Ковальчук Надежда Николаевна
Создание развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста по программе «Югорский трамплин»
▼ Скачать + Заказать документы
«Югорский трамплин», программа дошкольного образования, ориентированная на ребенка, которая разработана на основе программы «СООБЩЕСТВО» («Step by Step») коллективом авторов Е. Г. Юдиной, Л. С. Виноградовой, Л. А. Каруновой, Н. В. Мальцевой, Е. В. Бодровой по заказу правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югра и Департамента образования и науки соответствует требованиям ФГОС. Данная программа реализуется на территории округа в рамках пилотного проекта приказом Департамента образования и Науки ХМАО Югры. Апробация этой программы проходит и в нашем дошкольном образовательном учреждении. В детском саду - 24 группы, из них только две работают по программе «Югорский трамплин».
Публикация «Создание развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста по программе „Югорский трамплин“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» август 2016
Наша группа «Лучики» начала свою работу по «Югорскому трамплину» в летнее время 2014 года с вновь набранными воспитанниками, которым исполнилось по три года. После двухлетнего творческого труда детей-воспитателей-родителей, мы продолжаем идти путем новых идей, открытий и впечатлений!
Пришло время поделиться своими успехами и трудностями!
Главным условием для развития детей по «Югорскому трамплину», как заявлено в программе, является Предметно – развивающая среда, содержание которой отвечает следующим требованиям:
содержание предметно – развивающей среды меняется и обогащается с ориентацией на тему проекта;
на поддержание интереса ребенка к самостоятельной деятельности, к активному участию в Центрах;
на индивидуальные и возрастные возможности детей.
Принципы формирования развивающей среды такие же, как и во всех российских дошкольных программах:
- физическая и психологическая безопасность;
- возрастная ориентированность;
- доступность;
- динамичность;
- разноуровневость.
Специфика заключается в том, что созданная в группах и помещениях детского сада развивающая среда служит, в большей степени, для реализации самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвитию, а не обеспечению деятельности педагога при организации им занятий.
В экспериментальной группе «Лучики» педагогами смоделированы 9 Центров активности для детей младшего возраста:
«Читалочка» - центр литературы
«Играйка» - центр сюжетно – ролевой игры
«Познавайка» - центр математики
«Страна фантазий» - центр искусств
«Строители» - центр конструктивных игр
«Любознайки» - центр науки и естествознания
«Волшебная Песочная страна» - центр воды и песка
«Наш любимый участок» - открытая площадка
«Поварята» - центр кулинарии
Каждый Центр имеет свое название и обозначается картинкой. Оформление яркое и в одном стиле – рамочка в разноцветных кругах! Это привлекает детей и помогает выбирать Центры для игровой деятельности по желанию воспитанников.
Реализация мини – проекта «Дайте детству наиграться! Дайте детству состояться!», приуроченного Году литературы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра, нашла отражение в ЦЕНТРЕ ЛИТЕРАТУРЫ, а личные и коллективные интересы детей младшей группы ярко отразились в ЦЕНТРЕ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ. По необходимости и целям эти два Центра плавно переходят друг в друга, их объединяет целостность задумки.
Важные аспекты намечены в литературном направлении книголюбов:
1) Формирование круга детского чтения с приобщением родителей - создан детско-родительский клуб по интересам «Читалочка».
2) Организация процесса чтения – ежедневное эмоциональное чтение литературных произведений.
3) Подбор красочных книг, книжек – малышек, книжек – раскладушек, энциклопедий, картинок в Центр литературы по темам недели.
4) Экскурсия в библиотеку – «Дом, в котором живут книги!»
5) Стенд «В гостях у сказки» - встреча с любимыми героями – желание играть с ними, драматизировать и импровизировать.
6) «Книжкин день» - ребенок приносит любимую сказку, в группе читаем.
Мини – проект «Страна фантазии», приурочен Году детства в Югре, нацелен на развитие детского, семейного, педагогического творчества. Поэтому ЦЕНТР ИСКУССТВА обогащается и пополняется самыми разнообразными нетрадиционными материалами и оборудованиями: мольберт «Рисуем на стекле», стенды «Страна фантазий» и «Поляна творчества», а также трубочки, перья, ватные палочки, штампы, восковые карандаши для рисования и изготовления поделок. Ребята пытаются сами придумать сюжеты творческих работ, воплотить свои задумки в реальных и сказочных героях.
ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ пополняется дидактическими играми, пособиями, изготовленными воспитателями и родителями. Особенно ценными являются разработанные пособия-схемы и пособия-образцы по темам для самостоятельной деятельности детей младшего возраста.
ЦЕНТР КОНСТРУИРОВАНИЯ сдружил ребят, стоить любят и девочки, и мальчики!
Обновляется и обогащается активный ЦЕНТР НАУКИ для маленьких открывателей, исследователей.
Излюбленным ЦЕНТРОМ детей являются игры с песком и водой - источник радости и вдохновения. «Живой» песок и игры с водой - это «волшебное» место, в котором сбываются мечты ребят – «маленькие исследователи» заняты любимым делом - вдоволь можно наиграться водой и песком. Воспитанники узнали, какая бывает вода, учатся мыть игрушки, купать кукол и стирать им одежду. Ребята с большим интересом провели познавательную деятельность с камнями и ракушками. А сколько еще впереди новых открытий?
Привлекает воспитанников и ЦЕНТР КУЛИНАРИИ, маленькие поварята проявляют кулинарные способности – изготавливают много интересного из соленого теста, помогают взрослым готовить фруктовые и овощные салаты.
Среда учитывает двигательную активность детей, дает им возможность осуществлять разнообразные движения. Родителями и воспитателями изготовлено нетрадиционное оборудование для укрепления здоровья. Любят ребята «Моталочки» - развивают ловкость рук; дыхательную гимнастику - дуют на снежинки, листья, бабочки; используют «веселые косички» для подвижных игр и упражнений и т. д.
В группе оформлены и функционируют стенды:
Стенд «Наше настроение» - ребенок каждое утро определяет свое настроение и объясняет причину, в это же время ребята общаются между собой, поддерживают друг друга.
Стенд «Звездочка недели» является любимым у детей, наполненный домашним теплом, друзьями, мечтами, творчеством.
«Доска выбора» дает возможность детям осуществлять выбор деятельности в Центрах активности по интересам и желанию, выбирать себе партнеров в общих делах.
Доска «Три вопроса» - 1. Что знаем? Что хотим узнать? Как будем узнавать? 2. На доске помещаются информационные письма, адресованные родителям.
Стенд «Для ВАС, родители!»
Детям интересно играть в Центрах активности, потому что:
• богатая и разнообразная предметно – развивающая среда;
• дети выбирают и играют в Центре по желанию – индивидуально, с другом или друзьями;
• на сборе всегда можно поделиться со сверстниками и воспитателями, родителями о своих достижениях – смог выложить радугу из мозаики, собрал картинку из пазл и т. д. Иногда нужна поддержка друзей, если что-то не получается. Всегда готовы помочь!
Подготовка у воспитателей огромная, просто колоссальная, в организации среды в Центрах активности. Но это не трудности! А просто хочется сказать словами В. А. Сухомлинского «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
До новых встреч!