МААМ-картинки

Специальная поведенческая программа для родителей детей с нарушениями зрения

Галина Новикова
Специальная поведенческая программа для родителей детей с нарушениями зрения

1. Родителям следует знать зрительные особенности своего ребенка и следовать рекомендациям офтальмолога и тифлопедагога. Например, при высокой степени близорукости нельзя делать резкие движения, прыжки, допускать большую силовую нагрузку; при дальнозоркости необходима усиленная работа с мелкими деталями, а при близорукости не допускать перегрузки зрения.

2. При необходимости ношения очков строго следуйте требованиям окулиста и выполняйте его рекомендации и в домашних условиях. Далеко не всем детям рекомендуются очки для постоянного ношения. Некоторые дети, испытывая чувство стеснения, не надевают очки в окружении сверстников.

Публикация «Специальная поведенческая программа для родителей детей с нарушениями зрения» размещена в разделах

3. Рабочее место ребенка с нарушением зрения должно быть оснащено дополнительным освещением, с учетом явления светобоязни (некоторые дети с нарушениями зрения не выносят яркий искусственный и солнечный свет).

4. Не пропускайте занятий в детском саду и школе без уважительной причины.

5. Рекомендуется смена видов деятельности, которые являются своеобразным отдыхом для глаз, с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика).

6. Старайтесь уделять детям постоянное внимание, но не опекать их чрезмерно.

7. Не молчите с детьми, постоянно разговаривайте с ними, обозначайте все свои действия: «Сейчас мы наденем кофточку. А теперь мы надеваем брюки и т. д.». Постоянно разговаривая с ребёнком, вы способствуете его речевому и психическому развитию.

8. Родители должны говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1 – 2 мин. на обдумывание.

9. Развивайте руки ребенка с раннего возраста: играйте с ним в мозаику, собирайте разрезные картинки, лепите из пластилина, собирайте детали конструктора, учите застегивать крупные пуговиц и т. д. Этим вы развиваете его самостоятельность, а также готовите к школьному обучению.

10. Учите ребенка положительно реагировать на взрослых, воспитате-лей, выполнять требования убрать игрушки, сходить в туалет, вымыть руки, готовиться к прогулке.

Развитие умения общаться с детьми

1. Стройте отношения с ребенком на взаимопонимании и доверии.

2. Контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жестких правил.

3. Избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой –завышенных требований к ребенку.

4. Не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя».

5. Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз.

6. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

7. Помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными.

8. Выслушайте то, что хочет сказать ребенок.

9. Уделяйте ребенку достаточно внимания. Проводите досуг всей семьей.

10. Не допускайте ссор в присутствии ребенка.

11. Установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи.

12. Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания.

13. Избегайте по возможности больших скоплений людей.

14. Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Специальная поведенческая программа

1. Не прибегайте к физическому наказанию. Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в опреде-ленном месте после совершения поступка.

2. Чаще хвалите ребенка.

3. Постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком.

4. Не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время.

5. Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям.

6. Помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.

7. Не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушением зрения, не должно иметь сложной инструкции и состоять из нескольких звеньев.

8. Помните, что для ребенка с нарушением зрения наиболее действенными будут средства убеждения «через тело» :

• лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

• запрет на приятную деятельность, прогулки и т. д. ;

• приём «выключенного времени» (досрочное отправление в постель).

9. Помните, что вслед за наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребёнка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного.

Поведение родителей в процессе общения с детьми

Помните, нужно дать понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».

Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоценности.

Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь».

Помните, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.

Помните, что высказывать свое отношение к поведению ребенка нужно без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например: «Саша, Сашенька, сын, сынок…».

Помните, что необходимо проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это восклицаниями. Слушая его,не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нем все внимание. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это вам уже неинтересно.

Помните, что многие из тех установок, которые он получает от вас, в дальнейшем определяют его поведение. Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.

Помните, что в общении с детьми следует использовать разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности). Не забывайте утром приветствовать ребенка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.

Помните, нужно адекватно реагировать на проступки детей :

• спросите ребенка о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания, выяснить, что явилось побудительным мотивом для его дей-ствий, и понять его;

• не сравнивайте ребенка с другими детьми, например: «Сынок, посмотри, какой Миша молодец».

Помните, чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, необходимо преодолевать:

• барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);

• барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка, не понимаете его потребности);

• барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребенка, пытаясь продублировать педагогические воздействия собственных родителей);

• барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).

Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей :

• если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности, то напомните ему об этом, например: «Сынок, поздоровайся с тетей» и т. д. ;

• для развития умения устанавливать контакт с собеседником предло-жите детям игровую ситуацию;

• для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников, например: «Посмотри внимательно на маму. Как ты думаешь, какое у нее настроение? (Грустное.) Давай придумаем, как ее можно развеселить»;

• для развития у детей чувства эмпатии используйте сюжеты сказок. Попытайтесь узнать у детей : «Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? Что хорошего может произойти со сказочными героями?».

Обучение навыкам

Если ребенок с нормальным зрением приобретает большинство навы-ков в естественном опыте жизни, подражая взрослым, то ребенка с наруше-нием зрения всему этому нужно учить, он не может овладевать действиями по подражанию.

Трудна эта задача еще и потому, что нет, наверное, папы или мамы, которые не понимали бы, чему необходимо учить ребенка, но очень немногие из них знают, как это делать, как облегчить незрячему или слабовидящему ребенку освоение быта, научить приспособляться к нему, быть самостоятельным и максимально независимым от других людей. Эти вопросы родители постоянно задают тифлопедагогам в детских садах, стараются «подсмотреть», как справляются с проблемами незрячие люди с большим стажем слепоты, пытаются отталкиваться от «изобретений» ребенка или найти решение самостоятельно.

Часто родители детей с нарушениями зрения, помимо указанных объективных трудностей, встречаются с трудностями субъективного характера: дети, привыкшие к постоянной родительской опеке, нередко негативно относятся к любой деятельности, требующей усилий, не проявляют интереса к занятиям, желания овладеть какими-либо приемами, стремления к самостоятельности.

Преодолеть трудности как объективного, так и субъективного характера поможет родителям руководство следующими общими правилами. Терпение – вот что самое главное в вашем стремлении привить ребенку с нарушенным зрением прочные навыки. Обучение слепого ребенка самообслуживанию и личной гигиене – дело хлопотное и трудное. Порой вам будет казаться, что все труды напрасны, так медленно усваивает ребенок ваши уроки. Но они непременно дадут результат, сполна оправдывающий усилия. Не стремитесь научить ребенка всему сразу. Для него какое-либо действие может быть пока просто непосильным. Разделите действие на мелкие операции. Добивайтесь поочередного и прочного усвоения каждой операции. Обучая ребенка, опирайтесь на его сохранные органы чувств (слух, осязание, вкус, а также на остаточное зрение, если оно имеется. Активно включайте в свои занятия речь: объясняйте ребенку все подробно, обращайте его внимание на важные детали, стремитесь к тому, чтобы ребенок также оречевлял свои действия.

Начиная обучать слепого малыша какому-либо действию, лучше всего использовать следующие приемы:

• руки ребенка лежат на ваших руках, производящих действие, и таким образом изучают движения ваших рук, запоминают их – пассивные действия;

• вы берете руки малыша в свои и стараетесь произвести действие совместно с ним – совместные действия.

При обучении ребенка приемам совместных и пассивных действий лучше находиться сзади малыша и примерно на его уровне (родителям можно сесть на корточки или встать на колени) – так ребенок лучше поймет показываемые действия.

Помощь ребенку с вашей стороны должна быть разумной. Не лишайте его возможности получить радость от сознания «Я сам!», «Я умею!», «Я научился!». Помните, насколько ваш ребенок самостоятелен сегодня, настолько он свободен и счастлив завтра.

Обучение детей с нарушениями зрения несовместимо со спешкой, раз-дражительностью. Выбирайте время для занятий, когда ребенок в хорошем настроении, здоров, когда вы никуда не торопитесь.

Старайтесь, чтобы ваши занятия не были излишне академичными, иначе у ребенка пропадет к ним интерес. Оживляйте их игрой, прибаутками, потешками.

Не забывайте высказывать свое отношение по поводу успехов и неудач сына или дочери. И пусть оно всегда будет искренним, будь то радость, огорчение, разочарование или удивление. Ведь ребенку так важно чувствовать ваше живое участие в его жизненно важных делах.

Публикации по теме:

Тактильная книга «Времена года» для детей с нарушениями зренияТактильная книга «Времена года» для детей с нарушениями зрения Цель дидактического пособия: Помочь ребенку с нарушениями зрения (слабовидение, амблиопия, расходящееся косоглазие) в обследовании и восприятии.

Индивидуальная образовательная программа как основа работы с детьми со сложными нарушениями в развитии ФГОС ДО предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Так, учитываются потребности.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа)Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа) Цель: Расширить представления детей о временах года (осени). Задачи: Обучающие: Вспомнить признаки осени. Развивать внимание и память детей.

Конспект занятия для детей с нарушениями зрения 5–6 лет «Маша идет в гости к мишке»Конспект занятия для детей с нарушениями зрения 5–6 лет «Маша идет в гости к мишке» «Маша идет в гости к мишке» Тип занятия: Формирование сенсорных эталонов (величина) Тема «Маша идет в гости к мишке» Цель: формирование.

Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3–4 лет с нарушением зрения» Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3 – 4 лет с нарушением зрения» Составила: Дьяконова Елена.

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной.

Консультация для родителей младшей специализированной группы детей с нарушением зрения «Косоглазие у детей» Косоглазие – это не безобидный косметический недостаток, а серьёзное заболевание, следствием которого может быть постепенное снижение остроты.

Лабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зренияЛабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения Лабиринты – игры головоломки, которые являются средством развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Сегодня.

НОД по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте по теме «Деревья» Непосредственно образовательная деятельность по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте Тема:.

Опыт работы с детьми 3–4 лет с нарушениями зрения по формированию целостного образа предметов. Картотека дидактических игрОпыт работы с детьми 3–4 лет с нарушениями зрения по формированию целостного образа предметов. Картотека дидактических игр Аннотация В данной статье хочется опубликовать опыт работы с детьми с нарушениями зрения 2 младшая группа. При проведении тифлопедагогического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специальная поведенческая программа для родителей детей с нарушениями зрения
Опубликовано: 1 марта 2021 в 21:18
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД