Папки-передвижки

Семинар-практикум «Организация сотрудничества детского сада и семьи»

Виктория Чуйкова
Семинар-практикум «Организация сотрудничества детского сада и семьи»

Цель: осознание важности и перспективности взаимодействия с родителями дошкольников; формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; поиск оптимальных путей разрешения конфликтов.

Форма проведения: деление на две рабочие группы, индивидуальные выступления.

«Ступени взаимодействия с родителями воспитанников».

Публикация «Семинар-практикум „Организация сотрудничества детского сада и семьи“» размещена в разделах

Организация общения педагога с родителями воспитанников продолжает оставаться одним из наиболее сложных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Современные родители образованны, обладают широким доступом к научно-популярной информации из области педагогики и психологии. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приемов, в применении информации из Интернета и научно-популярной литературы непосредственно на практике. Поэтому потребность родителей в получении конкретной адресной помощи по вопросам воспитания детей сохраняется, именно педагоги способны прийти на помощь родителям. Но, к сожалению, не все педагоги могут помочь.

В процессе взаимодействия с родителями важно не только своевременно информировать их о работе педагогов, оказывать помощь в воспитании ребенка, но и давать возможность им самим окунуться в атмосферу педа-гогического процесса.

Существует 5 ступеней, способствующие наиболее продуктивному взаимодействию коллектива детского сада и родителей воспитанников.

1 ступень - установление контактов. Родители должны видеть стремление педагогов детского сада к сотрудничеству. На этой ступени посредством анкетирования родителей выясняется, чем наполнена жизнь ребенка в семье, оцениваются их воспитательные способности, а также проводятся с ними беседы.

Всегда нужно помнить, что родители для дошкольника - самые близкие люди. Они влияют на все стороны его развития: физическую, нравственную, этическую и умственную.

2 ступень - является совместное обсуждение качеств и умений детей, нуждающихся в дополнительном развитии, а также обсуждение проблем воспитания, выбор оптимального метода и приема воспитания.

3 ступень – упрочнение сотрудничества, установление совместных требований. Результатом данного этапа должно стать понимание семьей необходимости объединить усилия для выработки единой педагогической линии в интересах ребенка. На этой ступени рекомендуется познакомить родителей с наиболее доступными и эффективными способами решения проблем.

Делать это можно, размещая соответствующую информацию в родительском уголке (оформляется в каждой группе детского сада, проводя индивидуальные консультации.

4 ступень - реализация индивидуального подхода. Педагог советуется с родителями относительно вызывающих сомнения моментов в развитии ребенка, совместно с ними анализирует педагогическую ситуацию.

5 ступень - внедрение новых форм работы с семьей. Это совместная деятельность и сотворчество ребенка и родителей.

I часть:

«Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями».

Рабочим группам предлагается составить список форм работы с родителями: I группе - традиционные формы, обосновать их эффективность;

II группе – нетрадиционные формы, обосновать их эффективность.

Выступление педагога.

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.

Можно выделить пять уровней участия родителей:

1) оказание разовой помощи;

2) способности родителей время от времени используются при проведении занятий;

3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;

4) родители помогают определять основные направления работы в группе;

5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада и жизни микрорайона в целом.

При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам, поэтому по мере продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться. Воспитатель должен быть всегда готов оказать поддержку родителям, независимо от того, в какой степени они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в работе группы. Ненавязчивая помощь и поддержка позволят родителям, чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно; для тех же, кто не столь уверен в своих силах, они дадут возможность для дальнейшего роста и совершенствования.

Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества.

Мы выделили два основных направления взаимодействия с семьей :

Первое направление – традиционное:

• повышение уровня педагогической компетентности родителей через специальные лекции,

• пособия,

• родительские уголки,

• индивидуальные беседы,

• групповые консультации,

• дискуссии,

• анкетирование

Второе направление – нетрадиционное:

• привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий, праздников, развлечений,

• участие родителей в выставках,

организация дней открытых дверей,

• выпуск газет,

организация мини-библиотеки,

семинары – практикумы,

• устные педагогические журналы,

• творческие игры с педагогическим содержанием,

• занятия о профессиях, которые проводят родители,

• совместные проекты

Учитывая, что у современных мам и пап в современном обществе нет лишнего времени, привлекая их к совместной деятельности, работу следует организовать компактной, но эффективной.

Формы взаимодействия, которые используются с родителями в детском саду, подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Основные принципы организации работы с семьей :

Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

Отсутствие формализма в организации работы с семьей;

Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

II часть:

«Стереотипы поведения родителей и педагогов, определяющих их взаимоотношения».

Рабочим группам предлагается классификация стереотипов поведения:

I группе - родителей;

II группе – педагогов, и предлагается охарактеризовать каждый стереотип поведения.

Выступление педагога.

В современной классификации различают несколько стереотипов поведения родителей:

Пассивные родители – постоянно заняты служебными делами и поэтому перепоручают своих детей заботам профессионалов: «Вы воспитатели, вот и следите за ребенком, это ваша забота».

Избегающие проблем родители - словно ставят перед собой цель убедить всех (и себя в том числе, что у них все в порядке, даже в том случае, когда специалисты (логопед, медицинский работник, воспитатель) советуют обратиться по поводу состояния их ребенка в специальное учреждение. Для таких родителей характерно утаивание медицинской информации от специалистов, которые могут и должны помочь детям. Они не считаются с результатами тестирований и обследований, панически бояться разглашения медицинского диагноза, поставленного их ребенку, и могут сказать: «Тесты у вас неправильные, вы ошибаетесь, у нас нет никаких проблем!». Сотрудникам дошкольного учреждения необходимо установить с такими родителями особо доверительные отношения, чтобы они поверили в необходимость и безопасность работы специалистов с их детьми.

Агрессивно недовольные родители, постоянно критикующие действия воспитателей, часто требуют разбирательства их претензий в вышестоящих инстанциях, хотя дело можно решить в режиме конструктивного общения с работниками детского сада. Это может негативно сказаться на взаимоотношениях их детей с педагогами, которые стараются любыми путями избежать конфликта.

Надменные интеллектуалы считают свое мнение единственно верным, особенно если информация о ребенке требует пересмотра их роли в воспитательном процессе. Они могут перебить воспитателя, пойти на открытый конфликт, не выполнить необходимых рекомендаций, если им покажется, что специалист недостаточно авторитетен и «не их поле ягода». Поведение таких родителей можно нейтрализовать созданием официальной обстановки, в этом случае значение и роль специалиста, дающего рекомендации, более очевидны.

За всеми этими типами поведения скрывается уязвимость взрослых, нередко холодность по отношению к детям, непонимание их проблем, растерянность, боязнь показать истинные чувства, разрушить стереотип их поведения. К сожалению, от этого в первую очередь страдают дети, не имеющие возможность получить адекватную помощь специалистов и педагогов до тех пор, пока родители не изменят своего отношения к их проблемам.

В результате таких проявлений со стороны родителей у педагогов иногда возникает подсознательная антипатия к ребенку, которая может стать причиной неэффективности воспитательных воздействий.

В современной классификации различают несколько стереотипов поведения воспитателей:

Воспитатели родителей считают, что мамам и папам (как и детям) требуется все объяснять, так как они менее компетентны, чем специалисты, которые занимаются с детьми каждый день. Такие воспитатели обычно не учитывают особенности семьи конкретного ребенка, считают свое мнение единственно правильным. Как ни странно этот стиль отношений часто проявляется не только у опытных воспитателей, но и у молодых специалистов.

Закрытые воспитатели стараются не привлекать внимания к своей работе, не любят делиться своими профессиональными трудностями, так как опасаются критики со стороны коллег, родителей, руководства. Скованные и немногословные со взрослыми, они сосредоточены на своей работе, исполнительно и комфортно чувствуют себя только среди детей. С родителями не всегда делятся информацией об их детях.

Интеллектуалы – воспитатели, которые игнорируют коммуникативную деятельность дошкольников, не учитывают эмоциональную мотивацию их поведения. В своей работе они больше внимания уделяют занятиям, а не игре и общению детей друг с другом.

Педанты требуют четкого выполнения режима, правил поведения, соблюдения тишины и порядка. Любое бурное проявление индивидуальности ребенка рассматривается ими как нарушение. В результате тихие и послушные дети становятся любимчиками, а активные и подвижные часто наказываются как возмутители спокойствия. Информация, которую получают родители от таких педагогов, касается в основном вопросов дисциплины и поведения.

III часть: Анализ результатов анкетирования родителей: определение общих тенденций в вопросах сотрудничества семьи и ДОУ.

1. Кем Вы приходитесь ребенку (подчеркнуть нужное) : мама, папа, бабушка, дедушка, дядя, тетя

2. Считаете ли Вы, что Ваш ребенок с удовольствием посещает детский сад :

• да;

• нет;

• по настроению.

3. Для чего, по Вашему мнению, ребенку необходимо ходить в дошкольное учреждение:

• для подготовки к поступлению в школу;

• для общения со сверстниками;

• для развития способностей;

ребенка не с кем оставить дома;

• другое ___

4. Что Вас больше всего привлекает в детском саду (выбрать 3-4 пункта) :

• хорошая организация питания;

• хорошая организация режима;

• работа по укреплению здоровья детей;

• результативная работа по коррекции речи ребенка;

• подготовка к школе;

• высокий профессиональный уровень сотрудников;

• хорошие отношения между детьми в группе;

• высокий уровень материально-технического оснащения;

• хорошее состояние территории для прогулок;

• психолого-педагогические консультации для родителей;

• возможность участвовать в жизни детского сада;

детский сад неподалеку от дома (работы);

• другое ___

5. Какие трудности возникают у Вас при воспитании ребенка:

• затруднения в выборе правильного наказания; отсутствие друзей у ребенка;

• трудности с регуляцией поведения ребенка;

• трудности с организацией свободного времени ребенка;

• другое ___

6. В каких мероприятиях для родителей Вам удалось побывать/ участвовать? (указать названия) ___

7. Какие причины не позволили Вам побывать (участвовать) во всех мероприятиях для родителей? ___

8. Что Вам нравится больше всего в таких мероприятиях? ___

9. На шкале от 1 до 10 отметьте степень своей удовлетворенности от пребывания ребенка в детском саду, от общения с персоналом

1___2___3___4___5___6___7___8___9___ 10

10. С кем из специалистов Вы хотели бы встретиться:

• учитель-логопед;

• педагог-психолог;

• воспитатель;

• старший воспитатель;

• музыкальный руководитель;

• руководитель физического воспитания;

• медицинская сестра;

• ни с кем;

• со всеми;

• другое ___

11. Какие формы получения информации для Вас наиболее удобны:

• групповые собрания;

• личные беседы с воспитателями;

• переписка с воспитателями;

• информационные стенды;

• другое ___

12. Вы предпочитаете, чтобы общение с педагогами происходило:

• в деловой атмосфере;

• за чашкой чая;

• другое ___

13. Что бы Вы хотели пожелать педагогам дошкольного учреждения?

___

Подведение итогов:

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»./В. А. Сухомлинский/

Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Для решения этой задачи необходимо создать все условия для успешного сотрудничества педагогов и семей воспитанников.

Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.

Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.

Однако, не смотря на все усилия в системе «педагог – родитель» часто возникают конфликты. На следующем семинаре мы рассмотрим этот вопрос.

Публикации по теме:

Методический семинар «Инновационные формы сотрудничества детского сада и семьи, применяемые в «Школе мам» Цель: Способствовать формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников, вовлечения родителей в жизнедеяте.

Психолого-педагогические аспекты сотрудничества детского сада и семьи МДОУ «Детский сад №20 общеразвивающего вида» Семинар для педагогов. «Психолого-педагогические аспекты сотрудничества детского.

Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет (семинар-практикум) «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»(1 слайд (Ю. М) Речь не передается по наследству, малыши перенимают опыт речевого общения.

Семинар-практикум для педагогов «Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи» «Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи. "Цель: вооружить педагогов знаниями, необходимыми.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация и проведение артикуляционной гимнастики» Задача: обучить правилам, методам и приемам проведения артикуляционной гимнастики педагогов ДОУ. Раздаточный материал: зеркала, салфетки,.

Семинар-практикум для воспитателей «Влияние народного декоративно-прикладного искусства на развитие детского творчества» Цель семинара: 1. Расширять и закреплять знания воспитателей о народном декоративно-прикладном искусстве, его влиянии на развитие детского.

Семинар-практикум «Организация игровой деятельности детей в ДОУ в соответствии с ФГОС» МДОУ «Детский сад №20 общеразвивающего вида» Семинар - практикум «Организации игровой деятельности детей в соответствии с требованиями.

Семинар-практикум «Социальное партнерство ДОУ и семьи по формированию у детей физической культуры и здоровья»Семинар-практикум «Социальное партнерство ДОУ и семьи по формированию у детей физической культуры и здоровья» Для детей групп раннего возраста совместно с родителями провела семинар - практикум "Социальное партнерство ДОУ и семьи по формированию.

Проект «Взаимодействие детского сада и семьи» Тимощенко Ирина Юрьевна, старший воспитатель МБДОУ детский сад №12 «Солнышко» город-курорт Анапа. Проект «Взаимодействие детского сада.

«Ум на кончиках пальцев». Семинар-практикум для педагогов детского сада в форме игры КВН Ум на кончиках пальцев. Семинар-практикум для педагогов детского сада. (в форме игры КВН) Организация обстановки: участники делятся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Организация сотрудничества детского сада и семьи»
Опубликовано: 20 сентября 2018 в 05:50
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД