МААМ-картинки

Современные образовательные технологии. Новые подходы к музыкальному воспитанию

Прохоренко Анна Александровна
Современные образовательные технологии. Новые подходы к музыкальному воспитанию

Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника.

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, я использую в своей работе новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности.

Публикация «Современные образовательные технологии, Новые подходы к музыкальному воспитанию» размещена в разделах

Педагогическая технология - это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада эффективно (с высокой вероятностью получения желаемого результата) решать задачи своей профессиональной деятельности.

Основные критерии педагогической технологии :

Концептуальность

Системность

Управляемость

Эффективность

Воспроизводимость

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

- логикой процесса,

- взаимосвязью его частей,

- целостностью.

Управляемость– возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность– современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость– возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

В своей работе с детьми я использую следующие образовательные технологии :

- информационно-коммуникативные технологии (ИКТ,

- здоровьесберегающие технологии,

- технология проектной деятельности,

- технология «Триз»,

- игровая технология.

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило мне значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети более активны в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности : слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах. Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности.

Так, в разделе «Слушание музыки» использую компьютерные презентации, которые или создаю сама или нахожу в интернете. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому я сделала иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту. Например, в песне «Зима прошла» детям неясен смысл слов «канавка», «овражки», в песне «Солнечная капель» уточняем понятие «капель», поэтому я предлагаю посмотреть иллюстрации к песне, которые помогают уяснить значение слов.

Музыкально-дидактические игры также провожу с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл?» «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т. д.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

Видеоролики позволяют интересно, ярко и понятно дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера.

Использование информационно - коммуникационных технологий позволяет мне делиться опытом с коллегами, размещая свои методические разработки на страницах своего мини-сайта в «Социальной сети работников дошкольного образования», принимаю участие во всероссийском конкурсе «АРТ-талант». Владею программой Power Point.

При применении информационно-коммуникационных технологий не забываю о здоровьесберегающих технологиях, использование технических средств воспитания ограничиваю временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей.

Считаю, что педагог, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

Практика работы с дошкольниками в ДОУ показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника.

2. Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Разнообразие содержания и форм работы с детьми, позволяют детям на основе индивидуальных интересов и способностей успешно реализовывать следующие здоровьесберегающие технологии :

-дыхательная гимнастика;

-артикуляционная гимнастика;

-речь с движением или игры со словом.

Дыхательная гимнастика:

Корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, помогает выработать силу и правильное распределение выдоха.

В начале обучения главная задача – научиться правильно дышать. Этому разделу я отводила особое внимание, продвигаясь вперед, периодически возвращаясь к нему, повторяя дыхательные упражнения, в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. На занятиях должен применяться комплекс упражнений для постановки дыхания.

Дыхательная гимнастика, способствуют не только нормальному развитию голоса, но и служит охране его от заболеваний.

Примеры дыхательной гимнастики:

«пушинки» – легкий выдох, будто сдуваем пушинку;

«муха» или «пчела» – резкий выдох.

«маленький хомячок» – надуть щеки, разомкнуть зубы и быстро перекатывать воздух.

Примеры артикуляционной гимнастики:

- работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т. д.);

- с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки, массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

- высовывание языка до отказа с последовательным прикусыванием языка от кончика до все более далеко отстоящей поверхности.

- покусывание языка боковыми зубами;

- покусывание внутренней поверхности щек;

- круговые движения языком между зубами и щеками;

- цоконье и пощелкивание языком и мн. др.

"Зевота". Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызовите несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.

"Трубочка". Вытяните губы трубочкой. Повращайте ими по часовой стрелке и против часовой стрелки, потянитесь губами до носа, потом - до подбородка. Повторить 6-8 раз.

"Смех". Во время смеха положите ладонь на горло, прочувствуйте, как напряжены мышцы. Подобное напряжение можно ощутить при выполнении всех предыдущих упражнений. Смех можно вызвать и искусственно, ведь с точки зрения работы мышц не имеет значения, смеётесь вы по-настоящему или просто произносите "ха-ха-ха". Искусственный смех быстро пробудит приподнятое настроение.

Речь с движением или игры со словами:

- стимулирует развитие речи;

- развивает пространственное мышление;

- развивает внимание, воображение;

- воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Игра-упражнение «У мишки дом большой»

Цель: развитие подражательных движений

У мишки дом большой, – дети поднимаются на носки, руки тянут

вверх.

У зайки домик маленький. – дети присаживаются на корточки, руки

опускают к полу.

Мишка наш пошёл домой, – шагают как мишки, переваливаясь.

А за ним и заинька. – прыгают на двух ногах - «зайчики».

3. Технология проектной деятельности

Основная задача педагога – приобщить ребенка к удивительному и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности детей, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно – эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.

Мною разработаны и реализованы проекты «Ёлочка-красавица», «Сказка в музыке», «Театр и мы», «Симфония чувств». Имею положительные рецензии на проект «Симфония чувств», «Театр и мы».

На первом этапе формулирую проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Ввожу детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирую задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются:

- вхождение в проблему,

- вживание в игровую ситуацию,

- принятие задач и целей.

На втором этапе помогаю детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.

На третьем этапе оказываю ребятам практическую помощь, а также направляю и контролирую осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

На четвёртом этапе готовлю презентацию по деятельности конкретного проекта и провожу её. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

Работая над творческим проектом «Сказка в музыке», с одной стороны, дети знакомятся с жизнью и с творчеством композитора П. И. Чайковского, с его музыкальными произведениями, с другой стороны - развиваются творческие способности детей. Не смотря на сложность данных музыкальных произведений, дети проявляют интерес и узнают музыкальные персонажи сказок в музыке. С воспитателем на занятиях художественного творчества дети рисовали рисунки по пройденному материалу. Так же, проект включал в себя подготовку к новогоднему утреннику.

Проект «Ёлочка-красавица» так же включал в себя подготовку к новогоднему утреннику.

В проекте «Симфония чувств» дети знакомятся с различными видами эмоций, которые могут передавать характер и настроение человека.

Начав использовать в своей деятельности проектный метод, я убедилась в его эффективности, что во многом обусловлено особым взаимопроникновением разных разделов образовательной программы друг в друга. Решая поставленные задачи, воспитатель и музыкальный руководитель тесно сотрудничают в рамках подготовки и реализации проектов.

В ходе реализации проектов я пришла к выводу, что использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания.

Эффективное использование метода проекта предполагает тесное взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель. Поэтому в дальнейшем я планирую продолжить работу по созданию и реализации проектов.

4. Технология «Триз»

Технология использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»

Занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Технология ТРИЗ способна помочь научить детей фантазировать, придумывать, исследовать, помочь им почувствовать радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий.

С помощью Кругов Луллия закрепляю и систематизирую знания детей о музыкальных инструментах, прослушанных музыкальных произведениях. Они позволяют облегчить знакомство детей с инструментами симфонического оркестра на примере музыкальной сказки «Петя и волк».

Например в разделе слушания музыки («Петя и волк», или любое другое произведение) использую такой круг Луллия: первое кольцо - сказочные герои, второе кольцо - характер героев или настроение в виде символов, третье кольцо - музыкальные инструменты. Раскрутив круги (после прослушивания музыки) ребёнок составляет верное сочетание под стрелкой (т. е. в одном секторе). Получилось: волк - валторны -злой.

В разделе песенное, танцевальное, игровое творчество так же используется технология «Триз» (импровизация мелодии на заданный текст, сочинение и исполнение мелодии).

5. Игровая технология

Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребё нка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности.

На своих занятиях я использую следующие типы дидактических игр: сюжетно-ролевые, подвижные, настольные.

Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука.

Я использую следующие виды музыкально-дидактических игр : для развития звуковысотного слуха, на развитие чувства ритма, на развитие тембрового слуха, на развитие памяти и слуха, на развитие детского творчества.

Музыкально-дидактические пособия и игры я применяю: в процессе пения, в процессе слушания музыки, в процессе ритмических движений, в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Основной задачей моей работы в этом направлении стало развитие театральных способностей дошкольников через все виды музыкальной деятельности. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - что путь через творческую игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Я, как педагог, обучаю ребенка театрализованной игре, моделям выражения различных эмоций, навыкам управления своей эмоциональной сферой и на каждом этапе овладения детьми знаниями, умениями и навыками ставлю определенные воспитательные задачи, направленные на коррекцию отдельных черт характера ребенка.

Прежде всего, я начинаю формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показываю сама, либо совместно с другими педагогами детского сада. На этом этапе формирую у ребенка позицию “зритель” (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо “артистам”, учу выражать основные эмоции (радость, удивление, интерес, страх, знакомлю с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой. Стараюсь научить детей свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и детьми, даю роли застенчивым детям, детям с речевыми трудностями, что позволяет самоутверждению и самосовершенствованию каждого ребенка.

Постепенно расширяю игровой опыт за счет освоения разновидностей театра. Самым доступным и любимым видом театра в нашем ДОУ является кукольный театр. В театральной зоне представлены несколько видов кукольного театра: настольный, пальчиковый, театр кукол Би-ба-бо, театр на фланели.

Таким образом, занимаясь с детьми театром, я стараюсь делать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки и эталоны поведения, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

Помимо основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, я использую в своей работе дополнительные программы и технологии известных педагогов, что позволяет более успешно развивать музыкально- творческие способности детей.

Я часто пользуюсь в своей работе программой О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Меня заинтересовали в ней разделы: «Настроения, чувства в музыке, «Природа и музыка», «Песня, танец, марш». В программе О. П. Радыновой отработана методика развития у детей творческих навыков в различных видах музыкальной деятельности – ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, песенном творчестве, музыкальных играх – сказках. В этой программе так же желательно объединение различных видов искусств: музыки, поэзии, живописи. Дети в игровой форме выражают свои впечатления от музыки, становятся активными, словарь детей обогащается, дети начинают понимать, что веселая музыка может быть и торжественной и шутливой; а торжественная музыка может быть и радостной, но бывает и скорбной. Предлагаемые программой конспекты можно варьировать, опираясь на собственный педагогический опыт.

В своей работе еще использую методику К. Орфа. Методика Карла Орфа открывает для детей удивительный мир звуков: музыку дождя, солнца, ветра, сосульки, снежинки, которые можно так просто изобразить любым предметом – кубиком, бумагой, посудой, деревянными палочками и т. д. У детей воспитываются навыки импровизации, фантазии, интерес к окружающему миру, самостоятельному творчеству.

Принципы игровой народной педагогики К. Орфа.

- Креативность – предполагает творческий подход к преподаванию музыки детям. Творит педагог, творит ребенок. Малышу предлагают сочинить мелодию, придумать простое движение, подобрать рифму. Для детей это очень важно: «я – сам поэт и композитор».

- Вариативность подразумевает различные варианты, «вариации» при выполнении задания, разучивания песни или танца. Внесение новых, интересных элементов позволяет заинтересовать детей, избавляет от скучного, однообразного повторения.

- Коммуникативность – важное качество, необходимое каждому в наше непростое время. На занятиях дети учатся общаться между собой, договариваться.

Важным моментом в педагогике К. Орфа является соединение таких видов деятельности, как пение, движение, слушание с игрой, занятиями в оркестре. Как правило, все эти виды деятельности проходят одновременно, не мешая, а взаимодополняя друг друга.

В своей работе я активно применяю приемы методики Т. А. Тютюнниковой «Элементарное музицирование». Она основана на сочетании ритмодекламации с движением и исполнением на детских музыкальных инструментах. Простейшие стихи, проговариваемые приемом ритмодекламации, воспитывают у детей одновременно чувство метро – ритма, координацию движений, слаженность группового действия, свободную импровизацию, самостоятельность исполнения.

В «Ритмической мозаике» А. Н. Бурениной, Т. И. Суворовой «Танцевальной ритмике» я нашла для себя доступный способ выражения музыкальных способностей детей через ритмо – пластику движений. Все танцы сопровождаются ярким музыкальным сопровождением.

Программа музыкально – ритмического воспитания для детей 2-х, 3-х лет ( авторы: И. Н. Сауко, А. И. Буренина) основана на использовании музыкальноритмических упражнений в течении всего года: осенью, зимой, весной, летом. Малыши осваивают разнообразные музыкально – ритмические движения, пляски, игры как известных авторов, так и на народные мелодии.

Очень эффективна методика музыкально – эстетического воспитания, которая описана в программе «Ладушки». (И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева). Работа по этой программе помогает превратить каждую НОД в маленький праздник. Меня привлекает комплексный подход к НОД : патриотическое воспитание, знакомство с фольклором, танцевальная и игровая деятельность.

Использование различных педагогических технологий обогатил мой собственный опыт педагогической деятельности, явился эффективным средством развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Я открываю перед ним дверь в этот мир, помогаю развивать у него способности, и прежде всего эмоциональную отзывчивость. Применение мной на музыкальных занятиях в комплексе передовых технологий и методик обеспечивают разностороннее развитие личности ребенка благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, творческих возможностях ребенка, достигается гармоничность музыкально – эстетического воспитания, а, следовательно, решение главной цели моей работы музыкального руководителя – научить детей любить и понимать музыку.

Публикации по теме:

Современные образовательные технологии в ДОУ: классификация и характеристика Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Современные образовательные технологии в ДОУ Современные образовательные технологии в ДОУ Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии по экологическому воспитанию дошкольников» «Современные образовательные технологии по экологическому воспитанию дошкольников» Консультация для педагогов Подготовила: воспитатель Азимова.

Современные образовательные технологии в логопедической работе в ДОУ В современном мире у детей часто наблюдаются речевые нарушения различного характера. Самый благоприятный период для их устранения - 4-6.

Современные образовательные технологии в ДОУ: классификация, область применения Современные образовательные технологии в ДОУ Составитель: ст. воспитатель МБДОУ «Детский сад №21» Н. В. Ермилова Ребенок воспитывается разными.

Современные образовательные технологии в ДОУ Современные образовательные технологии в ДОУ Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать.

Современные образовательные технологии в ДОУ Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский В настоящее.

Современные образовательные технологии в работе с детьми дошкольного возрастаСовременные образовательные технологии в работе с детьми дошкольного возраста Современным образовательным организациям необходимо разрабатывать и внедрять в образовательный процесс новые педагогические технологии,.

Современные образовательные технологии в ДОУ Современные образовательные технологии в ДОУ В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные образовательные технологии. Новые подходы к музыкальному воспитанию
Опубликовано: 6 февраля 2019 в 07:22
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД