Екатерина Соловьева
Специфические особенности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Это является причиной неподготовленности детей к обучению грамоте и в дальнейшем может отразиться на успеваемости по общеобразовательным предметам. Было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.
Публикация «Специфические особенности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. М. Сечинов, М. И. Кольцова, Е. И. Исенина, А. В. Антакова-Фомина, Н. А. Бернштейн, М. Ю. Кистяковская, В. М. Бехтерев, Д. Б. Эльконин, Н. Л Фигурин.
Речевое развитие у детей данной группы характеризуется: Отставанием словарного запаса от возрастной нормы; Выявлением лексических ошибок; Ошибок согласования прилагательного с существительным, числительного с существительным; Неправильным употреблением предлогов; Затруднением в овладении основными видами связной речи : пересказом, составлением рассказов с опорой на картину, заданный план и т. д; А так же Звукопроизношением детей не соответствующим возрастной нормы.
Представим несколько диагностических методик, которые можно применить для определения уровня развития мелкой моторики у детей с онр : методика исследования произвольной моторики пальцев рук Г. А. Волковой, методика «Дорожки» по Л. А. Венгеру, диагностические задания из книги С. Е. Гавриной, Н. Л. Кутявиной, а также тесты для обследования мелкой моторики рук из книги С. Е. Большаковой.
Обследование мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи включает исследование произвольной моторики пальцев рук; обследование координации движений пальцев и рук (зрительно-моторная координация, динамическая (кинетический праксис) и кинестетический праксис); определение точности движений пальцев рук.
Для исследования произвольной моторики пальцев рук детям предлагались диагностические задания по подражанию и по словесной инструкции, которые выполнялись под счет.
С целью обследования координации движений пальцев и рук были подобраны диагностические задания, направленные на исследование:
1. Зрительно-моторной координации – то есть согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.
2. Динамической координации движений (кинетический праксис) - последовательное переключение движений и формирование двигательных звеньев, создающих основу двигательных навыков.
3. Кинестетического праксиса- которое подразумевает целенаправленное действие, в процессе которого рука получает афферентные сигналы обратной связи и выполняет тонкие движения.
Для улучшения показателей необходимо разработать систему коррекционной работы предусматривающий развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.
Для решения данной задачи необходимо создать условия для самостоятельной деятельности детей. В свободном доступе должны находится различные виды театров, трафареты, лекала, штампы, кусочки поролона, шнуровки, мозаики, пазлы, конструкторы, краски, пастель, пластилин, бумага, карандаши, восковые мелки, «сухие бассейны» из гороха и фасоли, мешочки с различными крупами, пуговицы, бусы, проводились кинезеологические упражнения.
В презентации представлено перспективное планирования образовательной деятельности по развитию мелкой моторики дошкольников с общим недоразвитием речи. Форма: Пальчиковая гимнастика, Дидактические игры, Графический диктант, Коллективная работа, Декоративная лепка, Дежурство в уголке природы, зимнем саду, Пальчиковый театр, Ручной труд
Благодарю за внимание!