Лучший педагог года

Современные нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ

Галина Васильева
Современные нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ

Автор: Васильева Галина Вячеславовна

Должность и место работы :

МБДОУ «Детский сад № 23» г. Чебоксары

СОВРЕМЕННЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ

ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование

ценностей здорового образа жизни – одни из основных задач дошкольного образования в

Публикация «Современные нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

соответствии с ФГОС ДО [1].

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие

технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Особенно актуальным является использование здоровьесебрегающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются от своих сверстников по

показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий [2].

Указанные особенности развития детей данной группы ставят педагогов перед

необходимостью поиска новых эффективных подходов в укреплении здоровья и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках реализации данного проекта нами были подобраны и освоены следующие

здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми с ограниченными

возможностями здоровья : криотерапия (игры со льдом, песочная терапия (рисование

песком).

Криотерапия — одна из современных нетрадиционных методик коррекционной

педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом с целью развития тактильной

чувствительности и возбуждения иннервации мышц тонкой моторики. Тем самым

опосредованно происходит вторичная компенсация и развитие моторных центров коры

головного мозга. Все это улучшает процесс развития высших психических функций и речи.

Мы использовали данную технологию, как в свободное время, так и в рамках проведения

непосредственно образовательной деятельности. Так, на занятиях по познавательно-

исследовательской деятельности дети знакомились со свойствами льда и снега. На основе

полученных знаний дети смогли найти объяснение, почему лед и снег тают, смогли рассказать, как получаются фигурки изо льда. В продуктивных видах деятельности дети раскрашивали ледяные фигуры, рисовали цветными кубиками льда. На коррекционно- развивающих занятиях использование игр со льдом позволили закрепить и расширить сенсорные представления детей о форме и величине предметов.

Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии направлена на снятие

напряжения, стресса, достижения комфорта с использованием песка. [4].

Игры с песком разнообразны:

• рисование на песочных столах (рисование песком, песочная анимация)

• обучающие игры (обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте);

• познавательные игры (дают возможность детям узнать о многообразии окружающего

мира, об истории своего города, страны и т. д.);

• проективные игры (открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его

творчество и фантазию).

В своей работе мы активно используем рисование на песочном столе и игры с

кинетическим песком. Манипуляции, проводимые с песком во время занятий, мы условно

разделили на 4 типа:

1. Использование песка для мотивации сенсорного развития. Например, в песок

можно положить различные геометрические фигуры, разноцветные камушки и

попросить ребенка найти эти предметы, разделить их по цвету, форме.

2. Совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети

заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки,

собирают песок в комочки и создают горки).

3. Проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов

с их последующим извлечением.

4. Организация сюжетов, создание композиции – этот тип работы с песком является

самым сложным для ребенка, поэтому идти к нему следует постепенно, формируя

не просто манипулирование игрушками в песке, а именно создание сюжета,

составление рассказа и анализ ситуаций, возникающих на песке.

В 2018 году в нашем дошкольном учреждении была открыта студия песочного

рисования «Песочная терапия». Мы разработали и внедрили в практику программу по

песочной терапии в рамках функционирования студии. Данная программа состоит из цикла занятий, предполагающих индивидуальную работу с ребенком и направлена на коррекцию эмоционального самочувствия детей с интеллектуальной недостаточностью, психических и речевых нарушений, создание условий для развития у них творческой деятельности. Каждое занятие по песочной терапии состоит из 3 частей: вводной, основной и заключительной.

Работа с песком начинается не сразу: сначала мы знакомимся с героем, который

сопровождает ребенка на протяжении всего занятия, либо рассматриваем новые игрушки,

которые мотивируют ребенка на работу со взрослым (например, выбор игрушечного

транспорта, на которым ребенок отправиться в путешествие). В основной части занятия мы используем игры, направленные на развитие мелкой моторки рук: скользим ладонями по поверхности песка, изображаем при помощи трафаретов различные узоры на песке, создаем отпечатки ладоней. Далее мы используем игры и упражнения, направленные на коррекцию психических процессов у детей. Взрослый совместно с ребенком ощупывает различные предметы и игрушки, перебирает мелкие камешки, использует различные развивающие дидактические игры и пособия. В заключительной части занятия мы возвращаемся к работе в песочнице, выполняем несложные упражнения и игры, понравившиеся ребенку.

Таким образом, представленный опыт работы включает в себя новые технологии работы

с детьми с интеллектуальной недостаточностью, которые обеспечивают личностный рост,

компенсацию недостатков в психическом и речевом развитии данной категории детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Крупина Л. Ю. «Криотерапия, как современная нетрадиционная здоровьесберегающая методика в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» // [Электронный ресурс] https://vestnikpedagoga.ru/

3. Панфёрова И. В. Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике

[Текст] // Логопед. -2011.-С. 17-25.

4. Епанчинцева О. Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей

дошкольного возраста» - СПб: Детство- пресс, 2011

Публикации по теме:

Художественные материалы и нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возрастаХудожественные материалы и нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста Слайд 2 Процесс рисования – это частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут.

Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Тема: «Автоматизация звука [З]» Цель: «Профилактика.

Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» 27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» .

Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии Всем доброго времени суток. Хочется сегодня поговорить про здоровье наших воспитанников. Все мы прекрасно знаем, что дошкольный возраст.

Здоровьесберегающие технологии (часть 1) Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования, так как дошкольный.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школеЗдоровьесберегающие технологии в начальной школе Здоровье для человека - самая главная ценность. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья детей. Основная задача.

Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудованиеЗдоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудование Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 24 января 2020 в 18:59
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД