Анна Стецко
Современные методики и технологии в музыкальном воспитании ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В воспитании дошкольников музыка играет важную роль. Этот вид искусства обладает особыми свойствами, благоприятно отражающимися на психологии детей. Не зря музыковед и педагог Вячеслав Вячеславович Медушевский называет музыку зеркалом души человеческой: в ней находят отклик чувства человека, переживания, его видение окружающего мира. Потому начальное музыкальное образование имеет большое значение в формировании характера человека.
Публикация «Современные методики и технологии в музыкальном воспитании ДОУ» размещена в разделах
Роль музыкального образования давно не ограничивается обучением игре на музыкальных инструментах и азам пения. Его ключевая задача – развить в ребенке творческую личность, восприимчивую к прекрасному и имеющую вкус. Неважно, какую профессию человек выберет в будущем, творческое живое мышление будет надежным подспорьем в любой деятельности.
Так, например, «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой включает развитие у дошкольников музыкального слуха, певческого голоса, умения танцевать, играть на детских музыкальных инструментах. Помимо общепринятых целей, программа нацелена насущные запросы ребенка, такие как проявление индивидуальных способностей при контакте с музыкой, демонстрация первичной креативности и творческих способностей, помощь в самопознании и работа с внутренним миром.
Музыкальное образование для развития способностей
Не секрет, что у человека есть потребность в выражении себя через эмоции и движения. Оптимальным способом для ее удовлетворения является музыкально-творческая деятельность. Все больше специалистов склоняются к мнению, что музыкальное обучение в современном мире расценивается не как дополнительное, а как необходимое. Постепенно оно становится не только возможностью культурного обогащения и приобщения к эстетике, но и действенным способом развития различных способностей у человека, их реализации в жизни.
Новые подходы к музыкальному образованию влекут за собой другие, более эффективные, педагогические технологии. Важно понимать, что основная функция музыки – общение людей друг с другом. В этом случае не подходит авторитарный подход и соответствующие ему методы обучения, превалировать должно творческое, духовно-практическое начало. Это возможно путем организации художественной деятельности дошкольников через прослушивание музыки, ее исполнение и создание. По словам писателя Мишеля де Монтеня, «где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие». Таким образом, музыкальное творчество должно превратиться для детей в приятное радостное занятие, открывающее возможности для общения.
Как увлечь детей музыкой
Ключевой вопрос, возникающий у педагогов музыкального образования – как увлечь дошкольников музыкой. Сделать это можно, вызвав в детях понимание и ощущение, что музыка является неотъемлемой частью их жизни. Поэтому в обучении преобладают интегрированные методы, объединяющие общепедагогический и социальный аспект. Приобщение к искусству требует индивидуального подхода и крепко связано с самоопределением личности. А потому, выбирая формы работы, музыкально-художественный руководитель должен сосредоточиться на развитии у детей следующих качеств и способностей:
чувственного восприятия мира;
ассоциативного мышления;
выразительных способностей: речевой, вокальной, пластической, инструментальной;
чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального;
умения отличать и выражать с помощью художественных средств различные понятия: большое-маленькое, доброе-злое, тихое-громкое и др.
способов для выражения: движений, жест во, звукоподражаний и др. ;
радостного, живого, игрового ощущения окружающей действительности.
В качестве помощи в формировании практики музыкального взаимодействия с дошкольниками эффективно использовать методики и разработки таких педагогов и исследователей, как Т. Боровик, К. Тарасова, Т. Тютюнникова, О. Радынова, Т. Дебердеева и др.
Один из посылов, обозначенный в работах приведенных авторов, заключается в том, что в основе инновационных подходов в музыкальном образовании лежит коллективная деятельность. Она может включать пение, импровизированные танцевальные движения, пантомиму, озвучивание текста, небольшие театрализованные представления.
Инновационные формы музыкального образования на практике
Существуют различные виды инновационных методов, применяемых в музыкально-художественной работе с детьми дошкольного возраста. Приведу наиболее популярные и эффективные из них.
Коммуникативные танцы
Использование танцев в процессе знакомства и познания музыки позволяет развить коммуникационные навыки у детей, работать над ощущением формы, развивать координацию и чувство ритма.
Музыкально-речевые подвижные игры
Такие игры основаны на взаимосвязи речи, музыки и движения. В этом их особая польза для развития ребёнка, поскольку формирование движения у человека происходит при участии речи, а речи – при участии движения. Музыкально-речевые игры позволяют развить ловкость, точность движений, реакцию.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры являются первыми опытами исполнительского артистизма, в которых исполнение дополняется ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. Они представляют собой театр в миниатюре, где «актерами» являются пальцы. Текст интерпретируется не буквально, а в виде определенных жестов и символики. Это улучшает работу мышечного аппарата, мелкой моторики, дикции, тактильной чувствительности, предвосхищает сознание (из-за быстрой смены движений, повышает уровень организации детей. Также работа над текстами с жестовыми рисунками способствует развитию абстрактного мышления, образности и ассоциативности.
Ритмичное декламированье под музыку
Ритмодекламация представляет собой единство музыки и поэзии. В рамках этой методики текст не поется, а ритмично декламируется – четко, с интонацией, произносится. Отказ от пения оправдан, с одной стороны, упрощением процесса – ребенку легче говорить, чем петь. С другой – развивает интонационное мышление, в рамках которого слух и речь взаимодействуют. Чтобы научиться петь, детям нужно услышать свою речь, научиться ее контролироваться.
Игры звуками
В работе со звуками условно выделяют следующие направления:
«звучащие жесты» и музыка тела;
шумовые инструменты: как самодельные, так и профессиональные.
Например, игра «Послушай себя» дают возможность детям понять, что человеческое тело тоже в своем роде является музыкальным инструментом. С его помощью – голосом, руками, ногами, губами – можно воспроизвести множество звуков. Целью такой игры является понимание, что человек и природа тесно связаны.
Элементарное музицирование
Для обучения детей музыке часто используются музыкальные инструменты, прежде всего – шумовые. Именно они оптимально подходят дошкольникам из-за простоты обращения и привлекательности. Однако современные методики предлагают использовать помимо специализированных инструментов, самодельные, а также разнообразные бытовые приборы. Таким образом дети учатся познавать мир через звук, соотносить эти понятия друг с другом.
Элементарное музицирование позволяет развить:
музыкальность;
тембровый слух;
тонкость восприятия;
ассоциативность;
художественность.
Все эти формы могут сочетаться и присутствовать в рамках одного занятия. В зависимости от целей и задач педагог может дополнять их различными элементами. Такое методическое моделирование материала имеет определенную пользу: приемы знакомы детям, но повторяются в новом, незнакомом варианте.
В ходе обучения важным является умение педагога вовлекать детей в игру, создавать увлекательную атмосферу сказки, загадки, волшебства. Для этого ему нужно обладать хорошо развитой речью, проработанными интонациями, артистизмом, хорошей пластикой и выразительной мимикой.
Результаты применения инновационных технологий
Практическое использование перечисленных технологий дает возможность получить следующие результаты:
создание позитивной атмосферы на музыкальных занятиях и мероприятиях;
создание хорошего настроения у детей и раскрепощенности на занятиях, постепенное исчезновение неуверенности и страха;
заинтересованность детей в изучаемом материале, отсутствие принуждения;
успешное получение детьми начальных музыкальных знаний, развитие музыкально-творческих способностей, познание себя и окружающего мира в ходе естественного «общения» с музыкой;
нахождение музыкального руководителя в постоянном творческом поиске, процессе создания новых методов обучения. Отклик и заинтересованность детей приносят удовольствие и ощущение «отдачи».
Литература:
Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М: Просвещение. 1983г.
Дебердеева Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. — 2010. — № 3.
Баренбойм Л. А. Система музыкального воспитания К. Орфа. М. -Л., 1970г
Боровик Т. А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. — М. : ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004г. №1 с. 9-25, №2 с. 18-33, №4 с. 29-41, №5 с. 23-28, №6 с. 9-14.
Радынова О. П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» // «Музыкальный руководитель»2005.-№1
Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с. 116-120, 2000г. №5 с. 133-141.
Буренина А. Коммуникативные танцы-игры для детей. – С-П. : Ленинградский областной институт развития образования. 2004г.