МААМ-картинки

Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в ДОО

Ольга Зайцева
Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в ДОО

Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В настоящее время складывается ситуация разобщенности, отсутствия единого, обоснованного подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Каждый педагог самостоятельно «методом проб и ошибок» ищет подход к тому или иному ребенку, группе детей. Отсутствие широкого выбора рекомендованных примерных адаптированных основных образовательных программ с полным комплексом методических материалов по реализации образовательных областей также сильно осложняет работу. В то же время, обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) на образование является одним из наиболее актуальных направлений государственной политики [1, ч. 6, ст. 11].

Публикация «Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в ДОО» размещена в разделах

Разберёмся с некоторыми понятиями и терминами, используемыми при организации образовательной деятельности детей с ОВЗ:

индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) - это персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития, строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения;

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий [1, ч. 16, ст. 2].

К категориям детей с ОВЗ относятся дети с: нарушением зрения, слуха, задержкой психического развития (ЗПР, нарушением интеллекта, тяжелыми нарушениями речи, нарушением опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, комплексными нарушениями развития.

В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей. К таким условиям относятся : обучение по индивидуальному образовательному маршруту (ИОМ, адаптированной образовательной программе (АОП, адаптированной основной образовательной программе (АООП); создание комфортного образовательного пространства; зонирование помещения группы, наличие отдельных помещений для индивидуальных коррекционно-развивающих занятий; наличие специализированного учебного оборудования; специальным образом организованная образовательная деятельность.

Как мы уже говорили выше, статус «ребёнок с ОВЗ» присваивает ПМПК, она же определяет специальные условия организации образовательной деятельности для конкретного ребёнка [1, ч. 3, ст. 79].

Для всех категорий детей с ОВЗ свойственны общие закономерности развития: трудности во взаимодействии с окружающим миром; снижение способности к приёму, переработке, хранению и использованию информации; затруднение словесного опосредования; замедление процесса формирования понятий; недостатки в развитии произвольных движений; повышенная утомляемость, высокая истощаемость; замедленный темп психического развития; особенности развития личности.

Рассмотрим вопрос создания психолого-педагогических условий на примере опыта работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в МБДОУ «Детский сад №48 «Белочка» г. Заволжье Нижегородской области.

Изменение подходов к обучению и воспитанию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. В детском саду реализуются разнообразные образовательные модели, способствующие решению этой задачи:

- дифференциация – наличие специализированных групп для обучения разных категорий детей с ОВЗ;

- мейнстриминг – частичное включение обучающихся с различными физическими и психическими ограничениями в здоровье в группы общеразвивающей направленности для повышения мотивации в обучении детей с ОВЗ и развития толерантности у детей из общеразвивающих групп. Особенно эффективно объединять данные категории детей во время праздников, развлечений, образовательной деятельности в режимных моментах. Очень эффективным оказался опыт объединения дошкольников групп общеразвивающей и компенсирующей направленности на занятиях по физической культуре и во время проведения утренней гимнастики;

- интеграция – предполагает включение детей с ОВЗ в группы комбинированной направленности (группа комбинированной направленности для детей с ТНР (ОНР) функционирует в детском саду с 2015 года);

- инклюзия – используется в случае посещения ребенком с ОВЗ либо инвалидностью групп общеразвивающей направленности.

В ДОО обучение детей с ОВЗ и инвалидностью организуется в группах разной направленности. В соответствии с направленностью группы и индивидуальными особенностями, осуществляется работа по созданию специальных образовательных условий.

В группах общеразвивающей направленности обучаются два ребенка- инвалида, не имеющих статуса «ребенок с ОВЗ» и ребёнок, имеющий статус ОВЗ, но не имеющий инвалидности. На этих троих детей, разработан ИОМ в соответствии с рекомендациями ПМПК (ребенок с ОВЗ) и рекомендациями ИПРА (дети-инвалиды).

В старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР (ОНР) обучаются пятеро детей, имеющих статус «ребенок с ОВЗ». Обучение таких детей проходит в соответствии с программой, адаптированной для данной категории воспитанников, нуждающихся в создании специальных образовательных условий.

Разновозрастную группу компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР) посещают 10 воспитанников. Так как дети данной группы имеют ещё и особые образовательные потребности (один ребенок-инвалид с патологией сердечно-сосудистой системы, один ребёнок с детским аутизмом, то обучение таких детей строится с учётом АООП и ИОМ.

Реализация образовательных областей осуществляется с использованием утвержденных и рекомендованных коррекционных программ, авторских технологий и практического опыта специалистов. В образовательном процессе мы используем формы и методы работы с детьми, соответствующие их возрастным и индивидуальным особенностям, стараемся не допускать как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей. Нами широко используется весь спектр форм организации коррекционно-педагогической работы с детьми : фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.

Выбор формы организации детей на занятии определяется целями и задачами конкретного занятия.

Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого и психического нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-развивающего воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка. На каждом из этапов коррекционно-развивающей работы эффективность овладения необходимыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Преимущественным в коррекционно – развивающей работе является использование словесных, игровых и наглядных методов.

Динамика прохождения программы во многом зависит от успешности освоения ее детьми, то есть переход к другой теме определяется успешностью овладения материала предыдущей темы.

Индивидуальный подход реализуется в процессе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий со специалистами, а также индивидуальных занятий воспитателя по заданиям учителя-дефектолога и учителя-логопеда. Кроме специальных занятий, при обучении и воспитании детей с ЗПР проводятся различные формы и методы педагогического воздействия: беседы, экскурсии (по детскому саду, наблюдения, досуги, игры (специально спроектированные сюжетно-ролевые игры для закрепления представлений об окружающем мире, о социальной действительности, математических представлений; дидактические и игры-драматизации, экспериментирование, моделирование и другие виды работы.

В АООП включены игровые часы, которые проводятся педагогом- психологом 2 раза в неделю. Они направлены на развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы у дошкольников с ЗПР, коммуникативных умений и познавательных процессов у детей с ТНР.

Педагогический коллектив строит образовательную деятельность на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентируется на интересы и возможности дошкольников, учитывает социальную ситуацию развития каждого ребенка.

Общие принципы организации ООД в коррекционно – развивающей работе педагогов:

- индивидуальный и дифференцированный подход;

- активность и самостоятельность ребенка в образовательном процессе (целенаправленное создание условий для практического обогащения опыта);

- сниженный темп обучения; оказание пошаговой, стимулирующей и организующей помощи, использование поощрений с демонстрацией важного положительного результата работы самого ребенка;

- переключение на разные виды деятельности (примерно через 10 минут);

-структурная простота содержания (дробление заданий на короткие отрезки и поэтапное предъявление ребенку, формулируя задачу предельно четко и конкретно и др.);

-повторность в обучении (предоставление возможности каждому ребенку действовать неоднократно в одних и тех же условиях).

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении. Так в группе для детей с ЗПР организована зона сенсорного развития и релаксации, на прогулочном участке – зона социально-коммуникативного развития «Игроград».

Важным условием, обеспечивающим эффективность коррекционной работы, является взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам реализации образовательной программы и вопросам коррекции эмоционально-волевых, речевых и познавательных недостатков развития детей с ЗПР и ТНР.

Основная цель педагогов при взаимодействии с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного и коррекционно-развивающего процесса. Педагоги разъясняют родителям необходимость ежедневного общения ребенком в соответствии с рекомендациями, которые дают специалисты.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

• приобщение родителей к участию в жизни детского сада;

• повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;

• оказание практической и помощи родителям воспитанников через формирование умений и навыков практической работы с детьми;

• использование различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

• изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;

Как показала практика, самой эффективной формой проведения консультирования родителей по проблемам воспитания их детей является семинар-практикум и мастер-класс.

Комплексный подход к проблеме создания специальных условий для обучающихся с особыми образовательными потребностями способствует более эффективному развитию данной категории дошкольников.

Литература.

1.https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Публикации по теме:

Консультация «Создание условий для развития музыкально-одарённых детей в системе дополнительного образования» Многолетний опыт работы с детьми привёл меня к важному выводу, который много лет назад сделал великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете:.

Создание условий для развития музыкально-одарённых детей в системе дополнительного образования Доклад Андреева Н. Н. музыкальный руководитель МБДОУ №96 г. Читы «Создание условий для развития музыкально-одарённых детей всистеме дополнительного.

Создание условий для художественно-эстетического развития ребёнка в ДОУСоздание условий для художественно-эстетического развития ребёнка в ДОУ В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как средству формирования всесторонне.

Создание условий для детского изобразительного творчестваСоздание условий для детского изобразительного творчества Детское изобразительное творчество можно рассматривать как сознательное отражение ребенком окружающей действительности на основе накопленного.

Консультация для воспитателей «Создание условий для экологического воспитания в ДОУ» Консультация для воспитателей «Создание условий для экологического воспитания в детском саду» Система экологического воспитания дошкольников.

Консультация «Создание специальных условий для обучения детей с ОВЗ» Создание специальных условий для обучения детей с ОВЗ Создание условий для получения образования детьми с ОВЗ требуется рассматривать в.

Основные образовательные технологии с детьми с ОВЗ как одно из условий повышения качества образования (слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги! Рада вас приветствовать на 2 заседании районного методического объединения «Обучение детей с.

Создание условий для обеспечения доброжелательных отношений между детьми Создание условий для обеспечения доброжелательных отношений между детьми Развитие доброжелательных отношений между детьми является актуальным.

Создание условий для успешной организации игровой деятельности в ДОУ Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание,.

Создание условий социализации обучающихся Песегова Галина Ивановна педагог – организатор, МБОУ ДО «Центр развития творчества», РХ г. Черногорск Создание условий социализации обучающихся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в ДОО
Опубликовано: 30 октября 2019 в 12:01
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД