Папки-передвижки

Создание единого пространства «родители — дети — педагоги» для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства

Евгения Алексеева
Создание единого пространства «родители — дети — педагоги» для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства
▼ Скачать + Заказать документы

Трансформация ценностей и ориентиров в современном обществе, требует перестройки многих социальных отношений. Основным лозунгом в ускоренном ритме жизни является «развитие», закладывающие основу для непрерывного образования, в связи с этим образовательные услуги становятся одним из самых востребованных направлений удовлетворения потребностей общества. Основными субъектами образовательной деятельности являются: дети, родители и педагоги. Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ» родители являются первыми педагогами, поэтому одним из важных требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС) к уровню компетенции педагогических работников образовательных учреждений является взаимодействие с родителями. Необходимость поиска новых схем сотрудничества является ценным базисом для построения эффективных траекторий на всех уровнях образовательного процесса. Дошкольное образование является первым уровнем в системе образования, поэтому именно на данном этапе актуально сформировать результативный опыт на перспективу, для эффективного взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

Публикация «Создание единого пространства „родители — дети — педагоги“ для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства» размещена в разделах

Первая ступень образования начинается с детского сада. Формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Перед нами, как и перед всеми нашими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности обучающихся.

Для эффективной работы с родителями воспитанников мы начали с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Наиболее распространенными и традиционными методами изучения семьи являются, анкетирование, беседы, наблюдения, которые помогают правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные и новые формы взаимодействия. Используя этот метод, мы установили условно три группы родителей, которых объединяет одно – желание видеть своего ребенка в детском саду, где он получит полноценное развитие, воспитание и обучение.

Родители первой группы постоянно заняты на работе, у них нет времени посещать собрания, консультации, семинары. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии для стен-газеты.

Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Наша задача – не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, вовлечь их в работу детского сада.

Третья группа – это семьи с неработающими мамами. Мы выделяем из этой родительской группы энергичных мам, которые и становятся активными помощниками.

На одном из родительских собраний для того, чтобы лучше понять особенности семьи я провела ролевую игру «Ценности вашей семьи». Мы хотели выявить не статистические данные (сколько человек, род их занятий и сфера увлечений, а ценностные. Что в данной семье считают самым важным, то, какой смысл вкладывают в понятие воспитания, то, на что направлены основные усилия. Нами было предложено родителям воспитанников определить степень значимости для них и их семьи определенных качеств (проранжировать). Далее предложили в группах рассмотреть ситуацию и разобрать, как семьи с разными ценностными установками могут по-разному реагировать на эту ситуацию. Такой подход в работе с родителями дает возможность лучше узнать друг друга и избежать конфликтных ситуаций в группе.

Применяем в своей работе традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, суть которых - обогатить их педагогические знания.

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, круглые столы. Из практики работы выявили виды работы: совместные мероприятия педагогов и родителей, родительские собрания, конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, тематические выставки, совместные мероприятия педагогов, родителей и детей, дни открытых дверей, викторины, праздники, семейные конкурсы, концерты, оформление группы и летней веранды, соревнования, благоустройство ДОУ и территории.

Родительские собрания проводятся в различных формах:

• собрание – мастер-класс (цель – выявить в ходе мастер-класса представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения); например, сделать куклу-малютку из лоскутков ткани и попытаться разобраться во взаимоотношениях родителей и ребенка. Проведение мастер-класса может осуществляться не только воспитателями, но и родителями, которые могут чем-то поделиться, чему-то научить других родителей. В ближайшем будущем планируем провести мастер-класс по изготовлению пряников, который проведет родитель нашей группы.

• собрание-практикум (цель – обучить социальным упражнениям, помочь применить полученную информацию на практике); например, "Нетрадиционные техники рисования", викторина для мам «Моя мама - лучший доктор», приуроченное ко Дню матери;

• открытое занятие (цель – повысить педагогические знания родителей и интерес к делу воспитания) например, темы «Островки безопасности» или «Прогулки по паркам Новосибирска».

• собрание-презентация (цель – организовать совместную деятельность родителей, воспитателей и дошкольников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повысить культуру участников дорожного движения) например, «Азбука дорог для родителей»

• круглый стол на тему «Особенности развития детей четвертого года жизни» (цель – создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу, снятие барьеров в общении).

Тематические консультации предлагаются с целью ответить на вопросы, интересующие родителей : «Как вести здоровый образ жизни», «Поведение в зимний период рядом с водоемами», «Роль мамы в воспитании детей», «Конфликты между детьми из одной семьи», «Воспитание мальчиков и девочек» и т. д.

Одной из форм вовлечения родителей в образовательный процесс являются «Дни открытых дверей». Происходит знакомство родителей с жизнью детского сада, «включение» родителей в общую деятельность детей и педагогов, участие в играх, организованно-образовательной деятельности, знакомство с традициями ДОУ. Данная форма работы способствует единению, партнерству детей, родителей и воспитателя.

Ежегодно в детском саду проводятся тематические выставки поделок и рисунков детей, родителей и педагогов на уровне ДОУ и района: «Нам года – не беда», «Мои любимые герои», «Мой любимый город», «Вместе с мамочкой», «С днем рождения, детский сад», «Дары осени» и т. д.

Одной из форм взаимодействия с родителями является привлечение родителей к участию в утренниках. Родителям я предлагаю поучаствовать в конкурсах, музыкальных номерах, играх. Благодаря чему родители могут хорошо прочувствовать работу воспитателя, атмосферу в группе, пережить проблему изнутри – это дать родителям ребенка роль в утреннике. На каждом утреннике или празднике внутри группы обязательно принимают участие 1-2 родителя.

Совместно с родителями мы приняли участие в экологической акции. В целях экологического воспитания, формирования культуры бережного отношения к природным ресурсам у молодежи и внедрения практики современного способа сбора отходов, подлежащих вторичной переработке. Новосибирское отделение Всероссийского общества охраны природы реализовал проект «Садики за раздельный сбор отходов». В 2020 учебном году наш сад стал победителем в номинации «ЭкоСад» среди ДОУ Октябрьского района. Благодаря активному участию родителей моя группа заняла первое место по сбору макулатуры в ДОУ и была награждена благодарственными письмами и пригласительным в зоопарк на 30 человек.

Для анализа включенности родителей в образовательный процесс, а так же в степени удовлетворенности работой ДОУ родителями, было проведено анкетирование.

Ежемесячно посещали «Клуб молодых родителей-педагогов», ведет клуб детский психолог, доцент НГПУ Яковенко Татьяна Дмитриевна. Формат встречи – открытая дискуссия – помогает ее участникам выявить существующие проблемы, поделиться опытом, мыслями и переживаниями. Новые подходы взаимодействия с родителями, как сегодня строить диалог с родителями, что значит «партнёрские отношения», как может быть выстроена совместная деятельность, какие задачи мы можем и должны решать во взаимодействии с родителями

В своей деятельности (работе с родителями) ориентируемся на следующие принципы:

1. Считать семью основным получателем услуг.

2. Стимулировать, поддерживать и уважать решения, принимаемые семьей. Этот принцип предлагает специалистам рассматривать членов семьи как важнейших участников образовательной команды и главных людей, отвечающих за принятие решений относительно стратегий образования ребёнка.

3. Проявлять гибкость и чуткость, предоставлять всеобъемлющие услуги, призванные улучшить жизнь ребенка и семьи. Этот принцип предполагает необходимость уважать различные культурные ценности семей, содействовать мобилизации неформальных ресурсов родителей для удовлетворения изменяющихся потребностей ребенка, оказывать помощь в обеспечении доступа к официальным общественным услугам (медицинским, социальным, а также координацию этих услуг (Свирская Л. В.). Педагоги должны взаимодействовать с родителями как партнеры, обеспечивая им необходимую поддержку. Это позволяет максимально удовлетворить потребности детей, возникающие при обучении и развитии.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что преимущества системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны:

• во-первых, появился положительный эмоциональный настрой и сближение педагогов и родителей в совместной работе по воспитанию детей;

• укрепились партнерские отношения между детским садом и родителями;

• повысилась педагогическая культура родителей (имеют представления об особенностях детской возрастной психологии, владеют элементарными знаниями, как организовать свободное время детей);

родители стали активными участниками различных конкурсов на разных уровнях.

Но мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Сегодня все мы понимаем - чтобы воспитать здорового и счастливого ребенка в наше беспокойное, сложное время, педагогам и родителям нельзя перекладывать ответственность друг на друга, строить отношения с позиции конфронтации и давления. Сегодня необходим диалог, взаимопонимание, сотрудничество образовательного учреждения и семьи.

Методический материал, применяемый в период деятельности:

1. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

3. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций". (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва);

4. Конституция Российской Федерации

5. Конвенция о правах ребенка

6. Закон о персональных данных

7. Л. А. Уланова, С. О. Иордан. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет. – СПб. : Детство-Пресс

8. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г. ,

9. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М., 2001г.

10. Зверева О. Л. Конкурс знатоков педагогических секретов. // Д/в 1997г. ,

11. Зверева О. Л. Методическая помощь воспитателю в подготовке к общению с родителями. // Управление ДОУ 2002г. ,

12. Зверева О. Л., Кротова Т. В. // Общение педагога с родителями в ДОУ//.

13. Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г. ,

14. Шатверян Т. С., Прищепа С. С. «Технология гармонизации детско-родительских отношений».

15. Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон. 2002 г.

16. Аралова М. А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель ДОУ. 2007.

17. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Д/в 1998

18. Богославец Л. Г., Давыдова О. И., Майер А. А., «Работа с родителями в ДОУ» Управление ДОУ 2008г.

19. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб: Речь, 2002г.

20. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду.

Публикации по теме:

«Использование разнообразных форм работы в детском саду с семьей с целью создания единого образовательного пространства» Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е. А. Мухачёва).

Оформление группы как единого индивидуализированного пространстваОформление группы как единого индивидуализированного пространства Пространство нашей группы организовано в виде "центров", оснащёных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы.

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Создание единого пространства развития ребенка» Конспект родительского собрания в подготовительной группе Тема: «Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи».

Консультация для педагогов «Технологии создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства» Данный материал предлагается для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста по основной образовательной программе дошкольного образования.

Педагоги, дети и родители — мы вместе. ФотоотчетПедагоги, дети и родители — мы вместе. Фотоотчет «На тропинках, на дорожках Снег таинственно лежит. Он лежит и нас тревожит, Человек в снегу скользит. Человек идти спокойно В красоте такой.

Педагоги и родители: совместная работа по организации ППРС в младшей группеПедагоги и родители: совместная работа по организации ППРС в младшей группе Имея множество готовых пособий и игр, у современного педагога всё же возникает потребность в дополнительных материалах, разработанных лично.

Проект «Мячи бывают разные». Совместная образовательная деятельность (дети, родители, педагоги) Проект: «Мячи бывают разными» Пояснительная записка: ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать.

Работа с родителями для создания единого пространства детского сада и семьиРабота с родителями для создания единого пространства детского сада и семьи Работа с родителями для создания единого пространства детского сада и семьи Современные требования к роли родителей в воспитании детей.

Создание предметно-развивающей среды. Маркер для разделения пространства «Автомобиль»Создание предметно-развивающей среды. Маркер для разделения пространства «Автомобиль» Создание предметно-развивающей среды: Маркер для разделения пространства "Автомобиль". Доброе время, мои дорогие гости! Продолжаем обогащать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Создание единого пространства «родители — дети — педагоги» для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства
Опубликовано: 24 февраля 2024 в 20:27
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание единого пространства «родители — дети — педагоги» для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Алексеева (УИ 1330742) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД