Папки-передвижки

Консультация «Современные подходы к образованию и воспитанию дошкольников»

Татьяна Филёткина
Консультация «Современные подходы к образованию и воспитанию дошкольников»

«Современные подходы к образованию и воспитанию дошкольников»

Кружок «Секреты пластилина»

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…» В. А Сухомлинский

Публикация «Консультация „Современные подходы к образованию и воспитанию дошкольников“» размещена в разделах

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, в своей работе с детьми веду кружковую деятельность духовно-нравственной и художественно-эстетической направленности “Секреты пластилина”– основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография. Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией. Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с ребятами.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей. Такие занятия способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми среднего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).Такое построение занятий кружка “Секреты пластилина” способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети: Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения. В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. У детей расширяются элементарные математические представления о счете, размере, величине. Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В средней группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве. Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Основной целью кружковой деятельности является развитие ручной умелости у детей среднего дошкольного возраста посредством пластилинографии. Для реализации цели кружка «Секреты пластилина» поставлены основные задачи: учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии; учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание); учить работать на заданном пространстве; учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию; воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином; а так же воспитывать духовно-нравственные качества и вечные ценности: отзывчивость, милосердие, правдолюбие, стремление ребенка доброту и неприятию зла, умение сочувствовать, переживать; воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах; развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер; развивать сюжетно – игровой замысел; развивать интерес к процессу и результатам работы; развивать интерес к коллективной работе.

Занятия проходят как фронтально, так и коллективно. В вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Наблюдая за детьми в процессе выполнения индивидуальных заданий, в выполнении коллективных работ отмечается положительная динамика. Дети овладели различными приёмами лепки (шарики, мазки, растирание, размазывание, а так же активно используют лепные навыки в самостоятельной продуктивной деятельности. Они стали усидчивее, проявлять аккуратность в выполнении творческих заданий. Адекватно умеют высказывать своё мнение, отношение. Доброжелательно общаются в коллективе.

Проводимая работа по духовно- нравственному развитию дошкольников через кружковую деятельность отмечает положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. У детей проявляется потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование ближним. Дети стали больше обращать внимание на богатство, красоту и разнообразие мира природы понимать необходимость бережного отношения ко всему живому. Кроме этого кружковая деятельность расширяет кругозор дошкольников, способствует созданию выработки у детей специфических навыков и умений. У детей формируется такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца это способствует развитию личности ребенка. Коллективное творчество формирует у детей умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Ребенок ощущает удовольствие и гордость от результатов своего труда, верит в свои возможности, стремится к творческой деятельности.

Литература:

1. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА $СИНТЕЗ, 2014. — с. © Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др., 2014

2. Рейд Б. Обыкновенный пластилин / Пер. с англ. Г. Лаврик; худож. Р. Гончар, А. 2. 2. Липинский. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1998. – 128 с. : ил. – (Основы художественного ремесла).

3. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» Издательство: Скрипторий -2013г.

4. Волшебный пластилин: учебное пособие. – М. : Махаон, Азбука-Аттикус, 2012.-96 с. : ил. – (Академия дошколят).

5. Орен Рони. Секреты пластилина: Учебное пособие – М. : Махаон, Азбука – Аттикус, 2014. -96 с. : ил. (Академия дошколят).

6. Орен Рони. Секреты пластилина. Динозавры: Учебное пособие. – М. : Махаон, Азбука- Аттикус, 2014.-56 с. ил. (Академия дошколят).

7. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества». - М., 1995 г.

Публикации по теме:

Консультация «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС» ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №158» МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ «Патриотическое воспитание в ДОУ». Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ «Любовь к родному краю, родной культуре,.

Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию дошкольников Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека,.

Современные подходы к экологическому образованию дошкольников и родителей с учетом реализации ФГОС «Современные подходы к экологическому образованию дошкольников и родителей с учетом реализации ФГОС ДОО» Аннотация. В данной статье представлен.

Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников через организацию труда на огороде детского сада МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА -ДЕТСКИЙ САД №21 «НЕЗАБУДКА" Доклад «Современные подходы к.

Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию детей дошкольного» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №84 города Ельца «Радуга» Консультация для воспитателей.

Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 42» Консультация для воспитателей Тема: «Современные.

Консультация «Современные подходы к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС до»Консультация «Современные подходы к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС до» Консультация «Современные подходы к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО». Наш детский сад работает.

Современные образовательные технологии. Новые подходы к музыкальному воспитанию Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника.

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Общеизвестно, ценности личности формируются в семье, дошкольных организациях, школе, в сфере массовой информации и т. д. Но наиболее системно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Современные подходы к образованию и воспитанию дошкольников»
Опубликовано: 26 мая 2019 в 16:21
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД