МААМ-картинки

Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Ксения Владимировна
Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Добры день, дорогие гости моей страницы, родители и коллеги. Представляю вашему вниманию опыт работы на группе компенсирующей направленности.

В настоящее время согласно требованиям, Федерального государственного образовательного стандарта и ФАОП предметно-пространственная образовательная развивающая среда (далее ППРОС) создается для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

Публикация «Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР» размещена в разделах

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе компенсирующей направленности создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности и ее социализации.

Главное требование к ППРОС– ее развивающий характер.

Развивающая предметно-пространственная среда группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи соответствует требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям. ППРОС группы обеспечивает реализацию адаптированной основной образовательной программы. Все центры организованы таким образом, чтобы одновременно обеспечить возможность коррекционно-развивающей работы, совместной организованной деятельности детей с педагогом и самостоятельной активности детей. Дидактические пособия, иллюстративный материал поддерживают интерес ребенка к различным видам деятельности, побуждают к выполнению заданий, стимулируют к творческому самовыражению.

Предметно-пространственная развивающая среда группы компенсирующей направленности соответствует принципам, продиктованным ФГОС ДО и является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной:

- содержательно-насыщенной и динамичной - включать средства обучения (в том числе технические и информационные, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие общей и тонкой моторики обучающихся с ОВЗ, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие обучающихся во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; игрушки должны обладать динамичными свойствами - подвижность частей, возможность собрать, разобрать, возможность комбинирования деталей; возможность самовыражения обучающихся;

- трансформируемой - обеспечивать возможность изменений ППРОС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей обучающихся;

- полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих ППРОС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

- доступной - обеспечивать свободный доступ обучающихся, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Все игровые материалы должны подбираться с учетом уровня развития его познавательных психических процессов, стимулировать познавательную и речевую деятельность обучающегося с ОВЗ, создавать необходимые условия для его самостоятельной, в том числе, речевой активности;

- безопасной - все элементы ППРОС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования. При проектировании ППРОС необходимо учитывать целостность образовательного процесса в Организации, в заданных Стандартом образовательных областях : социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической;

- эстетичной - все элементы ППРОС должны быть привлекательны, так, игрушки не должны содержать ошибок в конструкции, способствовать формированию основ эстетического вкуса ребенка; приобщать его к миру искусства;

Развивающее пространство нашей группы организовано так, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться, играть, наблюдать. Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование специально организованных занятий и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной активности. Создавая коррекционно-развивающую среду группы, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, мобильной, вызывала стремление участия детей во всех видах деятельности

В группе выделены различные центры, которые доступны детям, а в зоне образовательной деятельности используются мебельные комплекты — столы и стулья, доска. Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Определяя наполняемость ППРОС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей :

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие

В группах для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) предусматривается следующий комплекс из l 0 центров детской активности:

1. центр двигательной активности ориентирован на организацию игр средней и малой подвижности в группе. При правильно организованном физическом воспитании мы не только укрепляем здоровье детей, но и корректируем имеющиеся нарушения моторики, предупреждаем формирование неправильных двигательных стереотипов. Поэтому физическое воспитание в группе – самая важная часть общей системы воспитания и обучения детей с нарушенным речевым развитием. Центр оформлен эстетично, соответствует возрасту детей, достаточное количество оборудования обеспечивает двигательную активность детей в течение дня. Данный центр содержит атрибуты к подвижным играм, спортивный инвентарь: мячи, кубики, гимнастические палки, кольцеброс, массажеры, кегли, скакалки, мешочки с грузом, коврики для массажа стоп, маски. Нетрадиционное оборудование - бильбоке, моталочки. Также данный центр содержит иллюстративный материал познавательного характера о разных видах спорта и их атрибутах.

2. центр безопасности: Центр безопасности нацелен на создание условий для культурных практик формирования безопасного поведения дома, на улице. У детей формируются навыки безопасного поведения в различных ситуациях, увеличивается словарный запас. В данном центре дети с ТНР успешно усваивают правила и переносят опыт безопасного поведения в самостоятельную игру (дети объясняют куклам основные источники и виды опасностей, обучают правилам безопасного поведения, тем самым развивают связную речь. Он оснащён дидактическими играми по правилам дорожного движения (светофор, дорожные знаки, перекресток, макет города и дороги); по правилам поведения в транспорте; по правилам поведения в общественных местах; сюжетными иллюстрациями по пожарной безопасности и безопасности на дороге, лэпбуки по безопасности.

3. центр игры, содержащий оборудование для организации сюжетно-ролевых детских игр. Игровой центр оснащен атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей : «Супермаркет», «Салон красоты», «Семья», «Больница», «Кафе», «Аптека», «Зоопарк», «Ветеринарная лечебница», «Водители», «Строители». Он формирует представления детей о разнообразной профессиональной деятельности взрослых, способах деятельности и значении профессиональных инструментов.

4. центр конструирования, в котором есть разнообразные виды строительного материала и детских конструкторов, бросового материала схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей. Свободное пространство на ковре даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек.

Овладение конструированием способствует расширению словаря, обогащению детской речи. Осуществляя конструктивные действия, анализируя объекты, планируя с помощью взрослого предстоящую деятельность, давая словесный отчет о проделанных действиях и пр., ребенок усваивает необходимые слова в связи с потребностями другой деятельности, что способствует формированию правильного значения слов и способов их употребления.

5. центр логики и математики, содержащий разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, а также демонстрационные материалы для овладения детьми понятиями «величина», «количество», «множество», «число», «плоскость» и «пространство», эталонами «формы» и «цвета», для развития, мышления, памяти, внимания.

Центр оснащен счётными кассами, цифровыми веерами, линейками, наборами счётных палочек на каждого ребенка, дидактическими играми «Лото», пазлы, «Сложи узор», блоки Дьенеша, «Палочки Кюизенера», «Часть и целое», «Ассоциации», плоскостными предметными картинками для счёта, мелкими игрушками для счёта (грибочки, математическими загадками, логическими кубиками, многоразовыми прописями, считалочками, физминутками.

6. центр экспериментирования, Дети с нарушениями речи учатся рассуждать вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат. Использование в рамках коррекции исследовательской деятельности позволяет развивать познавательные процессы и речь ребенка. Для детей ТНР мы используем : схемы (таблицы, модели) с алгоритмами выполнения опытов, серии картин с изображением природных сообществ, тематические альбомы, коллекции, мини-музей (тематика различна, например "Изделия из камня", природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена и др., утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д., технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д., красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.). Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, крупа, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. Сито, воронки, половинки мыльниц, формы для льда. Проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы. Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов. Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки. Карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

7. центр познания и коммуникации детей, оснащение которого обеспечивает расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Центр коммуникации оснащен:

-наглядный материал для проведения артикуляционной гимнастики;

-материалы для автоматизации и дифференциации звуков;

-пособия на формирование длительной, направленной воздушной струи;

-игры и пособия на развитие мелкой моторики.

Центр коррекции звукопроизношения: здесь расположено большое зеркало и детский стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа;

индивидуальные зеркала, перед которыми проводится значительная часть работы, требующей зрительного контроля ребёнка (артикуляционные и мимические упражнения, постановка звуков и их первичная автоматизация);

кассы букв, слогов, звуковые линейки, символы звуков;

дидактические игры и пособия для развития речи детей.

• мнемотаблиц по лексическим темам;

• дидактических пособий «Логокуб», «Кубик Блума», «Звуколандия», «В мире сказок», «Волшебные треугольники», «Конструктор фраз», и др.

Центр познания содержит комнатные растения, правила и схемы ухода за ними, игры экологического содержания, макеты, календарь природы, дневники наблюдений. Каждое комнатное растение имеет паспорт с его описанием. Паспорта комнатных растений составляют и зарисовывают дети, совместно с воспитателями и родителями.

8. книжный уголок, содержащий художественную и документальную литературу для детей, обеспечивающую их духовно-нравственное и этико-эстетическое воспитание, формирование общей культуры, освоение разных жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к художественному слову, удовлетворение познавательных потребностей.

Центр представляет собой стеллаж с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Мини-библиотека размещена рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются каждую неделю в соответствии с календарно – тематическим планированием.

9. центр театрализации и музицирования способствует развитию танцевально-игрового и песенного творчества у детей. Здесь размещены музыкальные инструменты (погремушки, бубен, барабан, маракасы, металлофон). Центр театра, способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления. Центр включает в себя различные виды театров (кукольные, пальчиковые, театр на тарелке, театр на палочках, театр масок и др.) а также театр сделанный руками детей.

10. центр творчества детей, предназначенный для реализации продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд)

В центре творчества размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности (кисти, краски, палитры, цветные карандаши, восковые мелки, фломастер, трафареты, пошаговые инструкции, раскраски, подкладные листы, для ручного труда и художественного конструирования с учетом интересов, как девочек, так и мальчиков (природные материалы, клей, цветная бумага, картон, кусочки ткани, бисер, пластилин, ножницы). Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д. Все доступно и безопасно, дети свободно пользуются названным материалом.

Организованная таким образом предметно-пространственная среда в группе компенсирующей направленности создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Публикации по теме:

Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУСоздание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Принцип создания предметно-пространственной развивающей среды - окружающая среда не только развивающая, но и развивающаяся, не только обогащающая,.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 летОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет. Федеральные государственные.

Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до»Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до» Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС ДО» Автор: Шубенкова Т. Е.

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС» Актуальность проекта. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Создание предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ в «Центре здоровья» плавательного бассейна ДОУСоздание предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ в «Центре здоровья» плавательного бассейна ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС ДО, для максимальной организации образовательного пространства, помещение плавательного бассейна нашего.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе «Наш чудесный огород нас прокормит целый год»Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе «Наш чудесный огород нас прокормит целый год» Ко Дню огорода на подоконнике на МААМ. Приглашаем народ: – Заходите в огород! Огород мы садим с ребятами каждый год. Как же без огорода.

Создание развивающей предметно-пространственной среды. Центр экологии и экспериментированияСоздание развивающей предметно-пространственной среды. Центр экологии и экспериментирования В работах многих учёных — педагогов и психологов предметное окружение определяется как основа структуры образовательной среды. Соприкасаясь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Опубликовано: 23 сентября 2023 в 19:05
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД