МААМ-картинки

Современные виды и формы организации детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности

Мария Егоркина
Современные виды и формы организации детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности

Современное образование нацелено на развитие ребёнка. В связи с этим меняются подходы к организации детской деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Поэтому вопросы поиска новых, эффективных форм организации изобразительной деятельности дошкольников приобретают сегодня особое звучание.

Публикация «Современные виды и формы организации детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности» размещена в разделах

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды художественного творчества, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Но, самыми привлекательными для детей остаются рисование и лепка, которые воспринимаются ими, как игра.

В настоящее время обучение и развитие дошкольника осуществляется в игре. На смену учебным занятиям, приходит непосредственно образовательная деятельность (НОД, которая реализуется в партнёрском взаимодействии взрослого и ребёнка через организацию различных видов детской деятельности, а также их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

Интересной формой решения проблемы ознакомления детей с изобразительным искусством является организация необычной, виртуальной экскурсии в музей.

Рассмотрим алгоритм конструирования «игровой оболочки» образовательной ситуации на основе просмотра образовательного мультфильма «Маленький Художник» :

1. Выбор темы.

2. Формулировка темы на «игровом языке»

3. Определение «дидактических единиц» занятия в соответствии с сюжетом игры.

Как показывает практика, сконструированная таким образом «игровая оболочка», позволяет ребёнку во время просмотра образовательного мультфильма, погрузиться в мир искусства и обеспечивает соприкосновение дошкольника с произведениями различных видов искусства. Это активизирует познавательную деятельность, обогащает эстетический опыт ребёнка, создаёт условий для восприятия образно-символического языка искусства и мотивирует к собственной изобразительной деятельности.

Одним из видов современной организации изобразительной деятельности со старшими дошкольниками является конструирование и проведение интегрированных и комплексных занятий на основе интеграции учебного материала из нескольких сфер жизнедеятельности детей вокруг одной темы или понятия, например «Тайны подводного царства», «Вальс Цветов», «Зимушка-Зима», «Матушка Осень», «Образ весны в танце, музыке и картинах художников». Средством объединения приобретённых знаний в целостную систему может являться изобразительная деятельность, взаимодополняющие друг друга рисование, лепка и аппликация.

Таким образом, виды и формы организации изобразительной деятельности в современном детском саду разнообразны. Новым является то, что развитие ребёнка осуществляется как в рамках НОД, так и в свободной деятельности, а также в ходе проведения режимных моментов, например: лепка из снега и декорирование снежной скульптуры «В царстве Снежной Королевы», или экскурсия во время прогулок «В гости к Дереву идём».

Экскурсия, как совместная деятельность ребенка старшего дошкольного возраста и педагога, является одной из интересных форм организации детской деятельности.

Практика показывает, что для любознательного дошкольника привлекательной может стать любая экскурсия, организованная как внутри детского сада, так и за его приделами. Это может быть прогулка по городу, выход к значимым социальным объектам. При этом важно помнить о том, что основным объектом познания должно оставаться именно эмоционально-образное созерцание воспринимаемого (подлинные объекты в их первичном состоянии, гармонии с окружающим пространством и предметами).

Данные формы наиболее эффективно используются в период предшкольного образования, создавая условия для целостного восприятия мира искусств.

Одна из наиболее разработанных в практике дошкольного образования форма организации совместной (партнёрской) деятельности взрослого и детейэто художественная мастерская: живописца, графика, скульптора.

Данная форма работы организуется, как правило, в целях совершенствования и закрепления изобразительных умений ребёнка и развития творческих способностей детей, на основе уже имеющихся у них знаний и умений.

Алгоритм организации художественной мастерской:

1. Постановка проблемы или задачи, требующей продуктивного решения. Совместное с детьми обсуждение. Проговаривание цели деятельности мастерской – что будем делать.

2. Совместное обсуждение способа организации деятельности – как будем делать.

3. Показ варианта готового продукта или приёма работы по просьбе детей.

4. Самостоятельная работа всех участников мастерской.

5. Совместное обсуждение общего результата, использование общего продукта для решения проблемы (организация выставки или использование в игре).

Нацеленность на создание творческого продукта в условиях художественной мастерской ставит ребёнка в позицию художника, которую он реально проживает. Но, важно учитывать то, что с одной стороны, продолжительность занятия не может превышать установленных для старших дошкольников норм (25-30 минут, а с другой стороны - творческая деятельность требует неспешного проживания и необходимо продумать возможности для завершения творческого продукта с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Например, организовать работу творческой группы художников в свободное время для того, чтобы завершить свою работу.

Современной и эффективной формой организации изобразительной деятельности и приобщения детей старшего дошкольного возраста к искусству являются творческие проекты, которые могут быть нацелены на создание индивидуального или коллективного авторского продукта.

В нашем детском саду мы реализуем разнообразные творческие проекты, как краткосрочные (1-3 занятия) например, для подготовки ребёнка в участию в конкурсе рисунков или поделок, так и среднесрочные (один месяц, например для подготовки детей к участию в экологической акции.

Для детского сада наиболее актуальны среднесрочные и краткосрочные проекты, но возможна и реализация долгосрочных творческих проектов, например в целях создания анимационного фильма в детском саду.

Сегодня мультипликация в ДОУ рассматривается как педагогический инструмент, как особый вид наглядности, оказывающий мощное эмоциональное воздействие на ребёнка и обладающий огромным воспитательно-образовательным потенциалом.

Современные компьютерные технологии позволяют детям не только воображать себя художниками-мультипликаторами, но и самим стать создателями мультфильма в сотворчестве со взрослыми.

В заключении, хочется отметить, что в поисках оптимальных форм организации изобразительной деятельности в детском саду, мы прошли путь от технологии интегрированного занятия до технологии игровой и проектной деятельности и считаем творческие проекты наиболее эффективной формой.

Реализация творческого проекта позволяет вовлекать родителей в образовательную деятельность. Кроме того, руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается не только в организатора познавательной деятельности своих воспитанников, но и становится активным её участником. Коллективная творческая деятельность взрослого и детей обеспечивает развитие коммуникативных качеств ребёнка, его мышления, речи, воображения; создаёт оптимальные условия для развития детского творчества. Ребёнок приобретает опыт радости и торжества общей победы над трудностями.

Таким образом, новые формы организации занятий с детьми способствуют реализации личностно-ориентированного, индивидуального и интегративного подхода к организации изобразительной деятельности старших дошкольников, обеспечивают решение основных задач эстетического развития старших дошкольников.

Применение современных форм организации детской изобразительной деятельности способствует углубленному развитию творческих способностей старших дошкольников и обеспечивают условий создания социальной ситуации развития детей :

• обеспечение эмоционального благополучия через игровые способы взаимодействия с ребёнком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

• поддержка индивидуальности и инициативы ребёнка через организацию образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей дошкольников; создание ситуации, в которых дети сами выбирают изобразительные материалы, условия и участников совместной деятельности (игровой или проектной);

• вовлечение родителей в образовательную деятельность через реализацию проектной деятельности;

• развитие умения детей работать в группе сверстников через организацию коллективной деятельности в творческих группах;

организация различных видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества через интеграционные и комплексные виды организации изобразительной деятельности.

Литература:

1. Гогоберидзе, А. Г. Современные технологии приобщения дошкольников к изобразительному искусству и развития творчества в изобразительной деятельности [Текст] /А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева// Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения, - СПб. : Питер, 2013.- С. 345-346.

2. Радынова, О. П. Художественно-творческие педагогические технологии как средство реализации содержания образовательной деятельности дошкольников [Текст] / О. П. Радынова, Т. А. Копцева//Художественно-эстетическое развитие ребёнка в дошкольном детстве. - М. :Дрофа, 2014.-С. 145-150.

3. Сажина, С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ : Методическое пособие [Текст] / С. Д. Сажина. - М. :ТЦ Сфера, 2008.-128 с.

Публикации по теме:

Развитие детского творчества на занятиях по изобразительной деятельности детей с ТНРРазвитие детского творчества на занятиях по изобразительной деятельности детей с ТНР Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие детского творчества на занятиях по изобразительной деятельности детей с ОВЗ»Одним из наиболее.

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Конспект беседы-занятия «Виды росписи пасхальных яиц» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект беседы-занятия «Виды росписи пасхальных яиц» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования школы раннего развития "Звездочка" МБУ ФОСЦ "ОРИОН" высшей квалификационной.

Дидактическая игра-судоку «Зимние виды спорта» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра-судоку «Зимние виды спорта» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра "Судоку. Зимние виды спорта" для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: Привлечение детей к здоровому.

Фотоотчет о занятиях по продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возрастаФотоотчет о занятиях по продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста В детском саду игровой и продуктивной деятельности уделяется большая часть времени. Продуктивная деятельность учит детей самостоятельности,.

Конспект НОД по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Зимние совы»Конспект НОД по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Зимние совы» Цель: Продолжать работу с детьми по созданию зимней композиции, используя имеющиеся умения и навыки работы с гуашью. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Бабочка красавица»Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Бабочка красавица» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Осенний пейзаж» для детей старшего возраста.Конспект занятия по изобразительной деятельности «Осенний пейзаж» для детей старшего возраста. Познавательное развитие: Уточнить и систематизировать представления детей о признаках осени. Формировать интерес к искусству, наблюдательности,.

Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности»Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности» Современные требования к организации игровой деятельности. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное.

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семьеРекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные виды и формы организации детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности
Опубликовано: 25 октября 2022 в 22:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД