Екатерина Гринёва
Создание условий для социально-личностного развития детей через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
В сложившейся в современном обществе ситуации дефицита культуры общения, доброты, внимания друг к другу перед дошкольным образованием остро встает вопрос социально-личностного развития. Социально-личностное развитие – это формирование верного отношения ребёнка к себе и окружающему, а также его социальных мотивов, потребностей.
Публикация «Создание условий для социально-личностного развития детей через проектную деятельность» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2020
В соответствии с ФГОС ДО социально-личностное развитие включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» и направлено на: усвоение детьми ценностей и норм, принятых в современном обществе; формирование и развитие навыков общения посредством активного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми; формирование навыков самостоятельности, самовоспитания, саморегуляции и направленности своих действий; развитие эмоционального и социального интеллекта, сопереживания и эмоциональной отзывчивости (эмпатии); формирование готовности к осуществлению совместных видов деятельности со сверстниками; формирования уважения к окружающим людям, Родине, истории и традициям народа; формирования гордости и чувства принадлежности к своей семье, определенной национальности и сообществу; формирование положительного отношения к разным видам трудовой и творческой деятельности; формирование основ по безопасному поведению в быту, обществе и природе.
Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Процесс социально-личностного развития продолжается у человека на протяжении всей его жизни. Однако его фундамент закладывается в дошкольном детстве. Личный опыт ребенка дошкольного возраста формируется естественным путем, в тех видах деятельности, которые ему доступны, понятны и интересны. Дети всегда активны и стремятся к выполнению различных видов деятельности, задача воспитателя (родителя) не тормозить их в этом стремлении, а напротив, мотивировать на постоянное развитие и совершенствование, не давать угаснуть желанию развиваться и познавать. Успешность социально-личностного развития во многом зависит от непрерывности образовательного процесса, организуемого педагогом.
Наиболее оптимальной и эффективной формой непрерывного взаимодействия, что немаловажно в рамках социально-личностного развития, является проектная деятельность.
В результате проектной деятельности, дети становятся активными участниками процесса. Ведущий вид деятельности дошкольника – игра. В проектной деятельности ребенок именно играет, максимально использую все имеющиеся у него ресурсы. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Коллективные переживания, а также радость от успеха, гордость от одобрения взрослых сближает детей друг с другом, способствует улучшению микроклимата в группе. Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. В условиях проектной деятельности любой ребенок имеет право выбора и может согласиться на участие в проекте, а может и отказаться, если не уверен в себе или хочет занять позицию наблюдателя. На любом этапе выполнения проекта ребенок может принять решение о продолжении работы или ее завершении. Ребенок самостоятельно распоряжается результатом своей работы и принимает решение о предоставлении или не предоставлении результата окружающим. Еще одним важным аспектом использования проекта в рамках социально-личностного развития дошкольника является рефлексивность. Ребенок имеет возможность осознать себя субъектом собственной деятельности и социальных отношений. Это помогает ему в самоопределении и объективной оценке своих возможностей.
Таким образом, сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.