 2013.

• Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481

деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей"

• Постановление Правительства России от 19 декабря 2018 г. №1586 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

• Шульга Т. И. Смысложизненные ориентации выпускников интернатных учреждений // Вестн. МГОУ. Сер. : Психол. науки. — 2010. — №1.— С. 5–11.

Публикации по теме:

Презентация «Проектная деятельность как совместная деятельность детей, родителей, воспитателей»Презентация «Проектная деятельность как совместная деятельность детей, родителей, воспитателей» 01.11.2018 года на базе нашего детского сада БДОУ МО Динской район "Детский сад №37" проходил районный семинар "Взаимодействие с родителями.

Фотоотчет «Гербарий» совместная деятельность родителей и детейФотоотчет «Гербарий» совместная деятельность родителей и детей Авторы: Герасимова А. И., Турбаева С. М. Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами нашей очередной разработкой.

Фотоотчет «Огород на окне» в разновозрастных группахФотоотчет «Огород на окне» в разновозрастных группах Традиционно в нашем детском саду, каждую весну, на окне появляется маленький огород. Это лук, зелень, это те растения, которые неприхотливы.

Лепим вместе (совместная деятельность детей и родителей).Лепим вместе (совместная деятельность детей и родителей). Мы с детьми пригласили родителей для участия в мастер - классе по лепке из глины. Цель данного мероприятия: вовлечение родителей в совместную.

Оформление к празднику «8 Марта» в разновозрастных группахОформление к празднику «8 Марта» в разновозрастных группах Доброго времени суток уважаемые друзья и коллеги! Сегодня я хочу рассказать как, мы (педагоги) МБДОУ "Дельфин" создали праздничную атмосферу.

Оформление к празднику «День защитника Отечества» в разновозрастных группахОформление к празднику «День защитника Отечества» в разновозрастных группах Доброго времени суток уважаемые друзья и коллеги! Продолжаю рассказывать о том как мы в детском саду "Дельфине" готовились к празднованию.

Совместная деятельность детей и воспитателя «Гроздь рябины»Совместная деятельность детей и воспитателя «Гроздь рябины» Воспитатель рассказывает рассказ В. А. Сухомлинского «Птичья кладовая», постепенно сопровождает рассказ картинками, прикрепляя их на ковралин.

Совместная деятельность — первые уроки творчества в условиях адаптацииСовместная деятельность — первые уроки творчества в условиях адаптации В продолжении консультации для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности.

Стенгазеты. Совместная работа с родителями и детьми разновозрастных группСтенгазеты. Совместная работа с родителями и детьми разновозрастных групп Стенгазеты. Совместная работа с родителями и детьми разновозрастных групп. Воспитатель Арутюнян Л. А. Для современного общества качественная.

Украшаем дом к Новому году. Совместная деятельность детей и родителейУкрашаем дом к Новому году. Совместная деятельность детей и родителей Украшаем дом к Новому году. Совместная деятельность детей и родителей. (Часть первая) Здравствуйте, уважаемые коллеги. Не так много времени.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совместная деятельность детей в разновозрастных группах в условиях Цссв
Опубликовано: 23 апреля 2021 в 01:53
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД