Ираида Становова
Совместный эколого-познавательный проект детского сада и семьи «От росточка до цветочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместный образовательный проект детского сада и семьи эколого-познавательной направленности «От росточка до цветочка»
Группа №6 компенсирующего вида
«Лесная сказка» для детей 4-7 лет с ОВЗ
Авторы и реализаторы проекта: воспитатели: Июдина Н. И., Брыжахина О. В.
учитель – дефектолог: Становова И. С.
Содержание
Публикация «Совместный эколого-познавательный проект детского сада и семьи „От росточка до цветочка“» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Цветы. Все о цветах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
1 Организация опытно-экспериментального исследования по методу проекта в дошкольном учреждении
1.1 Пояснительная записка
1.2 Актуальность
1.3 Информационная карта
1.4 Проект «От росточка до цветочка»
1.5 Ожидаемые результаты
1.6 Предварительная работа
1.7 Практическая часть проекта
2 Заключение
3 Список литературы
4 Приложения
1. Организация опытно-экспериментального исследования по методу проекта в дошкольном учреждении.
1.1. Пояснительная записка.
Ребёнок с ОВЗ познаёт всё долго при многократном повторении одних и тех же явлений и событий в течении 3-4 летнего пребывания в детском саду. Постоянно живущие в доступной близости растения позволяют педагогам правильно организовывать два вида взаимодействия с ними.
Во-первых, общение как специфический вид деятельности, при котором зарождаются чувства ребёнка (сочувствие, сопереживание, любовь, восприимчивость к красоте и т. д.).
Во-вторых, познание явлений и закономерностей жизни природы через конкретные примеры растений детского сада.
Территория детского сада неотъемлемая часть экологического пространства, ее наследие. Детский сад имеет возможность для раннего приобщения детей к труду в природе. В процессе совместной деятельности с взрослыми, во время выполнения обязанностей дежурных в уголке природы или работая на огороде, цветнике, приобретают разнообразные трудовые навыки, осваивают приёмы ухода за растениями. По традиции педагоги и воспитанники группы готовят рассаду для посадки на клумбы прилегающей территории.
Для расширения знаний воспитанников о культурных и дикорастущих растениях, знакомства их с особенностями выращивания цветочных культур был разработан проект «От росточка до цветочка», реализуя который ребята с ОВЗ знакомятся с выращиванием рассады для озеленения участка и ухода за высаженными растениями.
В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, при которых ребенок наблюдает за проведением опыта, и имеет возможность поучаствовать в нём.
Данный проект позволяет детям с ОВЗ прикоснуться к природе, внести частичку своего труда окружающую красоту.
Проект охватывает предметные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Проект «От росточка до цветочка» направлен на развитие экологической культуры, познавательно-исследовательской деятельности, коммуникативных умений, формирование положительного отношения к труду (воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам). На протяжении работы над проектом воспитанники смогут проявлять инициативу, участвовать в опытах и экспериментах, учиться самостоятельно делать определенные выводы и подводить элементарный итог собственной деятельности.
1.2 Актуальность
Дошкольное детство – ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Экологическое воспитание дошкольников - это непрерывный процесс воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей с ОВЗ - это чрезвычайно важная проблема настоящего времени, связанная с практикой обеспечения детей с нарушением интеллекта базовыми экологическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для осознанного поведения в окружающей среде.
1.3 Информационная карта
Название проекта: «От росточка до цветочка»
Направление проекта: эколого-познавательный
Вид проекта: продукционный, практико-ориентированный, творческий
Исполнители проекта: педагоги группы, родители, дети с ОВЗ
Деятельность в рамках проекта: выращивание рассады цветочных растений для озеленения территории детского сада; высаживание на клумбы; подготовка к конкурсу «Мой любимый участок» .
Сроки реализации проекта Март – сентябрь (среднесрочный)
1.4 Проект «От росточка до цветочка»
Проблемный вопрос: "Откуда на клумбах появляются цветы?"
Цель проекта: обеспечение условий для экологического и трудового воспитания, расширение представлений об окружающем мире через наблюдения, опытническую и экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Подготовить детей с ОВЗ к трудовой деятельности, необходима систематическая и напряжённая работа педагогов по формированию правильного отношения к труду. Подготовка к труду, является одним из важнейших аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации детей с ОВЗ, направлена на достижение социального комфорта и равноправия в обществе.
2. Познакомить детей с ОВЗ с условиями выращивания растений, правилами и последовательностью работ по уходу за ними.
3. Формировать умения и навыки выращивания растений, развивать интерес к труду.
4. Развивать интерес у детей с ОВЗ к природе, чувство ответственности за сохранение зеленых насаждений.
5. Обогащать словарный запас. Активизировать внимание, память, развивать логическое мышление.
6. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, добиваться результатов, воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Методы проекта:
Продуманная организация и оборудование зоны природы должны также обеспечить возможность осуществлять экологическое воспитание детей соответствующими методами:
-проводить многоразовые наблюдения объектов природы
-фиксировать наблюдаемые явления доступными для детей способами
-обсуждать увиденное
-осуществлять уход за обитателями зоны природы,
-отражать впечатления в разных формах художественной и игровой деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
1.5 Ожидаемые результаты.
1. Развитие познавательного интереса детей с ОВЗ, расширение представлений о садовых цветах.
2. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к садовым цветам.
3. Готовность участвовать в практической деятельности (посадка, уход за цветами).
4. Формировать навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
5. Вызывание желания передавать свои чувства от общения с природой в продуктивной творческой деятельности.
6. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
1.6 Предварительная работа.
1. Март. Ознакомительная консультация родителей относительно назначения проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
2. Апрель. Выставка книг, статей с рассказами, стихами о цветах, организованная с помощью родителей.
3. Март. Выбор и приобретение семян цветочных культур с помощью родителей. Вызвать интерес к выращиванию цветов.
4. Март - Апрель. Подбор методической, справочной, художественной литературы по тематике проекта. Создать условия для реализации проекта «От росточка до цветочка». Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений на окне.
5. Март. Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток по тематике. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.
6. Март - Август. Изобразительная деятельность, дидактические игры, аппликация, лепка по тематике. Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно.
7. Май - Август. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций в книгах. Познакомить детей с творчеством писателей.
1.7 Практическая часть проекта.
Этапы реализации проекта
IОрганизационный этап:
1. Ознакомление родителей с целями и задачами проекта «От росточка до цветочка», определение их роли в проекте.
2. Приобретение для проведения проекта земли, семян для посадки.
3. Подбор различных наглядных пособий.
4. Составление перспективного плана по реализации проекта.
II Основной этап
1. Создание и поддерживание экологически-необходимых условий для выращивания растений.
2. Выращивание рассады, высадка на клумбу и уход за цветочными растениями.
3. Рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением цветов, чтение книг о цветах, дидактические игры на развитие психических процессов по тематике, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) с целью формирования элементарных представлений по разделу "Окружающий мир".
4. Совместный труд со взрослыми.
5. Наблюдения, экспериментальная деятельность в группе и на прогулках.
III Обобщающий этап
1. Презентация проекта в форме фотовыставки.
2. Обобщение опыта на уровне ДОУ.
План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта «От росточка до цветочка».
1. Март. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатели, родители.
2. Март - август. Консультации для родителей по реализации проекта. Сформировать представление у родителей по данной теме. Воспитатели.
3. Март - апрель. Подбор наглядно – дидактических пособий, дидактических игр, демонстрационного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «От росточка до цветочка». Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений на окне». Воспитатели, Учитель – дефектолог, родители.
4. Март. Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений. Учитель - дефектолог.
5. Март. Рассматривание цветочных семян. Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. Учитель - дефектолог.
6. Март. Практическая деятельность: посадка семян бархатцев, астр, георгин, настурции, петунии. Вызвать интерес к выращиванию цветов. Воспитатели.
7. Март - апрель. Опыт - наблюдение за ростом рассады бархатцев, астр, настурции в благоприятных и неблагоприятных условиях. Получить необходимые условия для роста растений (свет, вода, тепло). Воспитатели.
8. Март - август. Рисование, раскрашивание детьми цветов; обводка по шаблону, трафарету. Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно. Воспитатели.
9. Март - август. Конструирование цветов из прищепок. Развивать мелкую моторику; умение соотносить по цвету. Воспитатель.
10. Март - август. Штриховка цветными карандашами по контуру цветов. Развивать графические навыки. Учитель – дефектолог.
11. Март - август. Дидактическая игра «Собери цветок». Развивать мелкую моторику; умение соотносить по цвету, конструировать по образцу. Учитель – дефектолог.
12. Март. Поделка «Букет для мамы». Учить намазывать деталь клеем, правильно приклеивать. Воспитатель.
13. Март - август. Обводка по шаблону «Цветы». Учить правильно держать карандаш, вести прямую линию. Учитель - дефектолог.
14. Март - август. Конструирование «Клумба с цветами». Учить действовать по образцу, правильно подбирать детали. Воспитатель.
15. Апрель. Участие в конкурсе «Космические цветы». Воспитывать желание заниматься творчеством в семье. Родители с детьми.
16. Апрель - май. Изобразительная деятельность «Первоцветы». Учить рисовать кистью, набирать краску, наносить мазки. Воспитатель.
17. Март - май. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание, пикирование. Учить ухаживать за растениями. Воспитатели.
18. Март - август. Дидактическая игра «Найди цветок». Закреплять умения различать цветы, находить нужный цветок среди других по форме и величине, называть его. Учитель - дефектолог.
19. Март - апрель. Пазлы, разрезные картинки, кубики с картинками по теме: «Цветы» Развивать мелкую моторику и координацию движений, тренировать способность видеть задание многогранно, развивать логику. Учить принимать решения самостоятельно. Учитель – дефектолог.
20. Май. Фотоотчёт для родителей. Приобщить родителей к созданию в группе уголка природы, знакомству детей с растениями, уходу за ними. Воспитатели.
21. Март - август. Отгадывание загадок про цветы. Развивать мышление, память, внимание. Учитель – дефектолог.
22. Июнь. Лепка из пластилина цветов. Оформление мини-клумбы «Аленький цветочек». Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки. Воспитатель.
23. Июнь. Высадка окрепшей рассады бархатцев на клумбу. Учить оказывать взрослым посильную помощь. Воспитатели.
24. Июнь. Труд в природе. Подготовить клумбы к высадки рассады цветов. Формировать интерес к результату своего труда. Воспитатели, родители.
25. Июнь - август. Уход за высаженной рассадой на клумбе. Формировать у детей умения ухаживать за растениями (полив, рыхление, прополка). Воспитатели.
26. Июнь - август. Наблюдения: «Как растут наши цветы?». Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. Воспитатели.
27. Май - август. Чтение художественных произведений о цветах. Познакомить детей с творчеством писателей. Воспитатели.
28. Конец августа. Итоговая беседа «Юные цветоводы». Закрепить знания детей, полученные во время реализации проекта. Воспитатели.
29. Конец августа. Фото-презентация «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями» Вызвать у родителей интерес к совместной деятельности с детьми. Воспитатели, родители.
30. Конец августа. Выставка детских рисунков связанных с тематикой проекта. Развивать творческие способности детей. Воспитатели.
31. Сентябрь. Анализ результатов. Рассматривание с детьми цветов на клумбах в сентябре. Воспитатели.
Заключение
Благодаря проведенной работе воспитанники разновозрастной группы №6 познакомились с цветочными растениями, с наиболее благоприятными условиями их прорастания, обрели практический опыт ухода за живыми объектами, что способствует формированию экологической культуры у дошкольников.
По реализации проекта «От росточка до цветочка» были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети получили опыт бережного отношения к растительному миру.
6. Дети получили опыт уважительного отношения к труду.
7. Родители приняли активное участие в проекте «От росточка до цветочка».
Окружающая природа – источник развития не только познавательного интереса, но и нравственных чувств ребенка. Таким образом, работа, проводимая регулярно в рамках проекта «От росточка до цветочка», обладает большими воспитательно-образовательными возможностями.
Список литературы
1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации [Текст]: В. Васильев // Народное образование, 2000,- № 9.- С. 177 - 180.
2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольника: Библиотека программы: методики [Текст]: ред. коллегия Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, Мозаика- Синтез, - 2008. -112с.
3. Дусавицкий А. К. Воспитывая интерес [Текст]: А. К. Дусавицкий – 3-е изд. - М. : Знание, 1994.- 96с.
4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ: Библиотека руководителя ДОУ [Текст]: Е. С. Евдокимова - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 64с.
5. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ [Текст]: ред. коллегия Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. - М. : АРКТИ, 2005. - 96 с.
6. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [Текст]: Н. Ф. Талызина - М. : Педагогика, 1997, - 97с.
7. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста [Текст]: Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова - М. : Детство-Пресс, 2007, - 128с.