Наталья Смирнова
Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста при планировании детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования у детей инициативы и самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Наиболее актуальной она стала с момента внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Во ФГОС ДО сказано о том, что ребёнок должен проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности. Он способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживать способность к воплощению разнообразных замыслов.
Публикация «Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста при планировании детской деятельности» размещена в разделах
К сожалению, большинство взрослых в период развития самостоятельности подавляют инициативу детей, в результате чего у детей возникают сложности в самообслуживании, инициативности и относительной независимости ребенка. С каждым годом число несамостоятельных дошкольников неуклонно растет.
Цель: использовать педагогические технологии для формирования инициативы и самостоятельности у дошкольников.
Задачи:
1. Создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
2. Формировать доброжелательное отношение к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
3. Осуществлять выбор деятельности на основе собственных интересов и потребностей.
Предполагаемые результаты в развитии детей : повышение уровня самостоятельности и инициативности детей.
Одним из приёмов развития инициативы и самостоятельности дошкольников является создание ситуаций выбора.
Исследователь этой проблемы Н. В. Носкова обосновывает необходимость внесения выбора в содержание общения взрослого и ребенка. Именно взрослый создает ситуацию выбора для ребенка.
Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.
Для поддержки детской инициативы необходимо создать условия, учитывающие следующие факторы:
• Развивающая предметно-пространственная среда должна быть разнообразна по своему содержанию;
• Образовательная и игровая среда должны стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;
• Содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей;
• Родители должны быть в курсе всего, что происходит в жизни ребенка.
Методы, позволяющие создать ситуацию выбора :
• Проектный метод (позволяет искать различные решения и способы реализации поставленной проблемы);
• Игровые технологии (позволяют сделать поисковый процесс интересным и познавательным);
• Использование проблемных ситуаций (позволяют детям учиться сотрудничеству, могут быть услышаны варианты выбора разных детей);
• Исследовательский метод (позволяет делать выбор в практической работе).
Условия успешного формирования выбора у ребенка- дошкольника :
- Ребенок представляет конечный результат своего выбора (как получится, если);
- Ребенок имеет право на ошибку и не испытывает страха совершить неправильное действие (если неправильно, то…; если не получится, попробую еще раз);
- Ребенок аргументирует свой выбор (я буду делать… потому что…; я построю… потому что; я хочу поиграть…потому что).
Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация развивающей предметной среды. Поэтому я, создавая развивающую среду, старалась оформить групповую комнату, учитывая особенности детей, посещающих мою группу. Это, прежде всего возраст, интересы, склонности, способности, гендерную принадлежность. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Я постаралась организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор : с кем, где, как, во что играть.
Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он как бы «одушевляет» окружающую среду, делает ее понятной и доступной для ребенка.
Все созданные условия ориентируют детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах. Именно они и являются толчковыми факторами развития.
Для того чтобы можно было включить детей в содержательную деятельность, в моей группе действуют центры, которые наполняются согласно тематическому планированию, т. е. организованна специальная обстановка, которая побуждает детей к самостоятельным действиям, способствует повышению интереса к различным видам деятельности :
Центр сюжетно - ролевой игры:
Подобраны атрибуты к сюжетно - ролевым играм.
Центр театрализованной деятельности :
игры-драматизации, разные виды театра, костюмы.
Центр музыкальной деятельности :
Подобраны иллюстрации к песням, музыкально – дидактические игры, озвученные игрушки с разным принципом звучания, самодельные «шумелки», музыкальные инструменты, портреты композиторов.
Центр искусств:
Подобраны материалы по ознакомлению с изобразительным искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности.
Центр науки:
Экспериментирование и опыты с соответствующим оборудованием и материалами.
Центр грамотности:
Игры, и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма.
Центр «Юные экологи» :
Дидактические игры, иллюстрации о животном и растительном мире, о человеке.
Центр физкультуры и здоровья:
Спортивное оборудование и оборудование для оздоровления.
Активизация детей в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Чтобы этот процесс был не стихийным, а целенаправленным, я использую технологию
Л. В. Свирской «Детский совет».
«Детский совет» активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами. Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор.
Как я организовала «детский совет»? Во-первых, освободила развивающую предметно-пространственную среду:
-Сделала уютный уголок, где можно доверительно общаться. В определенное время звучит мелодичная музыка, я занимаю свое место, дети спокойно собираются. Это уже сейчас, а вот раньше, чтобы организовать «детский совет», мы вместе с детьми определили правила, которые помогают осуществлять образовательный процесс без многочисленных замечаний. Эти правила – законы группы, все дети приняли эти законы и стараются соблюдать.
Правила поведения в группе независимо от их содержания всегда формулируются позитивно:
• «Внимательно слушай других», а не «Не перебивай других;
• «Кричать и бегать можно на улице, а не «Не кричи», «Бегать нельзя»;
• «Положи материалы так, чтобы их можно было найти, а не раскидывайте игрушки и т. п.
«Детский совет» проходит утром - в начале образовательной деятельности и вечером - в завершении.
Однозначно закрепленной структуры детского совета нет. Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно варьировать. К таким смысловым частям можно отнести:
1. Ритуал. Дети по своей природе ритуальны. Они любят свою чашечку, свое место за столом. Поэтому введение в образовательный процесс ритуала, позволяет объединить детей на совместную деятельность и не тратить усилий на дисциплину.
2. Беседа на свободную тему. Это очень важная часть. Как правило дети стремятся к общению со взрослыми. Большинство из них приходят в детский сад с огромным карманом новостей, которые переполняют ребенка и побуждают вступить в диалог. На «детском совете» могут быть заданы такие вопросы:
- какое у вас настроение?
- у кого утро доброе?
- кто хочет поделиться новостями?
Обмен новостями - эта часть, пожалуй, наиболее насыщена содержанием. Обмен новостями позволяет слышать друг друга, слышать разных людей, отличающихся не только по характеру, темпераменту, интересам, но и по способу выражения мысли, по темпу и стилю речи. В обмене новостями участвуют не только дети, но и взрослые (воспитатели, специалисты ДОО) э. В процессе беседы самым естественным образом формируются коммуникативные навыки.
3. Мотивирование детей на работу. Мотивировать на изучение темы можно по-разному: это может быть история одного ребенка «Саша, мне понравилась твоя история о птице напомни нам ее» или, это может быть случай из моей жизни «Я услышала, как удивительно поют птицы». И взрослые, и дети привыкли к тому, что все темы учебных занятий в детском саду определяются воспитателями. Детские интересы просто «учитываются». Но чтобы их учесть, нужно чтобы они были озвучены, а ещё лучше, чтобы они были зафиксированы. «Детский совет» предоставляет такую возможность. Более того, он имеет прямую цель стимулировать инициативу и активность детей в предложении тем, в выборе дел и действий. Тема выбрана. Даже если у кого-то из ребят остаётся чувство разочарования - выбрали не ту тему, которую он предлагал, это уже совершенно иное чувство, не имеющее ничего общего с подчинённостью диктату взрослых. Это - повод для мобилизации сил, подсказка, что нужно учиться быть более убедительным. Пусть темы, которые предлагают для плана дети, достаточно просты, но это именно те идеи, которые самостоятельно рождаются у них, на которые они мотивированы, в которых проявляется их инициатива.
4. Выявление инициатив и образовательных запросов детей. Выявить инициативы и образовательные запросы детей поможет понимание того, что дети знают, а что хотят узнать о ком-либо или чем-либо. В этом мне помогает «модель четырех вопросов», модификация «модели трех вопросов» Л. В. Свирской.
Что вы знаете о птицах?
Как можно использовать эти знания?
Что хотите узнать о птицах?
Что надо сделать, чтобы узнать?
Все птицы разные (Аня Б.)
Птицы высиживают птенцов (Андрей Г.)
Сделать игру «Угадай птицу»
Почему дятел стучит по дереву? (Маша С.) Как птицы летают (Саша Г.)
Почитать в энциклопедии. Найти в интернете
5. Совместное составление плана работы. Планирование осуществляю совместно детьми, и родителями. В плане учтены идеи и вопросы детей.
Центр исскуства
Нарисовать удивительных птиц (Д.) Лепка «Домашние птицы» (Д.) Выполнить аппликацию «Перо жар-птицы» (коллективная работа (П.) Организовать выставку картин (Д) Центр математикиСосчитать птиц на дереве (Д.) Сравнить сколько воробьев и голубей прилетели на участок (Д.) Измерить у кого перо длиннее (П.) Решить задачу скольким скворцам не хватит скворечников? (П.)
Центр книги/грамотыВыучить стихотворение о птице (Д.) Сделать книгу «Птицы» со схемами предложений (П.) Найди слово-птицу по схеме. Составить загадку о птице (Д.) Сделать «птичью» азбуку (Д)
Центр науки
Найти основные отличительные признаки птиц и записать в «Книге открытий» (П.) Сделать опыт с пером (Д.) Распределить птиц на группы по каким-либо признакам (П.)
ПТИЦЫ
Д. – предложили дети
П. – предложил педагог
Центр информацииРассмотреть картинки «Птицы России» и «Птицы жарких стран» (П.) Узнать «Чей клюв лучше» (Д.) Узнать, какая птица самая маленькая в мире? (Д.)
Центр театра
Подготовить спектакль «Чей клюв лучше» (П.)
Центр движения
Поиграть в игру «Воробьи - вороны» (Д.)
Центр конструированияПостроить «Птичий двор» (П.) Сделать кормушку для птиц (Д.)
Часть детского совета – это выбор деятельности. Одним из вариантов организации самостоятельной деятельности детей является технология «Доска выбора».
Она представляет собой набор пиктограмм, обозначающих ту или иную зону.
Как работать с «Доской выбора».
Прежде, чем пойти играть, каждый ребёнок должен подойти к доске,
посмотреть, где и сколько человек одновременно может находиться. Только если есть свободное место, ребенок может добавить свою фотографию и пойти в желаемый центр активности.
У меня часто возникали вопросы:
-Что делать, если ребенок выбирает все время один и тот же интересный ему центр?
- Что делать с теми видами деятельности, которые он игнорирует?
(прежде всего, следует обсудить, почему ребенок выбирает этот центр);
-Может быть, он наиболее успешен именно в этом виде деятельности?
-Возможно, он выбирает этот центр, следуя за своим другом, т. е.
ориентируясь на лидера?
-Возможно, этот центр расположен дальше всего от внимательного взгляда и вмешательства воспитателя, и ребенок чувствует себя там свободно и комфортно?
Дети моей группы уже были знакомы с «Доской выбора» в младшей и средней группе, поэтому в старшей группе им уже не нужны детальные обсуждения, они просто выбирают то, чем хотят заниматься. А вот в самом начале работы с «Доской выбора» я задавала разные вопросы, которые помогают детям определить свой выбор, например: «Какой мяч тебе нужен для игры — синий или красный?»; «Ты хочешь рисовать красками или карандашами?» После беседы я определяю время, в течение которого ребята будут заниматься самостоятельной деятельностью (например, 25 минут, и договариваюсь с ними о том, что они заканчивают игру сразу после того, как прозвучит сигнал (звон колокольчика, песенка или же музыка). По окончании работы мы снова собираемся в кружок для анализа результатов своей деятельности.
При анализе результатов интересуюсь у каждого ребё нка:
«Что ты сделал и что ты об этом думаешь?»; «У тебя был план работы. Получилось ли у тебя то, что ты задумал?»; «Доволен ли ты результатом своей работы?» Для ответа у каждого ребенка есть набор значков, с помощью которых он отвечает:
Смайлик с улыбкой — я старался, все получилось!
Смайлик печальный — я старался, но не получилось.
Мой опыт показал, что сначала дети оценивают себя только положительно, но постепенно их самооценка становится более адекватной. При работе с «Доской выбора», надо учитывать ряд моментов: например, ребенок прекратил игру раньше намеченного времени, то для этого могут быть свои причины: недостаточное количество материала, ребенок изначально сделал неправильный выбор, он не умеет планировать свою деятельность. Моя задача, наблюдая за детьми, — выяснить, чего именно не хватает ребенку и добавить это в игру, научить его правильно планировать свою деятельность.
После оценки результатов своей работы дети могут перейти играть в другую зону, поместив в ней свой значок на «Доске выбора».
Таким образом, применяя технологию «доска выбора» дети думают, выбирают центр и обозначают свой выбор на стенде, что способствует навыкам партнерского общения, работы в команде, дает практику взаимопомощи и развивает навыки социального взаимодействия. Все это позволяет формировать у детей поисковый, активный, самостоятельный стиль мышления и деятельности, предоставляя реальные шансы для личностного роста каждого ребенка.
Использование доски выбора помогает :
педагогам:
• выявить предпочтения, интересы детей, их увлечения к разным видам деятельности;
• организовывать самостоятельную деятельность детей, учитывая их интересы и обогащая центры соответствующими пособиями, материалами и игрушками, внося соответствующие изменения в развивающую предметно-пространственную среду группы;
• планировать образовательную деятельность с детьми, поддерживая детскую инициативу.
детям:
• правильно делать самостоятельный и осознанный выбор;
• не конфликтовать, не ссориться, а договариваться, уступать друг другу;
• чувствовать себя комфортно среди сверстников.
При использовании технологий «Детский совет» и «Доска выбора», в результате:
• -увеличилось количество детей, которые стали проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
• -дети стали договариваться, учитывать интересы и чувства других, стараются разрешать конфликты;
• дети могут выражать свои мысли и желания с помощью устной речи, выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывает о них кратко, но последовательно и логично.
• В результате дети научились планировать собственную деятельность, поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности, распределяет роли и обязанности.
В результате у детей : повысился уровень самостоятельности и инициативности.
Таким образом, технологии «Детский совет» и «Доска выбора» позволяют эффективно осуществлять образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО. Предоставляют возможность развивать познавательную инициативу детей дошкольного возраста, строить образовательные отношения на паритетных началах, где каждый ребенок занимается интересным именно ему делом, в процессе которого формируются учебные умения, и эти умения функциональны, то есть сформировались и используются детьми не как теоретические знания и умения, а как востребованные в жизни прикладные знания и умения. Ребенок не просто рисует, а украшает, не просто конструирует из бумаги, а изготавливает функциональный бинокль, не просто классифицирует картинки, а составляет рецепт приготовления пищи, не просто считает, а ведет счет ингредиентов. Таким образом, каждую минуту жизни утверждается позиция ребенка, как вполне взрослого осознанного ответственного человека, независимо от его возраста.
В ходе наблюдения, обращаю внимание на способность ребенка выбирать занятие, участников совместной деятельности, умение договариваться с ними. А так же, удаётся ли ребенку воплощать свой замысел и видеть результат своей деятельности.
При реализации своей практике столкнулась с проблемой: во время наблюдения за детьми в группе, в свободное от занятий время деятельность большинства дошкольников отличалась бедностью содержания и малой результативностью. Активность детей часто выражалась в отдельных бесцельных действиях. Подражая друг другу, или реагируя на шум, крики, дети легко «отходили» от первоначальной цели, переключались на другие виды деятельности, не завершая начатого.
-Технологии эффективно работают только тогда, когда развиваю-щая среда в группе будет насыщенной, а в зонах будет находиться заранее определенное количество детей.
Использование «Доски выбора» помогает организовать самостоятельную деятельность детей, учитывать их интересы, учит планировать свою деятельность и правильно делать выбор, не конфликтовать, не ссориться, чувствовать себя в игре самим собой, помогает поверить в себя, чувствовать себя комфортно.