Получи документы

Современные сюжетно-ролевые игры в практике дошкольного образовательного учреждения

Светлана Замараева
Современные сюжетно-ролевые игры в практике дошкольного образовательного учреждения

Современные сюжетно-ролевые игры в практике дошкольного образовательного учреждения.

Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

Публикация «Современные сюжетно-ролевые игры в практике дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах

Игра возникает не самопроизвольно. Для ее появления необходимы три условия: 1) наличие разнообразных впечатлений от окружающей действительности, 2) наличие различных игрушек и воспитательных пособий, 3) частое обобщение ребенка со взрослыми. Определяющим является непосредственное воздействие взрослых на ребенка.

Все эти внешние условия хотя и являются безусловно необходимыми, тем не менее сами по себе они также недостаточны для возникновения ролевой игры. Для этого необходимо коренное изменение отношений ребенка и взрослых. Такое изменение и происходит в переходный период от раннего детства к дошкольному возрасту. Типичная для раннего детства совместная деятельность ребенка со взрослыми распадается. На основе овладения предметными действиями, отделения своих действий от действий взрослых и постоянных требований все большей и большей самостоятельности у ребенка формируется тенденция к самостоятельности, к самостоятельной деятельности.

Одновременно в связи с тем, что деятельность взрослых становится для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно, перед ним впервые открывается мир жизни и деятельности взрослых людей.

На основе взаимно противоречивых тенденций ребенка к самостоятельности и совместной жизни со взрослыми рождается новый тип деятельности – ролевая игра, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и, воспроизводя его жизнь, деятельность и отношения к другим людям, тем самым живет с ним общей жизнью. Ролевая игра возникает на основе новых отношений ребенка со взрослыми. Она социальна по своему происхождению; именно поэтому она не может быть не чем иным, как воспроизведением жизни и деятельности взрослых людей, т. е. социальной по содержанию. По своей форме ролевая игра является ярко выраженной самостоятельной деятельностью ребенка, через содержание игры ребенок приобщается к жизни взрослых. Поэтому в игре рельефнее, чем во всякой другой деятельности, взрослый выступает для ребенка как образец.

Деятельность людей, их отношения к предметам и к друг к другу являются особенно привлекательными для ребенка. В игре дети воспроизводят именно эту сферу окружающей их действительности. Именно в ролевой игре ребенок реализует свое стремление жить общей жизнью со взрослыми, и хотя эта жизнь протекает в сфере представлений, но она захватывает ребенка целиком и является не фиктивной, а действительно его жизнью.

Современный ребенок дошкольного возраста стремиться отражать в сюжетно-ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и в которой развивается. У дошкольников 21 века появились новые роли и новые игровые сюжеты. Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие семьи и человека, новые социальные роли взрослых. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот). Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх. А это означает что,тематика сюжетно-ролевых игр должна меняться с изменением социума. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать игра в современном воспитательном - образовательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников. Остановимся на некоторых современных сюжетно-ролевых играх, для которых целесообразно создавать условия в детском саду.

Главной целью моей работы является: Создание условий по организации современных сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на формирование у детей дошкольного возраста умений жить в сложном, быстро меняющемся мире, взаимодействовать с окружающими людьми, жить в социуме. В работе педагога игра является средством реализации задач ФГОС ДО.

Игра является средством реализации задач ФГОС ДО

*Игра- как средство усвоения норм и ценностей, принятых в обществе.

*Игра – как средство развития общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

*Игра – как средство становления самостоятельности, целенаправленности собственных действий.

*Игра – как средство развития эмоциональной отзывчивости, формирования уважительного отношения к семье и к обществу.

*Игра – как средство формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

В данном опыте работы я представляю следующую тематику сюжетно-ролевых игр.

- Агентство недвижимости

- Салон красоты

- Салон сотовой связи

Направлением моей работы являлась непрерывная связь между педагогами, детьми, родителями, социума по организации современных сюжетно-ролевых игр.

Чтобы в детском саду научить детей играть в сюжетно-ролевую игру, отражающую современные профессии, воспитателю необходимо самому знать их, и четко представлять, чем занимается тот или другой человек в своей профессии.

При организации игры в старшем дошкольном возрасте к «большой игре» подходим постепенно используя различные формы работы с детьми и родителями.

Дети. Чтение художественной литературы (Чуковский К. И. Телефон, Носов Н. Н. Телефон, Михалков С. А что у вас, В парикмахерской, Житков Б. Что я видел. Какой номер. Русско-народные сказки Теремок, Рукавичка, Лиса и заяц, Скебцова М. Чудесный парикмахер, Кругляков Г. Мода, Успенский Э. Страшная история).

Рассматривание иллюстраций о профессиях, изображений домов, районов Нижнего Тагила, различных марок телефонов.

Беседы: что такое недвижимость? Что продают? что покупают? для чего нужны сотовые телефоны, этикет телефонных разговоров, как я с мамой ходил в салон красоты, о профессиях парикмахера,визажиста, менеджера по продажам (телефонов, недвижимости,риэлтора.

Дидактические игры : Угадай профессию по ключевым словам, Загадки, Позвони родным, Построим дом, Как живешь, Для чего эти предметы? Что умеют мастера? Кому что нужно для работы?

Творческая деятельность: сбор атрибутов для игры, приготовление коллажей, приготовление бланков, счетов, бейджиков.

Родители принимали активное участие в создании предметно-пространственной среды, оформление папки: профессии родителей, экскурсии в салоны сотовой связи, салоны красоты, агентство недвижимости. Во время экскурсий было дано задание обратить внимание на оборудование, обращение с клиентами, услуги которые там оказывают.

При организации с/р игры «Агентство недвижимости» были поставлены следующие задачи:

1. Формировать умение детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно им;

2. Расширять сферу социальной активности детей и их представлений об окружающем;

3. Закреплять знания о работе агентств по продаже недвижимости;

4. Предоставлять возможность занимать различные позиции взрослых.

Была создана предметно - пространственная среда.

-Каталоги с разными видами недвижимости.

-Планы квартир.

-Фотографии районов города.

-Договора купли-продажи.

-Банковские карточки.

-Кассовый аппарат

Введены следующие игровые действия.

-Знакомство с рекламными проспектами

-Выбор недвижимости

-Обсуждение местонахождения недвижимости

-Знакомство с особенностями планировки и оформления

-Оформление сделки

-Оплата покупки

-Оформление документов

При организации с/р игры «Салон сотовой связи» были поставлены следующие задачи:

1. Научить детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли;

2. Отражать в игре явления социальной действительности;

3. Закреплять правила поведения в общественных местах, корпоративную этику;

4. Формирование навыков речевого этикета;

5. Учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные для себя моменты;

6. Учить оценивать качество выполнения задания.

7. Формировать навыки сотрудничества.

Была создана предметно- пространственная среда.

-Ветрина с различными марками детских телефонов.

-Каталог с различными марками телефонов.

-Бейджики сотрудников.

-Рекламные проспекты.

-Банковские карты. Кассовый аппарат

Введены следующие игровые действия.

-Работа операторов связи (продажи сотовой связи).

-Работа менеджеров по продаже сотовых телефонов, аксессуаров для них.

-Оплата услуг.

-Продажа карточек различных сотовых кампаний.

При организации с/р игры «Салон красоты» были поставлены следующие задачи:

1. Учить комбинировать знания, полученные из разных источников, отражать их в едином сюжете игры.

2. Побуждать детей самостоятельно распределять роли и создавать необходимые условия.

3. Создавать условия для творческого самовыражения.

4. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений

5. Формирование навыки культурного поведения в общественных местах, уважительного отношения к работникам салона.

Была создана предметно- пространственная среда.

-Фен. Расческа.

-Фартук для парикмахера.

-Зеркало.

-Шампунь.

-Баночки.

-Ножницы.

-Заколки.

-Журнал с образцами причесок.

Введены следующие игровые действия

-Работа с клиентами.

-Оформление заказов

-Выполнение услуг (завивка, стрижка, мытье головы, окраска волос, оформление причесок, покрытие волос лаком).

-Консультации

-Оплата услуг

Наполнение игровыми материалами уголков современных сюжетно-ролевых игр осуществляется по мере ознакомления детей с деятельностью взрослых, особенностями социума. Такая система работы и созданная предметно- пространственная среда группы обеспечит реализацию задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Целевой ориентир ФГОС ДО – это формирование личности в современном обществе.

Литература:

1. Смирнова Е. И. Современный дошкольник : особенности игровой деятельности. // Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 – 74

2. Солнцева О. В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр. Сопровождение сюжетных игр детей. Издательство «Речь», 2010 г.

3. Эльконин Д. Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконин; ред. -сост. Б. Д. Эльконин -6-е изд. стер. – М: Издательский центр «Академия» 2011. -384 с.

4.https://ipk74.ru/virtualcab/professional/uchebno-metodicheskoe-obespechenie/doshkolnoe-obrazovanie/sovremennye-syuzhetno-rolevye-igry-v-praktike-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya

5.https://glorify.ru/dlya-studenta/1-kurs/modelirovanie-siuzhetnorolevykh-igr/

Публикации по теме:

Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения «Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения» Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном.

Сюжетно-ролевые игры в средней группе (фотоотчет)Сюжетно-ролевые игры в средней группе (фотоотчет) ЦЕЛЬ: Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции; учить распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; учить.

Фотоотчет «Сюжетно-ролевые игры»Фотоотчет «Сюжетно-ролевые игры» Сюжетно-ролевые игры. 1. Больница - самая популярная игра на мой взгляд среди дошкольников. И чтобы игра стала более интересной, я решила поиграть.

Развитие личности ребенка дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры в условиях дошкольного учреждения воспитатель Сейтбелялова Р. Р. Актуальность проблемы. Игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста, вызывающая в.

Педсовет «Сюжетно-ролевые игры в экологическом воспитании дошкольников» Педагогический совет Тема:«Сюжетно-ролевые игры в экологическом воспитании дошкольников». Подготовка к педагогическому совету: • разработать.

Развитие общения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр Темапроекта:Развитие общения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевые игры Вид проекта:познавательно-игровой Участники.

Развиваемся, играя. Дидактические и сюжетно-ролевые игры (фотоотчет)Развиваемся, играя. Дидактические и сюжетно-ролевые игры (фотоотчет) На фото представлены сюжетно-ролевые, строительные, дидактические игры на развитие социально-коммуникативных способностей, сенсорное развитие,.

Реализация ФГОС дошкольного образования в практике работы дошкольного образовательного учреждения На сегодняшний день перед нами (педагогами) актуальным является вопрос организации деятельности в соответствии с федеральным государственным.

Статья: Как научить ребёнка младшего и среднего дошкольного возраста играть в сюжетно-ролевые игры. На каждом возрастном этапе развития ребёнка свой ведущий тип деятельности, у детей дошкольного возраста это игра. В сюжетно-ролевой игре.

Сюжетно-ролевые игры с элементами конструированияСюжетно-ролевые игры с элементами конструирования В конце марта на базе нашего детского сада прошло заседание ШТЛ (секция «Учим, играя») по теме «Сюжетно-ролевая игра с элементами конструирования».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные сюжетно-ролевые игры в практике дошкольного образовательного учреждения
Опубликовано: 19 октября 2015 в 14:39
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД