Папки-передвижки

Создание условий для нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Наталья Ботоногова
Создание условий для нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Тема: История возникновения Нижнего Новгорода.

Цель: познакомить детей с историей возникновения Нижнего Новгорода.

Задачи:

1. Учить узнавать и называть по открыткам знакомые места Нижнего Новгорода.

2. Познакомить с историей возникновения Нижегородского кремля.

3. Дать понятие «верхний-Нагорный» и «нижний-Заречный» частей города.

4. Пробудить интерес детей к историческому прошлому Нижнего Новгорода.

Ход занятия:

1 часть Вводная.

Рассматривание открыток с видами города.

1. Ребята, кто скажет, как называется город, в котором мы живем?

Публикация «Создание условий для нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников» размещена в разделах

2. А какой наш город? (Большой, красивый)

Воспитатель расставляет на стенде репродукции с видами города.

1. Вы узнали это место? Кто там был?

2. А вот здесь, наверное, были все (воспитатель выставляет открытки с видами кремля).

3. Это центр нашего города (Нижегородский кремль).

2 часть. Информационная.

Беседа с детьми:

1. Когда-то давным-давно здесь поставили люди свои первые дома (вид откоса, где расположен кремль). Место это им понравилось, как вы думаете почему?

2. Раньше когда еще не было таких больших городов, как сейчас, люди селились там, где была вода, которая нужна для питья и приготовления пищи. А где можно было найти воду? (В реке)

3. Да, река была рядом, да не одна, а целых три: Волга, Ока, Почайна. Как раз напротив кремля внизу Волга и Ока сливаются вместе. Это место называется Стрелка. (Фото)

4. Река не только поила, но и кормила людей, в реке водится рыба. А вокруг стояли леса, в которых тоже можно было найти еду, какую? (Грибы, ягоды, дичь). Место, где поселились люди, было очень высоким. Как вы думаете, почему именно это место привлекло сюда людей? (Отсюда было хорошо видно все, что происходило вокруг, можно было издалека заметить врагов).

5. Кремль стоит на Дятловых горах. Кто-нибудь знает, почему эти горы так названы? (Легенда)

Рассказ воспитателя.

1. В те времена на Руси главными были князья. Князь – это значит главный. Его все слушаются. Он командует войском, если идут воевать. И вот однажды со своим войском остановился здесь князь Юрий Всеволодович. Осень ему это место понравилось : богатое рыбой, дичью очень удобное. И решил он здесь город поставить, и назвал его Нижний Новгород. А знаете почему Нижним? (рассказ воспитателя). Времена тогда были не спокойные, людям часто приходилось защищаться от врагов. Поэтому они строили крепости-окружали свои дома высокими стенами. Делали эти стены из дерева, так как кругом стояли леса. Сначала город весь умещался за стенами кремля, но постепенно население прибавлялось, строились новые дома и место внутри крепости стало не хватать. Тогда дома начали строить за стенами. А когда нападали враги, жители уходили в крепость и сражались с врагами. Такая крепость внутри города называется кремль. В нашем городе есть кремль.

3 часть. Проблемная.

Игра «Хорошо-плохо».

1. Сначала кремль был деревянным. Как вы думаете, это хорошо? (строительный материал был рядом, крепкий, прочный).

2. Да, с одной стороны хорошо. Но ведь дерево горит. Поэтому первый кремль, построенный деревянным, сгорел при пожаре. Следующий кремль на месте сгоревшего строили уже из камня. Он оказался намного прочнее деревянного. Его построили много-много лет назад, конечно, иногда стенырушились, но их восстанавливали вновь. И до наших дней сохранился этот древний кремль, потому, что люди строили его с любовью, очень старались.

4 часть. Стимулирование детских вопросов.

Воспитатель вносит «Волшебный сундучок», в нем – фотографии видов города. Дети, задавая вопросы, отгадывают что изображено на фотографиях.

5 часть. Символизация.

Моделирование верхней и нижней частей города.

1. Как вы знаете первое поселение возникло на горах – там, где находится кремль. Как же можно назвать эту часть города? Нагорная, или верхняя часть. (изображается с помощью модели). Постепенно люди селились и за рекой. Появилась новая часть города, которая называется Заречной, или нижней. А какая река разделяет город на две части? Ока (рисунок). А в какой части города живем мы с вами?

Вот какой у нас древний и красивый город.

Рассказ воспитателя о жизни А. м. Горького – великого русского писателя.

(адаптированный рассказ для детей)

Среди замечательных мест нашего города особое внимание нижегородцев и гостей города привлекают памятные места, связанные с именем великого писателя Максима Горького. Как вы думаете почему?

Нижний Новгород является родиной писателя, Здесь прошли года детства и юности А. М. Горького. Его настоящее имя – Алексей Максимович Пешков. Горький – это вымышленное имя, которое он придумал, став уже писателем. Как вы думаете. Почему он выбрал именно это слово «Горький»?

Жизнь у него была трудная – про такую говорят в народе «горькая».

Детство и юность его были очень тяжелые. Отец его умер рано, когда Алеша был маленьким. И мальчик вместе с мамой жил в доме своего деда. С шести лет Алеша учился грамоте дома, а потом в школе для бедных детей. Вскоре дедушка стал жить еще хуже-беднее, и Алеша не мог учиться дальше и в бедной школе. Мальчика отдали работать в семью к чужим людям. Алеша нянчил чужих детей. На последние деньги покупал вместо хлеба книги и ночью, при свече, тайком читал.

Потом он работал у сапожника, мыл посуду на пароходе. Из книг Алеша узнал о разных странах, об умных и трудолюбивых людях. Шли годы, он познакомился с новыми людьми. В эти годы у него проявляется талант писателя.

Максим Горький много работал. Как работает писатель? Что он делает?

Он написал много произведений. Его пьесы постоянно идут на сценах театров нашего города. Когда вы будете учиться в школе, то познакомитесь с его произведениями. А. М. Горький писал не только для взрослых, но и для детей. Какие сказки Горького вы знаете? Он написал сказку «Воробьишко»- о птенчике пудике, который не слушал маму и чуть не погиб в лапах кошки. «Случай с Евсейкой» - о мальчике, который во сне попал на дно моря, к рыбам. Сказку «Про Иванушку дурачка».

Алексей Максимович выпустил первый журнал для детей «Северное сияние».

Он старался и делал все возможное. Чтобы дети могли читать лучшие книги писателей. Горький встречался с ребятами, писал им письма, дружил с ними.

Имя писателя дорого всем людям. В нашем городе есть много мест, названных именем Горького. Какие это места? Назовите их (пл. Горького, улица Горького, дом музей Горького, драматический театр, библиотека).

Не только в нашем городе, но и в других городах есть улицы и площади, названные именем Горького, корабли, школы, библиотеки. театры носят его имя.

В нашем городе есть музей писателя. Есть дом, где прошло его детство. Кто знает этот дом? Как он называется? Это домик Каширина. А кто из вас был там? Я вам предлагаю со своими родителями посетить музей детства писателя «Домик Каширина».

Тема «Знатоки Нижегородского Кремля»

Цель: обобщить знания детей о Нижегородском кремле.

Задачи:

1. Продолжить знакомство детей с достопримечательностями родного города.

2. Углублять и закреплять знания детей о нижегородском кремле, о его башнях

3. Воспитывать любовь к своему городу, вызывать желание узнавать новое о нем.

Материал: иллюстрации башен кремля.

Предварительная работа: рассказы воспитателя о кремле, беседы, рассматривание иллюстраций, открыток, экскурсия по кремлю.

Ход занятия

Занятие проходит в форме игры «Что? Где? Когда?». Дети делятся на две команды и поочередно выбирают вопросы на столе и отвечают на них. За каждый правильный ответ получают призовые очки. Кто больше набирает очков, тот и победитель воспитатель самостоятельно определяет количество вопросов, в зависимости от уровня знаний детей.

1 часть. Вопросы к детям:

- Какой самый главный и древний памятник в нашем городе? Кремль.

- А вы любите гулять в кремле?

- Что особенного привлекает вас в нем?

Я вам предлагаю поиграть в игру «Нижегородский кремль» и выяснить, что вы знаете о нашем кремле.

Вопросы для игры:

1. На каком месте был построен кремль? (на Дятловых горах)

2. Почему было выбрано именно это место (удобное месторасположение, объяснить)

3. Кто приказал строить кремль на Дятловых горах (Юрий Всеволодович)

4. Как вначале выглядел кремль? Из какого материала был построен? Почему?

5. Сколько башен в нижегородском кремле(12)

6. Вспомните и назовите их.

7. Все ли башни одинаковые? В чем их разница? (круглые и квадратные)

8. Назовите круглые башни.

9. Назовите квадратные башни.

10. Какая башня разрушена и не восстановлена (зачатская)

11. Для чего нужен был кремль древней Руси?

12. В настоящее время кремль защитил бы нас от врагов? Объясните почему.

13. Какая из башен самая главная? Почему?

14. Какие башни выходят на площадь Минина и Пожарского?

15На какой башне установлен герб нашего города?

16. У каких башен в древней Руси был подъемный мост?

17. Какая башня служила хранилищем? Что в ней хранили.

18. В какой башне хранили боеприпасы?

19. Название какой башни связанно с легендами?

20. В названии какой башни была тайна? И что это за тайна?

21. На какой башне кремля были установлены часы? Сколько часов в городе было установлено?

22. Какие башни стоят на крутом склоне реки Волга?

В конце игры подводятся итоги.

Воспитатель :

- Подумайте и спросите меня, что бы вы хотели узнать о Нижегородском кремле?

Публикации по теме:

Конспект занятия по краеведению «История возникновения Нижнего Новгорода» Конспект занятия по разделу «Социальный мир» Тема: «История возникновения Нижнего Новгорода» Воспитатель: Тюндина И. Е. Нижний Новгород.

Нижний Новгород — город у слияния двух рек: Оки и Волги. ФоторепортажНижний Новгород — город у слияния двух рек: Оки и Волги. Фоторепортаж "Это царственно поставленный над всем востоком России город. "- сказал великий художник Илья Репин. Город был заложен князем Владимирским.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников
Опубликовано: 7 декабря 2014 в 12:06
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД