Получи документы

Совместный эколого-познавательный проект детского сада и семьи «От росточка до цветочка»

Ираида Становова
Совместный эколого-познавательный проект детского сада и семьи «От росточка до цветочка»
▼ Скачать + Заказать документы

Совместный образовательный проект детского сада и семьи эколого-познавательной направленности «От росточка до цветочка»

Группа №6 компенсирующего вида

«Лесная сказка» для детей 4-7 лет с ОВЗ

Авторы и реализаторы проекта: воспитатели: Июдина Н. И., Брыжахина О. В.

учитель – дефектолог: Становова И. С.

Содержание

Публикация «Совместный эколого-познавательный проект детского сада и семьи „От росточка до цветочка“» размещена в разделах

1 Организация опытно-экспериментального исследования по методу проекта в дошкольном учреждении

1.1 Пояснительная записка

1.2 Актуальность

1.3 Информационная карта

1.4 Проект «От росточка до цветочка»

1.5 Ожидаемые результаты

1.6 Предварительная работа

1.7 Практическая часть проекта

2 Заключение

3 Список литературы

4 Приложения

1. Организация опытно-экспериментального исследования по методу проекта в дошкольном учреждении.

1.1. Пояснительная записка.

Ребёнок с ОВЗ познаёт всё долго при многократном повторении одних и тех же явлений и событий в течении 3-4 летнего пребывания в детском саду. Постоянно живущие в доступной близости растения позволяют педагогам правильно организовывать два вида взаимодействия с ними.

Во-первых, общение как специфический вид деятельности, при котором зарождаются чувства ребёнка (сочувствие, сопереживание, любовь, восприимчивость к красоте и т. д.).

Во-вторых, познание явлений и закономерностей жизни природы через конкретные примеры растений детского сада.

Территория детского сада неотъемлемая часть экологического пространства, ее наследие. Детский сад имеет возможность для раннего приобщения детей к труду в природе. В процессе совместной деятельности с взрослыми, во время выполнения обязанностей дежурных в уголке природы или работая на огороде, цветнике, приобретают разнообразные трудовые навыки, осваивают приёмы ухода за растениями. По традиции педагоги и воспитанники группы готовят рассаду для посадки на клумбы прилегающей территории.

Для расширения знаний воспитанников о культурных и дикорастущих растениях, знакомства их с особенностями выращивания цветочных культур был разработан проект «От росточка до цветочка», реализуя который ребята с ОВЗ знакомятся с выращиванием рассады для озеленения участка и ухода за высаженными растениями.

В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, при которых ребенок наблюдает за проведением опыта, и имеет возможность поучаствовать в нём.

Данный проект позволяет детям с ОВЗ прикоснуться к природе, внести частичку своего труда окружающую красоту.

Проект охватывает предметные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Проект «От росточка до цветочка» направлен на развитие экологической культуры, познавательно-исследовательской деятельности, коммуникативных умений, формирование положительного отношения к труду (воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам). На протяжении работы над проектом воспитанники смогут проявлять инициативу, участвовать в опытах и экспериментах, учиться самостоятельно делать определенные выводы и подводить элементарный итог собственной деятельности.

1.2 Актуальность

Дошкольное детство – ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Экологическое воспитание дошкольников - это непрерывный процесс воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей с ОВЗ - это чрезвычайно важная проблема настоящего времени, связанная с практикой обеспечения детей с нарушением интеллекта базовыми экологическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для осознанного поведения в окружающей среде.

1.3 Информационная карта

Название проекта: «От росточка до цветочка»

Направление проекта: эколого-познавательный

Вид проекта: продукционный, практико-ориентированный, творческий

Исполнители проекта: педагоги группы, родители, дети с ОВЗ

Деятельность в рамках проекта: выращивание рассады цветочных растений для озеленения территории детского сада; высаживание на клумбы; подготовка к конкурсу «Мой любимый участок» .

Сроки реализации проекта Март – сентябрь (среднесрочный)

1.4 Проект «От росточка до цветочка»

Проблемный вопрос: "Откуда на клумбах появляются цветы?"

Цель проекта: обеспечение условий для экологического и трудового воспитания, расширение представлений об окружающем мире через наблюдения, опытническую и экспериментальную деятельность.

Задачи:

1. Подготовить детей с ОВЗ к трудовой деятельности, необходима систематическая и напряжённая работа педагогов по формированию правильного отношения к труду. Подготовка к труду, является одним из важнейших аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации детей с ОВЗ, направлена на достижение социального комфорта и равноправия в обществе.

2. Познакомить детей с ОВЗ с условиями выращивания растений, правилами и последовательностью работ по уходу за ними.

3. Формировать умения и навыки выращивания растений, развивать интерес к труду.

4. Развивать интерес у детей с ОВЗ к природе, чувство ответственности за сохранение зеленых насаждений.

5. Обогащать словарный запас. Активизировать внимание, память, развивать логическое мышление.

6. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, добиваться результатов, воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Методы проекта:

Продуманная организация и оборудование зоны природы должны также обеспечить возможность осуществлять экологическое воспитание детей соответствующими методами:

-проводить многоразовые наблюдения объектов природы

-фиксировать наблюдаемые явления доступными для детей способами

-обсуждать увиденное

-осуществлять уход за обитателями зоны природы,

-отражать впечатления в разных формах художественной и игровой деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

1.5 Ожидаемые результаты.

1. Развитие познавательного интереса детей с ОВЗ, расширение представлений о садовых цветах.

2. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к садовым цветам.

3. Готовность участвовать в практической деятельности (посадка, уход за цветами).

4. Формировать навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

5. Вызывание желания передавать свои чувства от общения с природой в продуктивной творческой деятельности.

6. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

1.6 Предварительная работа.

1. Март. Ознакомительная консультация родителей относительно назначения проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

2. Апрель. Выставка книг, статей с рассказами, стихами о цветах, организованная с помощью родителей.

3. Март. Выбор и приобретение семян цветочных культур с помощью родителей. Вызвать интерес к выращиванию цветов.

4. Март - Апрель. Подбор методической, справочной, художественной литературы по тематике проекта. Создать условия для реализации проекта «От росточка до цветочка». Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений на окне.

5. Март. Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток по тематике. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.

6. Март - Август. Изобразительная деятельность, дидактические игры, аппликация, лепка по тематике. Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно.

7. Май - Август. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций в книгах. Познакомить детей с творчеством писателей.

1.7 Практическая часть проекта.

Этапы реализации проекта

IОрганизационный этап:

1. Ознакомление родителей с целями и задачами проекта «От росточка до цветочка», определение их роли в проекте.

2. Приобретение для проведения проекта земли, семян для посадки.

3. Подбор различных наглядных пособий.

4. Составление перспективного плана по реализации проекта.

II Основной этап

1. Создание и поддерживание экологически-необходимых условий для выращивания растений.

2. Выращивание рассады, высадка на клумбу и уход за цветочными растениями.

3. Рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением цветов, чтение книг о цветах, дидактические игры на развитие психических процессов по тематике, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) с целью формирования элементарных представлений по разделу "Окружающий мир".

4. Совместный труд со взрослыми.

5. Наблюдения, экспериментальная деятельность в группе и на прогулках.

III Обобщающий этап

1. Презентация проекта в форме фотовыставки.

2. Обобщение опыта на уровне ДОУ.

План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта «От росточка до цветочка».

1. Март. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатели, родители.

2. Март - август. Консультации для родителей по реализации проекта. Сформировать представление у родителей по данной теме. Воспитатели.

3. Март - апрель. Подбор наглядно – дидактических пособий, дидактических игр, демонстрационного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «От росточка до цветочка». Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений на окне». Воспитатели, Учитель – дефектолог, родители.

4. Март. Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений. Учитель - дефектолог.

5. Март. Рассматривание цветочных семян. Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. Учитель - дефектолог.

6. Март. Практическая деятельность: посадка семян бархатцев, астр, георгин, настурции, петунии. Вызвать интерес к выращиванию цветов. Воспитатели.

7. Март - апрель. Опыт - наблюдение за ростом рассады бархатцев, астр, настурции в благоприятных и неблагоприятных условиях. Получить необходимые условия для роста растений (свет, вода, тепло). Воспитатели.

8. Март - август. Рисование, раскрашивание детьми цветов; обводка по шаблону, трафарету. Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно. Воспитатели.

9. Март - август. Конструирование цветов из прищепок. Развивать мелкую моторику; умение соотносить по цвету. Воспитатель.

10. Март - август. Штриховка цветными карандашами по контуру цветов. Развивать графические навыки. Учитель – дефектолог.

11. Март - август. Дидактическая игра «Собери цветок». Развивать мелкую моторику; умение соотносить по цвету, конструировать по образцу. Учитель – дефектолог.

12. Март. Поделка «Букет для мамы». Учить намазывать деталь клеем, правильно приклеивать. Воспитатель.

13. Март - август. Обводка по шаблону «Цветы». Учить правильно держать карандаш, вести прямую линию. Учитель - дефектолог.

14. Март - август. Конструирование «Клумба с цветами». Учить действовать по образцу, правильно подбирать детали. Воспитатель.

15. Апрель. Участие в конкурсе «Космические цветы». Воспитывать желание заниматься творчеством в семье. Родители с детьми.

16. Апрель - май. Изобразительная деятельность «Первоцветы». Учить рисовать кистью, набирать краску, наносить мазки. Воспитатель.

17. Март - май. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание, пикирование. Учить ухаживать за растениями. Воспитатели.

18. Март - август. Дидактическая игра «Найди цветок». Закреплять умения различать цветы, находить нужный цветок среди других по форме и величине, называть его. Учитель - дефектолог.

19. Март - апрель. Пазлы, разрезные картинки, кубики с картинками по теме: «Цветы» Развивать мелкую моторику и координацию движений, тренировать способность видеть задание многогранно, развивать логику. Учить принимать решения самостоятельно. Учитель – дефектолог.

20. Май. Фотоотчёт для родителей. Приобщить родителей к созданию в группе уголка природы, знакомству детей с растениями, уходу за ними. Воспитатели.

21. Март - август. Отгадывание загадок про цветы. Развивать мышление, память, внимание. Учитель – дефектолог.

22. Июнь. Лепка из пластилина цветов. Оформление мини-клумбы «Аленький цветочек». Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки. Воспитатель.

23. Июнь. Высадка окрепшей рассады бархатцев на клумбу. Учить оказывать взрослым посильную помощь. Воспитатели.

24. Июнь. Труд в природе. Подготовить клумбы к высадки рассады цветов. Формировать интерес к результату своего труда. Воспитатели, родители.

25. Июнь - август. Уход за высаженной рассадой на клумбе. Формировать у детей умения ухаживать за растениями (полив, рыхление, прополка). Воспитатели.

26. Июнь - август. Наблюдения: «Как растут наши цветы?». Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. Воспитатели.

27. Май - август. Чтение художественных произведений о цветах. Познакомить детей с творчеством писателей. Воспитатели.

28. Конец августа. Итоговая беседа «Юные цветоводы». Закрепить знания детей, полученные во время реализации проекта. Воспитатели.

29. Конец августа. Фото-презентация «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями» Вызвать у родителей интерес к совместной деятельности с детьми. Воспитатели, родители.

30. Конец августа. Выставка детских рисунков связанных с тематикой проекта. Развивать творческие способности детей. Воспитатели.

31. Сентябрь. Анализ результатов. Рассматривание с детьми цветов на клумбах в сентябре. Воспитатели.

Заключение

Благодаря проведенной работе воспитанники разновозрастной группы №6 познакомились с цветочными растениями, с наиболее благоприятными условиями их прорастания, обрели практический опыт ухода за живыми объектами, что способствует формированию экологической культуры у дошкольников.

По реализации проекта «От росточка до цветочка» были получены следующие результаты:

1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.

2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

4. Дети увидели многообразие посевного материала.

5. Дети получили опыт бережного отношения к растительному миру.

6. Дети получили опыт уважительного отношения к труду.

7. Родители приняли активное участие в проекте «От росточка до цветочка».

Окружающая природа – источник развития не только познавательного интереса, но и нравственных чувств ребенка. Таким образом, работа, проводимая регулярно в рамках проекта «От росточка до цветочка», обладает большими воспитательно-образовательными возможностями.

Список литературы

1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации [Текст]: В. Васильев // Народное образование, 2000,- № 9.- С. 177 - 180.

2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольника: Библиотека программы: методики [Текст]: ред. коллегия Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, Мозаика- Синтез, - 2008. -112с.

3. Дусавицкий А. К. Воспитывая интерес [Текст]: А. К. Дусавицкий – 3-е изд. - М. : Знание, 1994.- 96с.

4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ: Библиотека руководителя ДОУ [Текст]: Е. С. Евдокимова - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 64с.

5. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ [Текст]: ред. коллегия Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. - М. : АРКТИ, 2005. - 96 с.

6. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [Текст]: Н. Ф. Талызина - М. : Педагогика, 1997, - 97с.

7. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста [Текст]: Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова - М. : Детство-Пресс, 2007, - 128с.

Публикации по теме:

«Содружество детского сада и семьи». Инновационный проект «Содружество детского сада и семьи – инновационный проект» Структура практической проектной работы 2. Краткая аннотация проекта Семья и.

Педагогический проект «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников» «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах нравственно - патриотического воспитания старших дошкольников посредством художественной.

Проект «Формы взаимодействия детского сада и семьи по сохранению и укреплению здоровья детей» Актуальность. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны.

Программа по взаимодействию детского сада и семьи «Вместе с семьей» «Задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать.

Психолого-педагогические аспекты сотрудничества детского сада и семьи МДОУ «Детский сад №20 общеразвивающего вида» Семинар для педагогов. «Психолого-педагогические аспекты сотрудничества детского.

Семинар-практикум «Организация сотрудничества детского сада и семьи» Цель: осознание важности и перспективности взаимодействия с родителями дошкольников; формирование умений дифференцированно подходить к организации.

Современные формы взаимодействия детского сада и семьи Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает.

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения ребенка Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и.

Взаимодействие семьи и детского сада в познавательном развитии дошкольников Слайд №2 Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития.

Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании здорового ребенка Здоровье ребёнка зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совместный эколого-познавательный проект детского сада и семьи «От росточка до цветочка»
Опубликовано: 10 февраля 2019 в 13:14
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совместный эколого-познавательный проект детского сада и семьи «От росточка до цветочка»» (включая файлы) размещена пользователем Ираида Становова (УИ 1745220) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД